Главное
Наш край, 30 октября, 19:30

Луч солнца для самого малого народа Хабаровского края

Крошечная Владимировка признана негласной столицей негидальской нации

Луч солнца для самого малого народа Хабаровского края
Фото: Александр Фроленок

Хабаровский край – край с уникальной историей. Свои непохожие ни на какое другое поселение страницы прошлого есть не только у крупных городов и райцентров, но и у крошечных селений. ИА «Хабаровский край сегодня» продолжает серию рассказов о том, с чего начинались, как развивались небольшие поселения огромного региона. Мы уже писали о сладкой столице – посёлке Дормидонтовка в Вяземском районе, который сделал своим главным брендом фестиваль варенья. На это раз расскажем об ещё одной негласной столице – столице целого народа.

Крошечное село Владимировка на просторах обширного района имени Полины Осипенко не может похвастаться древностью своей истории. Своё летоисчисление селяне ведут с тяжёлых послевоенных 1945-46 годов. Но загадок своего прошлого Владимировка хранит множество. Сегодня этот таёжный посёлок имеет негласный статус столицы одного из самых малочисленных народов России – негидальцев.

Люди Амгуни

Негидальцы – один из самых малочисленных и, пожалуй, загадочных народов России. На всей планете их около полутысячи человек. И большинство живут в районе имени Полины Осипенко Хабаровского края. А крошечная Владимировка, где всё население чуть больше 300 человек, негласно считается столицей этой нации.

- Как предполагается, предки негидальцев появились на реках Амгуни и Амуре уже со сложившейся родовой организацией. Это была небольшая группа охотников-тунгусов, кочевавшая ещё в эпоху раннего железа по обширным территориям Забайкалья. Впоследствии она обособилась, а когда достигла Охотского побережья, попала в географически обусловленную изоляцию. Здесь предки негидальцев осели, занялись рыбным промыслом, сохранив при этом свои хозяйственные и культурные традиции. Не потеряв родственных связей с эвенками, они вступили в контакт с местными аборигенами и к концу XVII и началу XVIII века сформировались как этнос, - рассказывает глава села Владимировка Анна Максимова.
Само название негидальского народа с их языка переводится, как береговые. Но сами себя они называли амгун бэйэнин - люди Амгуни. Это река – основа жизни негидальцев. Столетиями этот народ жил и кормился на её берегах, а также притоках и берегах озера Чукчагирское. От кочевников-эвенков, которые регулярно приходили в эти места со своими стадами оленей, негидальцы отличались оседлым образом жизни. К приходу русских привыкшие к постоянным контактам с народами-соседями аборигены отнеслись спокойно. Даже православную веру приняли. Так древние роды Муктегиров, Альчакулов, Тоёмконов, Аюмканов и так далее стали Евдокимовыми, Надеиными, Соловьевыми, Семеновыми, Яковлевыми, Максимовыми…

Правда, и своим исконным традициям негидальцы не изменяли. Перед наступлением сезона охоты совершали обряд «мунняк», когда шаман просил духов не оставить людей без добычи, а мужчины пускались в ритуальный хоровод хадё. Еще до середины прошлого века негидальские семьи сооружали на берегу рек и озёр летние жилища угданы. Строили их из коры деревьев. Говорят, летний зной в них переносился легче, не надо было никаких кондиционеров.

негидальцы архивное фото.jpg


Гарпа - луч солнца

Краеведы рассказывают, что до революции на месте современной Владимировки располагалось стойбище Хуен. В переводе на русский это водоворот, место встречи. Тут пересекались кочевые тропы аборигенов. Негидальцы, эвенки, нанайцы и ульчи здесь обменивались товарами, шло сватовство невест.

- Мы долго пытались выяснить, почему же наше село называется Владимировка. Удалось узнать, что в 30-е годы здесь располагалась партия геологов. Примерно в это же время сюда переселился старик по фамилии Владимиров. Он был из негидальского села Гуга ниже по течению Амгуни. Возможно, с его подачи и был основан тут колхоз «Гарпа», что в переводе на русский означает «Луч солнца», - рассказывает Анна Максимова. – Ну а сама Владимировка берёт начало с 1945 года. Тогда власти решили укрепить колхозы. С Чукчагирского селения на берегу одноимённого озера (род Чукчагиль) и селения Каменка (рода муктегиров, альчакулов, тоёмконов и аюмканов) негидальцы были переселены в село Владимировка в связи с объединением мелких колхозов.
Раскинулась Владимировка на берегу красивого озера Стариковское. В народе его до сих пор зовут Митрофановским. О названии этого озера до сих пор ходит легенда о некоем русском старике по имени Митрофан.

- Именно он научил переселившихся сюда эвенков и негидальцев ловить карасей. В озере их водилось очень много, но только вот аборигенам они в руки не давались. Негидальцы и эвенки привыкли к острогам, которыми прежде ловко добывали тайменя в верховьях Амгуни. Поначалу Митрофан угощал рыбой своих новых соседей, а потом научил их сетки плести и забрасывать. С той поры проблем с пропитанием не возникало, - гласит молва. 

Следы колхоза Красный Чукчагирец на берегу озера Чукчагирское_фото планета тайга.jpg

Следы колхоза «Красный Чукчагирец» на берегу озера Чукчагирское. Фото: Планета тайга

Общее дело

От большого укрупнения колхозов в послевоенном 1945 году до сих пор остались следы. На берегу Чукчагирского озера сохранились руины исчезнувшего после переселения во Владимировку негидальского села. Гуга и Каменка сегодня – небольшие гидропосты.

- Мой отец Мартемьян был родом из Каменки. В 1938-м ушёл в армию. Вернулся и тут же на войну был призван. Воевал на белорусском фронте. Кончилась война, а тут переселение. На новом месте первым делом школу построили, избу-читальню, ФАП. Уже потом себе дома рубить начали, - вспоминает Анна Максимова.
Хотя Владимировка и расположена на севере, но микроклимат тут на удивление благоприятен для выращивания овощей. Новому колхозу в голодное послевоенное время была поставлена задача – обеспечить продовольствием едва ли не всё Приамгунье. Следы огромных колхозных полей в окрестностях села сохранились до сих пор, правда, зарастают они лесом.
- За нынешним ДК были большие поля капусты. Помню, я маленькой была, но ходила со взрослыми на работу. Каждая семья трудодни отрабатывала. А в стороне выращивали картофель, свёклу и морковь. Рядом вырыли огромную землянку. Оборудовали овощехранилище. Помню, зимой по очереди, по глубокому снегу ходили туда в лютые морозы на дежурства. Нужно было печь топить, чтобы картошку и другие овощи не переморозить, - рассказывает Анна Мартемьяновна.
Осенью и весной, как лёд сойдёт, к Владимировке по реке Немелен приходила огромная баржа. На неё грузили мешки с овощами и развозили продукты по поселениям и приискам. Только к концу 50-х река обмелела. Не могла уже баржа пройти. Поэтому овощеводческий колхоз решено было свернуть. Остался во Владимировке коопзверопромхоз. Принимал у охотников мясо зверя, меха и рыбу.
- Рыбалка тогда совсем не такая была, как сейчас, когда у каждой семьи своя сеть, каждый сам по себе ловит. Тогда рыбалка была общим делом. Всем селом во время путины выходили. Брались за один огромный невод и вытягивали кету разом. А потом уже делили рыбу, солили, вялили. Рыбы столько было, что от путины до путины её хватало с избытком, - рассказывает глава Владимировки.
Фильм Александра Фроленка «Амгунь - река, которая кормит». ТО «Мастерская фотографии», 2016 г.

Жить в согласии

Владимировка официально считается селом национальным. На самом деле оно, скорее, многонациональное. Негидальцы ещё со старинных времён умели жить бок о бок с соседями: эвенками-оленеводами, нанайскими рыбаками, русскими золотопромышленниками и крестьянами.

- У нас из 307 жителей села 266 – представители коренных малочисленных народов Севера. Но сколько из них негидальцев, а сколько эвенков, никто вам не скажет точно. Мы даже говорим друг с другом на смешанном языке. Я сама себя считаю эвенкийкой, но бабушка моя Надеина Анна Порфирьевна – негидалка. Прожила она долгую и яркую жизнь – 103 года, - рассказывает Анна Максимова.
До сих пор селяне хранят память о своей замечательной землячке, а на стенах висят её работы – ковры-кумаланы. Помнят владимирцы и якутянку Марию Охлопкову, Александру Казарову. Их расшитые диковинными негидальскими узорами торбаса, халаты и рукавицы поражали посетителей выставок в Японии, Европе и США.

Во Владимировке и сейчас стараются сохранить национальную самобытность. Дарья Надеина делает всё возможное для сохранения негидальского языка и культуры, Антонина Казарова хранит эвенкийские традиции. Недавно был издан букварь негидальского языка, проводились занятия и для взрослых. Пока живы традиции, жив и народ.

СПРАВКА:

Обычаи «итка» негидальских охотников:

  • На охоте ли, на рыбалке ли будь, надо угостить хозяина огня – подя, в противном случае не быть удаче.

  • Когда заночуешь в лесу, сделай зарубку на толстом дереве, и когда дерево будет стонать, ни один нечистый дух не подойдет, испугается.

  • Ночью никогда не ходят по воду – говорят, что с водой в дом можно принести плохое.

  • Не надо говорить «карась», надо говорить «старуха плещется». 

Поделиться
Поделиться
Отправить
По теме