Дети по-своему познают окружающий мир, они пробуют его на вкус. Все, что кажется им интересным, они отправляют в рот. В результате маленькие исследователи оказываются на операционном столе. О том, что обнаруживается в желудке у детей и насколько это опасно, корреспондент ИА «Хабаровский край сегодня» поговорил с заведующей эндоскопическим отделением Детской краевой больницы имени А.К. Пиотровича Ниной Григорьевой.
Страшилки вокруг батарейки
Их пациенты – дети от семи месяцев, которые только начинают ползать, и до трех -четыре лет. Что только они ни глотают – монеты, иголки, булавки, пружинки, батарейки из игрушек, мамины сережки, декоративные камушки из аквариума, и даже стекло лампочки. А один ребенок умудрился проглотить чайную ложку! Чаще всего дети глотают монетки. Мама случайно оставила мелочь на тумбочке, или денежка незаметно выпала из кармана. Родители утверждают, что все происходит мгновенно. Только ты отвернулся, а монетка уже исчезла во рту у ребенка.
Монеты, как правило, попадают в желудок, если они маленькие, но иногда застревают в пищеводе, если это два рубля или пять. И тогда у ребенка проявляется клиника – обильное слюнотечение, позывы на рвоту. Родители немедленно везут ребенка в больницу, его показывают хирургу, рентген и пациенту уже делают операцию. Металлическую монету хорошо видно на рентгене.
На втором месте среди находок - батарейки, плоские и в виде бочонка. Наиболее опасные – плоские батарейки. Если мелкие проваливаются в желудок, то эти могут застревать в пищеводе. И если батарейка заряжена, она приклеивается своей минусовой стороной к стенке пищевода и вызывает электрохимический ожог. В последствии у ребенка могут быть осложнения – стеноз или непроходимость пищевода. Потребуется длительное лечение. Пальчиковые и мизинчиковые батарейки извлекаются реже, их сложно проглотить. За всю практику Нины Григорьевой был единственный случай, когда ребенок все-таки это сделал.
- Я много читаю, что в интернете пишут о вреде батареек, - говорит Нина Григорьева. - Авторы наглядно показывают, что происходит. Берется куриное филе, в него засовывается батарейка и через час демонстрируется то место, куда она приклеилась. Так вот оно, якобы, становится черным. Авторы пугают мам, дескать, срочно к врачу! Хочу сказать, что батарейка в желудке – это действительно показание к экстренной операции, но все не так страшно! На самом деле, батарейку можно извлечь в течение двадцати четырех часов после домашнего ЧП. В желудке батарейка не так опасна, как если бы она попала в пищевод.
Доктор рассказывает: был случай, когда малыш одну за другой проглотил сразу шесть маленьких батареек. Старший ребенок увидел, сказал родителям.
- Достали все шесть, и на слизистой желудка не осталось ни одного повреждения, - рассказывает Нина Григорьева. - Так что блогеры, распространяют, мягко говоря, страшилки. Конечно, обратиться за помощь надо немедленно. Но бывает, что ребенок сытый, он час назад покушал, а потом чем-то экзотическим вроде батарейки закусил. В таком случае мы не можем срочно оказать ему помощь. Надо подождать, пока пища переварится и уйдет из желудка. Иногда родители, увидев, что ребенок что-то проглотил, его еще и покормят с намерением протолкнуть предмет дальше. Вот этого точно делать не стоит. Любое исследование делается только натощак. Полный желудок - отсрочка нашей работы. Мы отсчитываем от любого приема пищи или жидкости шесть часов. Если ребенка привозят поздно вечером, мы удлиняем этот промежуток и операцию проводим утром следующего дня.
Помогают они и недоношенным детям в первые дни их жизни
30 июня 2022, 10:55 0
Игра в индейцев с последствиями
Ладно, батарейка, она круглая, но как проглотить острую иголку? Но недавно ребенок в загородном лагере умудрился это сделать. Еще два последних случая - булавка в расстегнутом виде и швейная иголка с шариком на кончике, они вообще попали в дыхательные пути. Один из глотателей иголок, а это были уже достаточно большие дети, рассказал, что играл в индейцев. Взял иголку с шариком в рот, хотел сделать вдох, чтобы выплюнуть, как стрелу, и на вдохе иголке с потоком воздуха улетела в дыхательные пути.
У маленьких детей это случается, когда они, скажем, едят орехи, хотя почему ребенок одного года отроду должен есть орехи? Доктор говорит, что детям до трех – четырех лет они не нужны. Опасность представляет даже обыкновенная морковка. Ребенок бегал, играл, при этом жевал морковку, и кусочек улетел совсем не туда, куда надо. Иголки опасны тем, что острый конец может воткнуться в слизистую оболочку, проткнуть ткань, в том числе и во операции. А это уже чревато тяжелыми осложнениями.
Или двухлетний ребенок в детском саду на прогулке поднял с земли и немедленно отправил в рот пружинку. Она оказалась металлическая с острыми кончиками. На рентгене врач увидел, что пружинка стояла прямо на входе в пищевод. Но и ее удалось извлечь без последствий.
Все эти операции делаются без разреза, они мало инвазивные.
- Мы проводим внутри просветное исследование, - объясняет доктор. -Заходим в дыхательный просвет, для этого есть специальные длинные металлические трубки. Через них заводим внутрь оптику, присоединяем щипцы и ими захватываем инородное тело. И тогда остается только достать его. Очень щадящая, но это все равно операция!
Иногда доктор не может сразу подхватить предмет, он слишком большой. Однажды в желудке у ребенка обнаружили магнитные шарики, маленькие, как пульки. Они склеились между собой, и их пришлось буквально отрывать. Шариков оказалось 74. То, что ребенок, которому не было и трех лет, проглотил их, родители узнали только через месяц. Появилась клиника, похожая на воспаление кишечника. Оболочка шариков под действием кислоты начала растворяться, пошла интоксикация.
- Хорошо, что они стались в желудке, хуже если бы часть ушла в кишечник и они бы скрепились между собой, - замечает доктор. - Тут бы точно не обошлось без серьезной операции. Мы же несколько раз захватывали шарики специальным сачком, затягивали его и вытаскивали наружу.
Спасающий жизнь мальчика прибор не уступает импортным аналогам
18 ноября 2022, 15:30 0
Или возникают сложности, если монета долго лежит в желудке, она покрывается слизью, и тогда ее трудно сдвинуть с места, чтобы подхватить. Или предмет лежит неудобно.
Редкий случай в ее практике, когда в желудке обнаружили двояковыпуклую прозрачную линзу.
-Сложность в том, что я понимаю: в желудке что-то есть, но не могу понять, что именно, - вспоминает Нина Григорьева. –У меня смятение. И только когда линзу вытащили, поняли: она прозрачная.
Наследница по прямой
Нине Григорьевой – всего 32 года, работает в отделении пять лет, и уже год как его возглавляет. Девушка закончила наш Дальневосточный медуниверситет, училась на детского хирурга, потом прошла курсы повышения квалификации по специальности – эндоскопия. Говорит, что с детства не видела для себя никакой другой перспективы как стать доктором. Опять же ее бабушка была педиатром. Нина и ее старший двоюродный брат, а он сосудистый хирург, пошли в медицину. Говорит, что работы у них достаточно. Они делают много исследований помимо операций по извлечению инородных предметов.
А таких чрезвычайных случаев бывает по два-три в день, так что пора создавать музей интересных находок. Иногда за все выходные ни разу не позвонят из больницы. Нина Григорьева даже заметила некоторые закономерности. Когда стали вводить санкции и отключать банковские карты, люди не могли расплачиваться с помощью телефона, тогда и пришелся пик монетоглотателей. Дома появились наличные деньги.
А вот когда во время пандемии все сидели дома, и родители были рядом с детьми, у докторов работы поубавилось. Так что будьте с ребенком рядом, и с ним ничего не случится.