Первая Приамурская губернская психиатрическая больница в Хабаровске была основана 98 лет назад – в июне 1923 года. Это был стационар на 43 койки, 40 человек среднего медицинского персонала и один врач. Возвели строение на том месте, на котором и сейчас находится главный корпус краевой больницы, – ул. Серышева, 33. Постепенно организация увеличивалась, появлялись различные подразделения. В 2009 году к Краевой психиатрической больнице присоединили городскую психиатрическую больницу им. проф. Галанта.
– Сейчас учреждение стационара рассчитано на тысячу пациентов. За год лечение здесь получают порядка восьми тысяч человек, – рассказывает заведующая психоневрологическим диспансерным отделением №2 Наталья Воронкова. – Так, за последние несколько лет возросло количество первичных самостоятельных обращений. Жители стали больше доверять психиатрической службе. Многие перестали воспринимать психиатрию как карательный орган, осознали и возможность получения помощи исключительно анонимно, без риска навредить репутации.
ЭксклюзивЗдоровье
Диагностику и рекомендации от врачей можно получить бесплатно на базе Центра здоровья клиники «Вивея»
27 января 2021, 12:30 0
Подавляющее большинство пациентов обращаются в учреждение при пограничных состояниях – отклоняющихся от нормы, но не являющихся серьезными психическими патологиями. К примеру, жалуются на повышенную тревожность, расстройство адаптации, ситуативную депрессию. Зачастую в результате хронической усталости и проблем в межличностных отношениях нарушается сон, портится настроение, могут появиться и бредовые переживания. С такими жалобами оказывают помощь чаще всего амбулаторно: проводят беседы, назначают прием препаратов.
– Подчас определить, что человек не в силах справиться с переживаниями самостоятельно, – непросто, – говорит Наталья Воронкова. – Требуется быть чутким к своему состоянию, давать себе отдых, образовываться, а при возникновении проблемы не затягивать с посещением специалистов.
Но есть и более серьезные патологии. К самым распространенным из психотических заболеваний традиционно относится шизофрения. Видов ее, как и симптомов, достаточно много. Медики утверждают, что предпосылки возникновения связаны с генетикой человека.
– А вот когда болезнь даст о себе знать и проявит ли себя вообще – вопрос открытый. Зависит это не только от внутренних, но и от внешних факторов. Пусковым механизмом может стать сильный стресс, переживание, которое психика человека перенести не в силах, – объяснила заместитель главного врача по медицинским вопросам Лариса Курникова.
Был случай, когда бредовые переживания у человека появились после угона любимого автомобиля. Мужчина страшно переживал, подал заявление в полицию, а через какое-то время заметил похожую машину возле здания правоохранительных органов. Кинулся к полицейским, там ответили, что это не его автомобиль. В знак протеста, подозревая сговор, пациент облил учреждение бензином и поджег, а сам в поисках правосудия направился в правительство. Сопровождается шизофрения зачастую галлюцинациями. Причем пациент не может подчас отделить реальность от образов, порожденных сознанием. Чтобы взглянуть на мир глазами пациента, медики советуют посмотреть художественную картину «Игры разума», в которой искусно рассказано об этом недуге.
– И все-таки в жизни чаще всего пациентов беспокоят не зрительные, тактильные, а слуховые галлюцинации, в сознании разворачиваются полноценные диалоги. Порой голоса хвалят больного, иной раз, напротив, ругают. Но самое страшное – императивные высказывания, это некие приказы, которые подталкивают пациентов совершать те или иные поступки, – объяснила Лариса Курникова. – В таком остром состоянии, разумеется, человек, не контролируя себя, может быть социально опасен. Пациентам немедленно оказываем помощь. Но опасных для общества пациентов, вопреки расхожему мнению, у нас немного – менее 1% от общего числа. Причем в основном подопечные совершают имущественные правонарушения, не связанные с причинением вреда здоровью личности.
Его дело направлено в прокуратуру, решение о принудительном лечении примет суд
03 декабря 2020, 15:30 0
Специалисты подмечают и некие метаморфозы в развитии шизофрении, причины которых остаются загадкой. Так, в разряд редких форм перешла кататоническая шизофрения, при которой изменяются движения пациента. К примеру, они неупорядоченные, человек шатается, резко застывает. Не часто сейчас приходится встречать и фебрильную форму, при которой психоз влияет на повышение температуры тела, вплоть до 40 градусов. Уменьшается и яркость проявления психозов. К примеру, в бреде величия, который тоже подчас возникает при шизофрении, уже нет конкретных именитых
личностей: Наполеона, Петра I, Сталина. В последнее время при данном расстройстве человек просто считает себя ощутимо значимее окружающих.
Но шизофрения – не единственное серьезное психологическое заболевание. Существует и органическое расстройство личности, вызванное физиологическими причинами, к примеру черепно-мозговой травмой, инсультом. А также маниакально-депрессивной синдром. Застраховать себя от патологий человек не может, при этом профилактикой являются здоровый образ жизни и насыщенная мозговая деятельность.
– Как сейчас происходит лечение? В практике принят бригадный подход, при котором с пациентом на разных этапах работают профессионалы различных направлений. Изначально ведет пациента психиатр, позже подключается психолог. Дело в том, что больной после приступа находится в растерянности. Непростая задача психолога – познакомить и научить жить с этой болезнью, отделять «болезнь» от «я», – уточнила заместитель главного врача по клинико-экспертной работе Анна Токмакова.
Основным методом лечения является медикаментозная терапия, и психофармакология не стоит на месте. Появились атипичные нейролептики – это лекарства точечного воздействия, характеризующиеся минимальными побочными эффектами. То есть человек, принимая их, не только избавляется от основных симптомов, но и может вести полноценную жизнь. Когда-то давно было иначе: лекарства могли повлиять на способность человека мыслить, проявлять себя творчески.
– Кстати, современные антипсихотические препараты нового поколения имеют пролонгированное действие, то есть вместо ежедневных инъекций некоторые из них можно употреблять для поддержания состояния раз в месяц, – отметила Анна Токмакова. – Дозы зависят от состояния пациента – от острого до неполной и полной ремиссии.
При лечении тяжелых форм психических заболеваний исключительно с отдельного согласия пациента применяются дополнительные технологии, к примеру плазмафорез и электросудорожная терапия.
– У нас на базе больницы работает швейный цех. Среди работников есть те, кто проходит стационарное лечение. Подопечные под присмотром трудинспектора и медицинской сестры полностью обеспечивают стационар необходимыми изделиями из ткани: постельным бельем, бахилами, сорочками и халатами. Творческая работа позволяет им прийти в себя, почувствовать свою значимость, – рассказала заместитель главного врача по медицинским вопросам Лариса Курникова. – Есть и еще один вариант: работа в творческом центре, в котором занимаются созданием бумажных поделок. Но там все ориентировано в основном на занятость людей с синдром Дауна.
Далее, чтобы помочь человеку войти в общество, с пациентом занимается специалист по социальной работе: составляет анкету, направляет в центр занятости, подбирая подходящие варианты работы. Таким образом, врачи ведут пациента от назначения диагноза до возвращения в социум. Кстати, состояние больного во многом зависит от его родственников. Ведь на терапию откликается абсолютное большинство пациентов, вне зависимости от остроты их первоначального состояния. При этом необходимо продолжать длительное лечение вне стен учреждения, для этого многим пациентам требуется контроль со стороны близких.
– Несколько лет назад сделали программу для людей, чьи родственники страдают душевными заболеваниями. Во время курсов мы объясняем, что это за болезнь, как протекает, каковы первые признаки и почему важно продолжать терапию уже дома, амбулаторно, – отметила Лариса Курникова. – Эти курсы доступны всем желающим.
Диагностику на выявление последствий может пройти любой желающий за 1,5 часа
03 февраля 2021, 15:00 0
Сегодня особое внимание психиатры краевой больницы уделяют лечению последствий коронавируса. Кстати, помочь быстрее справиться с последствиями болезни может простая подпитка для ума: читайте книги, учите наизусть стихотворения и песни, разгадывайте сканворды.
Для тех, у кого состояние крайне плохое, есть и другой вариант. В Хабаровске открылась уникальная «Клиника памяти». Это программа, разработанная главным врачом Психиатрической клинической больницы №1 им. Н.А. Алексеева, главным внештатный психиатром Москвы Георгием Костюком. Подобные заведения работают далеко не во всех городах России.
– Помощь оказывается при возникновении серьезных проблем. Есть люди, которые не могут вспомнить, как выглядят родственники, пересчитать месяца, назвать конкретные даты событий. Так, по мировой статистике, около 20% пациентов старше 65 лет испытывают когнитивный дефицит, – рассказал и.о. главного врача Краевой клинической психиатрической больницы Хабаровска Артем Насатюк. – При этом порой помощь нужна людям довольно молодым, перенесшим физические заболевания, в частности инсульты.
Набор участников уже стартовал. Чтобы приступить к занятиям, нужно обратиться в Краевую психиатрическую больницу по адресу: г. Хабаровск, ул. Кубяка, 2.