Если школьник проявляет хаотичную активность, возможно, он страдает синдромом дефицита внимания. О том, как распознать «звоночки» болезни рассказал ИА «Хабаровский край сегодня» педагог-психолог Хабаровского центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Александр Галич.
Всё и сразу
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) – это не педагогическая запущенность или задержка психологического развития, как считают в обществе. Это диагноз, четко зафиксированный в международном классификаторе болезней. Причем его хитрая особенность такова, что синдром - изначально неврологическое заболевание, но нет такого состояния мозга, при котором врач-невролог бы поставил данный диагноз, лишь посмотрев на электроэнцефалограмму. Соответствующие выводы делают не по результатам анализа или процедур, а при совокупности определенных признаков поведения. Так ставят только психиатрические диагнозы.
Проявляется и диагностируется такой синдром только у детей. Определить его наличие можно исходя из основных симптомов.
Если обычный здоровый первоклассник может отсидеть урок, 10 минут отдохнуть и снова на урок, то ребенку с СДВГ это сделать невозможно.
Второй симптом — гиперактивность. Дети очень активны, но их активность хаотичная и бессмысленная. Они внезапно подскакивают, бегают по комнате, хватают все, что видят. Ну а третий «звоночек» - импульсивность.
Но говорить о выраженных симптомах можно только в том случае, если они устойчивые и проявляются во всех сферах деятельности не менее полугода. Такой диагноз никто не поставит в раннем возрасте, потому как от 0 до 3 лет такое поведение может быть вариацией нормы – все дети в этот период достаточно активны. А вот если и в школьном возрасте не проходит такая неусидчивость и взбалмошность – это повод обратиться к специалистам.
Откуда ноги растут?
Синдром дефицита внимания не приходящий, в большинстве случаях данная болезнь врожденная. И возникает она по разным причинам, например это какие-то нарушения в развитии плода. Со временем симптомы сглаживаются. Но тогда может быть и не стоит проходить курс лечения? Может, обойдется?
Напускная энергичность и уставший мозг
Синдром дефицита внимания и гиперактивности всегда идет наряду с мифами, начиная от того, что такие дети просто невоспитанные, и заканчивая тем, что это просто новомодное название хулиганов.
Оказывается, энергичность, которую мы видим, напускная. Как это работает неврологически? Мозг ребенка с СДВГ не такой работоспособный, как у сверстников, а нагрузки у всех одинаковые. Когда мозг устает, он говорит: «Ого, вот это перенагрузка! Ценней меня нет, поэтому мой долг – защитить в первую очередь себя».
Авторская методика
Чтобы помочь ребенку избавиться от синдрома, для начала нужно создать ему четкий режим дня, чтобы малыш знал, в какое время он ест, в какое занимается и так далее. Мозг должен понимать, когда стоит поднапрячься и когда последует заслуженный отдых. Да, и от профессионального спорта придется отказаться.
Следует также прибегнуть к ряду когнитивных упражнений. Кстати, Александр Галич разработал свою методику для работы с такими детьми. В обучающей программе он использует игровой комплект психолога «Пертра» для детей с синдромом дефицита внимания, который изначально придумывался и используется сейчас для развития дошкольников.
Упражнения достаточно простые, но не для ребенка с синдромом. Как пример, нужно провести машинку по лабиринту, или задача сложнее – провести машинку, не уронив при этом посаженного на нее человечка. Выполняя подобную поведенческую тренировку, маленький пациент повышает уровень концентрации, учится дозировать усилия.
Пока такая методика - авторская вещь. Педагог-психолог только в этом году закончил ее апробацию, удалось продемонстрировать некоторые упражнения в действии на Всероссийском конкурсе профессионального мастерства «Педагог-психолог России-2018», где хабаровчанин занял третье место.
Сейчас программа заявлена на очередной всероссийский конкурс, и только после этого, в 2019 году специалист намерен распространить ее по Хабаровскому краю, а затем и по России.