Чтобы искоренить дефицит врачей в районах, президент России Владимир Путин еще пару лет назад предложил увеличить количество целевых мест в медицинских вузах до 70%. О том, насколько план реализуется в нашем регионе, корреспонденту ИА «Хабаровский край сегодня» Анастасии Равской рассказал ректор Дальневосточного государственного медицинского университета (ДВГМУ) Константин Жмеренецкий.
- Расскажите про феномен целевого обучения, растет ли число целевых мест в ДВГМУ?
- Во времена моей молодости, когда работала система распределения, выпускников направляли трудиться в любые города и веси, где назревала острая нехватка специалистов. Исключение составляли выпускники с блестящими баллами в дипломе, которых по рекомендации профильных кафедр направляли в ординатуру. В нынешних условиях, когда, согласно конституции, труд не может быть принудительным, условия поменялись. Появилась идея бесплатно готовить ребят из районов, а затем возвращать на Родину, где им предоставят место работы и преференции от работодателя.
Около трети из общего числа – приезжие из Камчатки, Магадана, Якутии, ЕАО, Сахалина. В результате около 160 студентов-целевиков наберем исключительно для учреждений края, для сравнения в прошлом году их насчитывалось 120 - динамика отличная.
- Тяжело попасть на целевое обучение?
- Попроще, чем по открытому конкурсу, но все-таки есть некоторая планка. Абитуриенту, у которого сумма баллов ЕГЭ по трем предметам ниже 180 или по химии – а это важнейший предмет для медицинского работника – стоит «тройка», будет сложно учиться. Эти критерии для нас некоторая страховка, позволяющая исключить слабых первокурсников, которые с большой вероятностью бросят учебу.
- На целевое обучение поступают абитуриенты из районов. Как вы оцениваете качество их подготовки?
- Да, это проблема. В некоторых отдаленных школах просто нет преподавателей биологии и химии, а баллы за ЕГЭ по этим предметам необходимы для поступления. Чтобы подтянуть знания, мы ведем довузовскую подготовку – дистанционно или очно. Занятия могут проходить на протяжении нескольких лет либо в течение пары месяцев перед экзаменом. Цена символическая – 110-150 рублей за академический час. В прошлом году занимались порядка тысячи ребят и это число постоянно растет.
- Достаточно много целевиков отчисляются?
- Около 20 процентов уходит, большая часть восстановится.
- Студент целевого направления подписывает договор с медицинский организацией из своего района. Многие нарушают обязательства?
- За последний год 40 студентам и ординаторам мы предъявили иски, затребовали общую сумму в размере 1,5 млн рублей. Абсолютное большинство возвращают запрашиваемую сумму, остальные случаи решаются в суде.
В этот момент у нерадивого студента еще есть шанс одуматься. Право восстановиться на бюджетную форму обучения предоставляется один раз. Если студент восстанавливается, перезаключает договор с медицинской организацией, от которой поступал, то претензии будут исчерпаны.
- А часто выпускники сбегают после приезда на место работы?
- Да, бывает месяц на рабочем месте проведут – и как ветром сдуло. В таком случае предъявляет иск уже не вуз, а работодатель, исходя из того, какую сумму экономика организации не получила из-за неоказанных выпускником услуг. Для расчета есть отдельная формула.
Не больше 5% действительно бросают работу и откупаются. Но есть те, кто не исполняют обязательства в рамках закона – выходят замуж за военного, рожают детей в процессе обучения и прочее.
- А бывает, что сама принимающая сотрудника организация не выполняет обязательства?
- Каждый целевой договор должен иметь социальный пакет. Во-первых, на этапе обучения организации поддерживают студента в виде небольшого ежемесячного платежа, который прибавляется к стипендии или компенсирует часть трат по проезду до места практики, оплаты общежития или другого съемного жилья, медосмотр.
Во-вторых, работодатель обязан выделить молодому специалисту рабочее место, предоставить жилье на прописанных в договоре условиях, к примеру, съемное с компенсацией коммунальных услуг. Но на сегодняшний день не встречалось случаев, в которых работодатель не исполнял обязательства.
- Насколько большой дефицит медиков в крае на сегодняшний день?
- Он ощутимый, особенно в первичном звене. В учреждениях районов не хватает порядка 85 участковых терапевтов и фельдшеров, аналогичный недостаток врачей этого профиля в Хабаровске. Медики просто не выдерживают нагрузки, уходят. Расправиться с нехваткой терапевтов полностью мы сможем в 2024-26 годах.
При этом у нас в ординатуру ежегодно поступают порядка 16-17 будущих анестезиологов, поэтому проблему мы эту закроем. Готовим и других специалистов: 15 акушеров, 8 неврологов, 6 неонатологов и 8 хирургов.
- Подскажите, сейчас какие направления востребованы на рынке труда в крае и хорошо оплачиваемы?
- Участковые терапевты, работая на одну ставку, получают от 50 тыс рублей без каких-либо дополнительных выплат. Также достойно награждается труд анестезиологов-реаниматологов, акушеров, стоматологов.
- Поговорим про вуз. Предоставляете студентам большие стипендии?
- Стипендии постепенно растут. Начальная составляет 3,5 тыс. рублей, сумма увеличивается в зависимости от активности студента. Максимум 20-30 тыс. рублей, при условии, что студент занимается научной деятельностью, спортом, творчеством, волонтерством, берет на себя роль старосты и другое.
- Что нового в программе обучения ДВГМУ?
- Становится еще больше практических занятий, которые внедряются в программу с первых курсов. К тому же, работу студентов в «ковидных» госпиталях зачитываем теперь в качестве практики.
Совершенствуются в вузе симуляционные технологии, благодаря которым ребята могут пробовать силы на оборудовании, имитирующим реальные условия. Так, в прошлом году приобрели человекоподобного робота за 15 млн рублей. Он словно живой – дышит, отрывает глаза, потеет. На нем студенты тренируются делать интубацию, трахеотомию и другие различные медицинские манипуляции.