Дальневосточники, как недавно переехавшие в регион, так и коренные, ведущие род от казаков-переселенцев и аборигенов из народов Севера, не просто так любят свою землю. Рядом с нами, иногда буквально по соседству, живут и работают уникальные личности, творцы и созидатели – о таких людях ИА «Хабаровский край сегодня» в рубрике «Есть кем гордиться» расскажет в серии публикаций, основанных на книге Натальи Думчевой «Личность. История Хабаровского края в лицах».
МУЗЕЙ – ЕГО РЕЛИГИЯ И ЖИЗНЬ
Николай Иванович Рубан родился в июле 1950 года в Уссурийске Приморского края. После окончания школы и службы в армии поступил в Хабаровский политехнический институт, который окончил в 1977 году по специальности тепло-газоснабжение и вентиляция.
ДЕТИЩЕ
В 1994 году его назначили директором краеведческого музея – в качестве спасителя создавшегося положения. С утра до вечера из его директорского кабинета можно было видеть обещанную пристройку к старому музейному зданию. Это был глубокий котлован, наполненный до краёв водой. И ни одного человека рядом. И так многие месяцы.
Не секрет, что В.И. Ишаев (губернатор в те годы) включал активно очень жесткие нотки в личных встречах. Седых волос после каждого визита к «папе» заметно прибавлялось. Но прибавлялось и опыта. Н.И. Рубан искал свои «рычаги» в помощь для развития музея, не ограничиваясь границами края.
Долго ли коротко, но, в конце концов, деньги нашлись… И сейчас новый музейный корпус радует хабаровчан, гостей города изящной архитектурой и богатым внутренним содержанием. Наш краеведческий музей – один из лучших музеев современной России и зарубежья.
Николай Николаевич человек увлекающийся, не случайно многие его идеи воплощены в музейном пространстве. Несколько лет, например, у него ушло на поиск и реставрацию парковых скульптур советского периода. В целесообразности их установки в парке скептиков было немало: мол, «Девушка с веслом» - явный анахронизм, и место её на задворках истории.
Рубан выстоял. Скульптуры, которые удалось найти, обновить и установить у пешеходной дорожки за музеем, пользуются живым интересом. Наряду с другими здешними достопримечательностями, типа скелета коровы Стеллера, они стали одним из объектов любительских кино- и фотосъёмок.
Ещё до Рубана в краеведческом музее появилась впечатляющая панорама Волочаевского боя. Она пользовалась неизменным интересом у посетителей, особенно у школьников. За ней установлен постоянный пригляд, вовремя подновляют, словом – берегут. А вот музей на одноименной сопке остался у соседей в ЕАО, вышедших из состава края, и захирел. Николай Иванович долго вынашивал в душе идею поставить на вершине сопки некий символ, примиряющий здесь погибших. Предлагал соорудить крест. Но не сложилось – появилась часовня.
ПОСТОЯННО УЧИТЬСЯ!
Уход строителя в сферу культуры выдержал испытание временем и дал положительные результаты. Музейное дело стало Рубану главным и близким. Его энергия, увлеченность, высокая ответственность, принципиальность позволили в короткий срок вывести краеведческий музей на высокий научный и экспозиционный уровень.
Приоритетным направлением деятельности музея, наряду с хранительной и научно-исследовательской, стала работа с посетителем – культурно-просветительская, творческо-досуговая и образовательная. В структуре музея в 2010 году был создан специализированный Культурно-образовательный центр.
В его состав вошли все специалисты, работающие с посетителями, профессионалы в экскурсионной, педагогической, маркетинговой, дизайнерской и пиар деятельности. Посетители высоко отзываются о новых экспозициях музея, на базе которых проводятся семинары, курсы повышения квалификации.
Очень интересен, неповторим – детский музейный комплекс. Он не имеет себе аналогов в практике дальневосточных музеев. Самые маленькие посетители в «Детском музее» - мальчики и девочки от двух лет. Их приводят сюда папы и мамы, дедушки и бабушки или в составе групп детских садов.
Через игру, театрализацию, творческие задания и мастер-классы малыши, безусловно, получают толчок к своему дальнейшему саморазвитию. Образовательные программы для школьников строятся с учетом учебных программ. Проводятся они по четырём образовательным блокам: «Природа родного края», «Славянский мир», «Народы Приамурья», «Здесь начинается Россия». Эти занятия проводятся не только в музее, но и в школах, дошкольных учреждениях. Дальневосточный краеведческий музей в год посещает около 45 тысяч человек – хабаровчан, учащихся, гостей города и иностранцев.
Гродековский музей имеет многолетний опыт создания передвижных выставок. Здесь оперативно зрители знакомятся с историко-культурным наследием, хранящимся в музее. Востребовательность такой формы работы очень высока. Это не может не радовать музей и его директора, хотя дело это хлопотное и ответственное.
НОВЫЕ ДЕЛА
Одним из главных результатов деятельности Рубана стало создание в 2008 году новой экспозиции музея Амура. Построена она на основе инновационного проекта с использованием современных мультимедийных технологий. Здесь использованы высокий научный и художественный уровни, а также музеефикации прилегающей территории.
Иногда в музее случаются совершенно неожиданные встречи. Из рассказа бывшей хабаровчанки Вероники Ч.: «С краеведческим музеем я познакомилась в раннем детстве, когда мне было года три. В Хабаровск мы приехали с Урала, после окончания родителями университета, и естественно мало что знали о Дальнем Востоке. А за знаниями родители повели меня в краеведческий музей, тогда он ещё располагался в одном здании. Вот тут-то я и увидела впервые, какие бывают медведи и волки, лоси и тигры, песцы и лисы… И, признаться, очень испугалась их воинственного вида. Никакие уговоры, что звери не живые, не могли унять мой страх и плач. Пришлось на этом экскурсию и закончить.
Кажется, до самой школы я не была больше в музее. Но зато побывала, опять же с родителями, на Сикачи-Аляне, излазив все полузатопленные камни с диковинными личинами, проплыла на экскурсионном пароходе до низовьев Амура, обозрела вокруг Хабаровска все окрестности, собирала лимонник и дикий виноград, не говоря уже о грибах, которых в ту пору было полно за городом. Потом уехала учиться и в Хабаровск наведывалась только на каникулы, а после – в отпуск. По традиции в один из дней мы отправляемся с родными в музей. Ведь там всегда есть что-то интересное и новое.
Нынешним летом мы решили в первый раз сходить в археологический музей. А там, нас ожидал подлинный подарок судьбы (мы даже не поверили сначала) – выставка «Пермские боги». Что это такое, мы знали из фото книги «Хребет России» писателя Алексея Иванова, так он называет Урал. В книге сто новелл об Урале и около шести сотен фотографий. И среди них новелла «Христы в темнице».
Этим Христам не нашлось места у иконостаса, и они сидят в особых резных домиках, вроде «сеней», только со стенками. Домики называются «темницами». Уральские Христы – боги в темницах…
Деревянных Христов первым заметил пермский искусствовед Николай Серебренников. Он начал собирать их в 1922 году, а прекратил в 1928. Собрал две с лишним сотни скульптур. Не та была эпоха, чтобы беречь Иисусов. Но спасенное Серебренниковым – языческий подвиг «во Христе».
Всё, что мы вычитали у А. Иванова, было страшно интересно. Но где и как увидеть этих самых деревянных Христов?
И вот мы стоим перед дверью Хабаровского музея археологии, а за ней – наша мечта…
Мы провели на выставке несколько часов, не по одному разу возвращаясь то к одной, то к другой деревянной скульптуре, перечитывая сопровождающий каждую текст пояснений. Не стали даже расспрашивать смотрителей, как эта коллекция попала в Хабаровск. Потому что были почему-то твёрдо уверены, что попала она сюда стараниями Рубана».
С ЛЮБОВЬЮ К РОДНОМУ КРАЮ
Всех, кто побывает в археологическом музее, не сможет не заинтересовать и расположенное рядом «Первобытное подворье». Его открыли в мае 2013 года для проведения тематических занятий, театрализованных представлений, мастер-классов, изучающих древнюю историю Приамурья. Здесь вас «встретят» керамические каменные топоры, заготовки древков для копий, а вместо привычных сидений вам предложат деревянные чурки. Не заказан сюда вход и одиночным посетителям. Вниманием их не обделят. И родителям с детьми тоже скучать не придется. В «Археологической песочнице» можно попытаться отыскать свою «Трою». В «Гончарской мастерской» - сделать себе украшения, посуду или сувенир из глины. В «Каменной мастерской» можно попробовать изготовить наконечник стрелы. Ну, разве не интересно?
С марта 2013 года музей стал работать каждый четвёртый четверг месяца до 21-го часа. Для ускорения дела придумали бонусную программу «Музейный Overtime». Пришел человек в этот вечер в музей, он не только познакомится с его экспозициями и выставками, но и получает возможность посетить лекции, презентации и даже ночные экскурсии.
Замечательное название бонусной вечерней программы придумали сотрудники Культурно-образовательного центра. Здраво рассудили, что «сверхурочная работа» соответствует в английском языке известному в мире хоккейных болельщиков термину «Overtime». Так и будет! Для «ночных» посетителей стали обязательными экскурсии по новым выставкам или тематические лекции. Появилась уникальная возможность прогуляться по ночному музею, не дожидаясь очередной «Ночи в музее».
Наверняка, незабываемым для участников экскурсии «Мифы и легенды Волочаевки» стало обозрение панорамы в уникальном свете, который давали только фонарики в руках. Или на экскурсии «Таёжные сумерки» попасть в ночной лес и наблюдать за жизнью его обитателей. А повезёт, то сможете разгадать «Тайны Амура», совершив небольшое ночное путешествие по великой дальневосточной реке…
«Ночные посетители» имели возможность прослушать лекции о творчестве известных дальневосточных художников ХХ века А.В. Шишкина и В.Н. Высоцкого. Услышать рассказ преподавателя ДВГГУ С.В. Тамулевич об искусстве анимации, побывать на презентации книги Б.Н. Фомина «По дороге кремниевой жизни» и увидеть его коллекцию кремниев и т.д.
Самые тесные связи связывают музей с Хабаровской региональной общественной организацией Союзом обществ дружбы с зарубежными странами. Вот как комментирует это его директор З.П. Ройтман: «Гродековский музей – один из самых надёжных друзей нашего общества дружбы. С какой бы просьбой я не обратилась к Николаю Ивановичу Рубану, он всегда нас поддержит, что делают сейчас далеко не многие. Мы ведь – общественная организация. И кроме богатого опыта установления дружеских связей, поддерживания их, развития и укрепления путём совместных мероприятий, встреч, мы мало чем ещё располагаем. Но общества дружбы живы и продолжают действовать.
Так мы, можно сказать, исхитряемся ежегодно проводить международную выставку детских рисунков «Мы – дети одной планеты». Участвуют в ней представители разных стран и городов. Скажем, на последнюю, которая в прошлом году уже была 25-й, поступило более 600 рисунков из Японии (Ниигата, Иокогама, Аомори), Китая и Шанхая, Вьетнама и КНР, стран бывшего СССР – Белоруссии, Туркменистана, городов России – Калуги, Челябинска и даже Москвы…
И вот тут нам всегда на помощь приходит Н.И. Рубан. Берёт под крышу музея выставку, и она работает, пока вызывает интерес посетителей.
Кстати, и «Дни немецко-российской культуры» традиционно отмечаются в краеведческом музее выставками. Авторами которых бывают фотографы, художники и журналисты из двух стран. В центре внимания выставок всегда находится человек; проводятся мастер-классы.
Конечно, мы с радостью откликнулись на просьбу музея принять участие в «Музейном Overtime». Дело в том, что при обществе дружбы «Россия – Япония» уже не один десяток лет работает женский клуб «Судзуран» («Ландыш»). Интересуются страной Восходящего солнца его члены глубоко и серьёзно, традиционно собираясь не реже одного раза в месяц. И тоже вечером.
Так что в новые путешествия по Японии «Судзуран» теперь отправляется из краеведческого музея. Члены клуба и вечерние посетители музея познакомились с префектурами Тоттори, Канагава, увидели три самых удивительных памятника природы Японии – залив Мацусима, остров Ицукусима; «Мост между небом и землёй» - Аманохасидатэ в префектуре Киото, познакомились с музыкальными инструментами, историей и разнообразием кимоно, вееров и другими примечательностями».
В год 120-летия музея (в 2014 году) Н.И. Рубан стал организатором I Музейного форума Дальнего Востока «Музей – открытая книга для всех». Тогда были открыты две новые экспозиции – «Губернаторская гостиная» в здании музейно-культурного центра «Амурский утёс» и интерактивная экспозиция «Лабиринты Подземелья» - в музее археологии.
Научно-исследовательская деятельность музея является одним из его ведущих направлений. Н.И. Рубан инициировал организацию региональных научно-практических конференций «Гродековские чтения». Они заслуженно получили признание среди ученых дальневосточного региона и объединили научные силы Хабаровского края.
По его инициативе создан научно-издательский отдел, который готовит совместно с научными сотрудниками, монографии, сборники статей, каталоги и другую научную и научно-методическую литературу. Он является главным редактором периодически издаваемых сборников «Записки Гродековского музея».
В 2001 году Н.И. Рубан защитил кандидатскую диссертацию по проблемам музейного строительства на Дальнем Востоке. Ведёт педагогическую работу, является доцентом политической истории в гуманитарном институте. У него более сорока научных статей и монография по этим проблемам. Среди них – «Музееология», рекомендованная в качестве учебного пособия для студентов вузов региона, «Словарь основных музейных терминов», «Из истории зарождения православной культуры Приамурья XVII», «Христианство на Дальнем Востоке», «Теория и практика музейного дела в России на рубеже XX – XXI вв.» и др.
Н.И. Рубан награждён нагрудным знаком Министерства культуры РФ «За достижения в культуре». Он лауреат Почетной грамоты министерства иностранных дел Японии за развитие международных связей в области культуры, имеет многочисленные грамоты и благодарственные письма научных организаций и иных учреждений Хабаровского края.
По настойчивой инициативе Рубана в Гродековском было создано Приамурское историко-родоведческое общество (ПИРО). С 2008 года оно выпускает свой «Вестник».
Люди, которых общество объединяет, увлечены поиском своих родословных, о чем рассказывают в печатном издании. Директор музея, главный редактор «Вестника», подаёт в этом пример.
В первом номере в статье об истории заселения Дальнего Востока, он глубоко и интересно размышляет о том, как сложно, напряженно шел этот процесс. Ведь он и сам из тех, чьи предки заселяли окраину России.
Но род выстоял. В статье приведён большой список из 318 персон – потомков основателя рода Фёдора Рубана, начиная с 1830 года…