Луч солнца для самого малого народа Хабаровского края

Луч солнца для самого малого народа Хабаровского края

30 Октября 2020 398

Луч солнца для самого малого народа Хабаровского края

30 Октября 2020 398
Поделиться
Поделиться
Отправить

Хабаровский край – край с уникальной историей. Свои непохожие ни на какое другое поселение страницы прошлого есть не только у крупных городов и райцентров, но и у крошечных селений. ИА «Хабаровский край сегодня» продолжает серию рассказов о том, с чего начинались, как развивались небольшие поселения огромного региона. Мы уже писали о сладкой столице – посёлке Дормидонтовка в Вяземском районе, который сделал своим главным брендом фестиваль варенья. На это раз расскажем об ещё одной негласной столице – столице целого народа.

Крошечное село Владимировка на просторах обширного района имени Полины Осипенко не может похвастаться древностью своей истории. Своё летоисчисление селяне ведут с тяжёлых послевоенных 1945-46 годов. Но загадок своего прошлого Владимировка хранит множество. Сегодня этот таёжный посёлок имеет негласный статус столицы одного из самых малочисленных народов России – негидальцев.

Люди Амгуни

Негидальцы – один из самых малочисленных и, пожалуй, загадочных народов России. На всей планете их около полутысячи человек. И большинство живут в районе имени Полины Осипенко Хабаровского края. А крошечная Владимировка, где всё население чуть больше 300 человек, негласно считается столицей этой нации.

- Как предполагается, предки негидальцев появились на реках Амгуни и Амуре уже со сложившейся родовой организацией. Это была небольшая группа охотников-тунгусов, кочевавшая ещё в эпоху раннего железа по обширным территориям Забайкалья. Впоследствии она обособилась, а когда достигла Охотского побережья, попала в географически обусловленную изоляцию. Здесь предки негидальцев осели, занялись рыбным промыслом, сохранив при этом свои хозяйственные и культурные традиции. Не потеряв родственных связей с эвенками, они вступили в контакт с местными аборигенами и к концу XVII и началу XVIII века сформировались как этнос, - рассказывает глава села Владимировка Анна Максимова.
Само название негидальского народа с их языка переводится, как береговые. Но сами себя они называли амгун бэйэнин - люди Амгуни. Это река – основа жизни негидальцев. Столетиями этот народ жил и кормился на её берегах, а также притоках и берегах озера Чукчагирское. От кочевников-эвенков, которые регулярно приходили в эти места со своими стадами оленей, негидальцы отличались оседлым образом жизни. К приходу русских привыкшие к постоянным контактам с народами-соседями аборигены отнеслись спокойно. Даже православную веру приняли. Так древние роды Муктегиров, Альчакулов, Тоёмконов, Аюмканов и так далее стали Евдокимовыми, Надеиными, Соловьевыми, Семеновыми, Яковлевыми, Максимовыми…

Правда, и своим исконным традициям негидальцы не изменяли. Перед наступлением сезона охоты совершали обряд «мунняк», когда шаман просил духов не оставить людей без добычи, а мужчины пускались в ритуальный хоровод хадё. Еще до середины прошлого века негидальские семьи сооружали на берегу рек и озёр летние жилища угданы. Строили их из коры деревьев. Говорят, летний зной в них переносился легче, не надо было никаких кондиционеров.

негидальцы архивное фото.jpg


Гарпа - луч солнца

Краеведы рассказывают, что до революции на месте современной Владимировки располагалось стойбище Хуен. В переводе на русский это водоворот, место встречи. Тут пересекались кочевые тропы аборигенов. Негидальцы, эвенки, нанайцы и ульчи здесь обменивались товарами, шло сватовство невест.

- Мы долго пытались выяснить, почему же наше село называется Владимировка. Удалось узнать, что в 30-е годы здесь располагалась партия геологов. Примерно в это же время сюда переселился старик по фамилии Владимиров. Он был из негидальского села Гуга ниже по течению Амгуни. Возможно, с его подачи и был основан тут колхоз «Гарпа», что в переводе на русский означает «Луч солнца», - рассказывает Анна Максимова. – Ну а сама Владимировка берёт начало с 1945 года. Тогда власти решили укрепить колхозы. С Чукчагирского селения на берегу одноимённого озера (род Чукчагиль) и селения Каменка (рода муктегиров, альчакулов, тоёмконов и аюмканов) негидальцы были переселены в село Владимировка в связи с объединением мелких колхозов.
Раскинулась Владимировка на берегу красивого озера Стариковское. В народе его до сих пор зовут Митрофановским. О названии этого озера до сих пор ходит легенда о некоем русском старике по имени Митрофан.

- Именно он научил переселившихся сюда эвенков и негидальцев ловить карасей. В озере их водилось очень много, но только вот аборигенам они в руки не давались. Негидальцы и эвенки привыкли к острогам, которыми прежде ловко добывали тайменя в верховьях Амгуни. Поначалу Митрофан угощал рыбой своих новых соседей, а потом научил их сетки плести и забрасывать. С той поры проблем с пропитанием не возникало, - гласит молва. 

Следы колхоза Красный Чукчагирец на берегу озера Чукчагирское_фото планета тайга.jpg

Следы колхоза «Красный Чукчагирец» на берегу озера Чукчагирское. Фото: Планета тайга

Общее дело

От большого укрупнения колхозов в послевоенном 1945 году до сих пор остались следы. На берегу Чукчагирского озера сохранились руины исчезнувшего после переселения во Владимировку негидальского села. Гуга и Каменка сегодня – небольшие гидропосты.

- Мой отец Мартемьян был родом из Каменки. В 1938-м ушёл в армию. Вернулся и тут же на войну был призван. Воевал на белорусском фронте. Кончилась война, а тут переселение. На новом месте первым делом школу построили, избу-читальню, ФАП. Уже потом себе дома рубить начали, - вспоминает Анна Максимова.
Хотя Владимировка и расположена на севере, но микроклимат тут на удивление благоприятен для выращивания овощей. Новому колхозу в голодное послевоенное время была поставлена задача – обеспечить продовольствием едва ли не всё Приамгунье. Следы огромных колхозных полей в окрестностях села сохранились до сих пор, правда, зарастают они лесом.
- За нынешним ДК были большие поля капусты. Помню, я маленькой была, но ходила со взрослыми на работу. Каждая семья трудодни отрабатывала. А в стороне выращивали картофель, свёклу и морковь. Рядом вырыли огромную землянку. Оборудовали овощехранилище. Помню, зимой по очереди, по глубокому снегу ходили туда в лютые морозы на дежурства. Нужно было печь топить, чтобы картошку и другие овощи не переморозить, - рассказывает Анна Мартемьяновна.
Осенью и весной, как лёд сойдёт, к Владимировке по реке Немелен приходила огромная баржа. На неё грузили мешки с овощами и развозили продукты по поселениям и приискам. Только к концу 50-х река обмелела. Не могла уже баржа пройти. Поэтому овощеводческий колхоз решено было свернуть. Остался во Владимировке коопзверопромхоз. Принимал у охотников мясо зверя, меха и рыбу.
- Рыбалка тогда совсем не такая была, как сейчас, когда у каждой семьи своя сеть, каждый сам по себе ловит. Тогда рыбалка была общим делом. Всем селом во время путины выходили. Брались за один огромный невод и вытягивали кету разом. А потом уже делили рыбу, солили, вялили. Рыбы столько было, что от путины до путины её хватало с избытком, - рассказывает глава Владимировки.
Фильм Александра Фроленка «Амгунь - река, которая кормит». ТО «Мастерская фотографии», 2016 г.

Жить в согласии

Владимировка официально считается селом национальным. На самом деле оно, скорее, многонациональное. Негидальцы ещё со старинных времён умели жить бок о бок с соседями: эвенками-оленеводами, нанайскими рыбаками, русскими золотопромышленниками и крестьянами.

- У нас из 307 жителей села 266 – представители коренных малочисленных народов Севера. Но сколько из них негидальцев, а сколько эвенков, никто вам не скажет точно. Мы даже говорим друг с другом на смешанном языке. Я сама себя считаю эвенкийкой, но бабушка моя Надеина Анна Порфирьевна – негидалка. Прожила она долгую и яркую жизнь – 103 года, - рассказывает Анна Максимова.
До сих пор селяне хранят память о своей замечательной землячке, а на стенах висят её работы – ковры-кумаланы. Помнят владимирцы и якутянку Марию Охлопкову, Александру Казарову. Их расшитые диковинными негидальскими узорами торбаса, халаты и рукавицы поражали посетителей выставок в Японии, Европе и США.

Во Владимировке и сейчас стараются сохранить национальную самобытность. Дарья Надеина делает всё возможное для сохранения негидальского языка и культуры, Антонина Казарова хранит эвенкийские традиции. Недавно был издан букварь негидальского языка, проводились занятия и для взрослых. Пока живы традиции, жив и народ.

СПРАВКА:

Обычаи «итка» негидальских охотников:

  • На охоте ли, на рыбалке ли будь, надо угостить хозяина огня – подя, в противном случае не быть удаче.

  • Когда заночуешь в лесу, сделай зарубку на толстом дереве, и когда дерево будет стонать, ни один нечистый дух не подойдет, испугается.

  • Ночью никогда не ходят по воду – говорят, что с водой в дом можно принести плохое.

  • Не надо говорить «карась», надо говорить «старуха плещется». 

Поделиться
Поделиться
Отправить
Отправить новость в редакцию




CAPTCHA
Другие новости рубрики:
Её поручил создать Михаил Дегтярёв, чтобы устранить цифровое неравенство жителей
29.11.2020 09:00:00
Посёлок в Верхнебуреинском районе получил специалиста с помощью федеральной программы
26.11.2020 10:00:00
Студентка педагогического колледжа победила в конкурсе «Планета – наше достояние»
25.11.2020 11:30:00
У Николаевска-на-Амуре вспять потекли даже горные речки
23.11.2020 18:00:00
Наш край 22.11.2020 12:00:00
Жители Эворона активно улучшают свой быт при помощи краевых программ
22 Ноября 2020
Наш край 21.11.2020 16:30:00
Врио губернатора осмотрел предприятия лесного комплекса Солнечного района
21 Ноября 2020
Наш край 20.11.2020 17:00:00
Краевые власти разбираются, почему перевозчик перестал выполнять рейсы в Победу и Новокуровку
20 Ноября 2020
Наш край 20.11.2020 10:00:00
Летом будущего года в Николаевске сдадут ледовый дворец
20 Ноября 2020
Наш край 19.11.2020 16:00:00
О своей проблеме они сообщили врио губернатора края Михаилу Дегтярёву
19 Ноября 2020
Наш край 19.11.2020 14:30:00
В этом году в лесах региона высаживали ель, кедр и лиственницу
19 Ноября 2020
Наш край 19.11.2020 10:30:00
Глава региона продолжает рабочую поездку по БАМу
19 Ноября 2020
Наш край 14.11.2020 15:00:00
Конструкция находилась в аварийном состоянии более 20 лет
14 Ноября 2020

Подписка

Доставка новостей на эл. почту
без спама и рекламы
© 2020 Хабаровский край сегодня
Сайт разработан в RASA

Сетевое издание «Информационное агентство «Хабаровский край сегодня». Номер свидетельства ЭЛ №ФС 77-68538 от 31.01.2017, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Учредитель: АНО ЦПСИ «Открытый регион», 680000, Хабаровск, ул. Дзержинского, д. 36, Главный редактор: Оксана Алексеевна Добротворская, электронный адрес: hks@todaykhv.ru

Данный сайт содержит информационную продукцию категории 18+. При перепечатке либо ином использовании текстовых материалов с настоящего сайта гиперссылка на источник обязательна. Фотографии, видеоматериалы, иные иллюстрации могут быть использованы только с письменного согласия автора (правообладателя) и с обязательным указанием имени автора и источника заимствования.