Главное
Здоровье, 07 ноября, 12:30

Гиперактивных детей нельзя отдавать в спорт - хабаровский психолог

Синдром дефицита внимания и гиперактивности возникает от усталости

Гиперактивных детей нельзя отдавать в спорт - хабаровский психолог

Если школьник проявляет хаотичную активность, возможно, он страдает синдромом дефицита внимания. О том, как распознать «звоночки» болезни рассказал ИА «Хабаровский край сегодня» педагог-психолог Хабаровского центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Александр Галич.

 Всё и сразу

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) – это не педагогическая запущенность или задержка психологического развития, как считают в обществе. Это диагноз, четко зафиксированный в международном классификаторе болезней. Причем его хитрая особенность такова, что синдром - изначально неврологическое заболевание, но нет такого состояния мозга, при котором врач-невролог бы поставил данный диагноз, лишь посмотрев на электроэнцефалограмму. Соответствующие выводы делают не по результатам анализа или процедур, а при совокупности определенных признаков поведения. Так ставят только психиатрические диагнозы.

Проявляется и диагностируется такой синдром только у детей. Определить его наличие можно исходя из основных симптомов.

- Первый - это, собственно, сам дефицит внимания, когда ребенок не может сосредоточиться на одной задаче, какой бы она ни была – учеба, сборка конструктора, просмотр мультика, не важно. Ребенок просто не может долго выполнять одно действие, его хватает буквально на 15-20 минут, а бывает и того меньше, - рассказывает педагог-психолог Хабаровского центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Александр Галич.
ЭксклюзивМнения
Психотерапевт Константин Рыжков о том, почему поодиночке холодно, а вместе невыносимо
15 февраля 2018, 11:30 0

Если обычный здоровый первоклассник может отсидеть урок, 10 минут отдохнуть и снова на урок, то ребенку с СДВГ это сделать невозможно.

Второй симптом — гиперактивность. Дети очень активны, но их активность хаотичная и бессмысленная. Они внезапно подскакивают, бегают по комнате, хватают все, что видят. Ну а третий «звоночек» - импульсивность.

- Допустим, лежит на столе шоколадка. Обычный ребенок сначала подумает, что наверняка батончик чей-то, брать без спроса его нельзя. А вот ребенок с СДВГ что захотел, то и сделал, схватит не задумываясь. Первоначальный импульс у них всегда доминирует, - приводит пример педагог-психолог. – Но при всем этом отмечу, что дети с таким симптомом умные, порой их IQ превышает норму на 5-10 пунктов. Статистически я этого, правда, не подтверждал, но у моих клиентов при обследовании это наблюдается.

Но говорить о выраженных симптомах можно только в том случае, если они устойчивые и проявляются во всех сферах деятельности не менее полугода. Такой диагноз никто не поставит в раннем возрасте, потому как от 0 до 3 лет такое поведение может быть вариацией нормы – все дети в этот период достаточно активны. А вот если и в школьном возрасте не проходит такая неусидчивость и взбалмошность – это повод обратиться к специалистам.


027-1024x675.jpg

Откуда ноги растут?

Синдром дефицита внимания не приходящий, в большинстве случаях данная болезнь врожденная. И возникает она по разным причинам, например это какие-то нарушения в развитии плода. Со временем симптомы сглаживаются. Но тогда может быть и не стоит проходить курс лечения? Может, обойдется? 

- Проводить лечение все-таки важно. Потому что общество негативно отзывается на гиперактивных детей. Когда ребенок ведет себя импульсивно, родители думают, что их чадо просто непослушное, учителя - что он хулиган , а сверстники не горят желанием играть с ним, потому что такой ребенок не соблюдает правила игры, срывается. К тому же, если не заниматься с малышом с СДВГ в детстве, то к 4-5 классу неврологические проблемы обрастут психологическими последствиями. Ребенок может стать агрессивным, начать проявлять свое девиантное поведение, такие дети зачастую внушаемые. Дойти может до психиатрического диагноза.

Напускная энергичность и уставший мозг

Синдром дефицита внимания и гиперактивности всегда идет наряду с мифами, начиная от того, что такие дети просто невоспитанные, и заканчивая тем, что это просто новомодное название хулиганов.

- Самое опасное заблуждение - это неправильное восприятие гиперактивного поведения ребенка. Со стороны кажется, будто у него слишком много энергии. Значит, нужно ее куда-то деть, чтобы он вечером спокойно сел делать те же уроки. Таких детей очень часто отправляют на спортивные секции с высокой нагрузкой, в профессиональный спорт. На самом деле - все с точностью наоборот. Усталость – вот что чаще всего мешает им сконцентрироваться, излишние физические и умственные нагрузки здесь только все усугубят, - приводит пример собеседник.
Анорексия – синдром отличниц
07 июля 2017, 09:30 0

Оказывается, энергичность, которую мы видим, напускная. Как это работает неврологически? Мозг ребенка с СДВГ не такой работоспособный, как у сверстников, а нагрузки у всех одинаковые. Когда мозг устает, он говорит: «Ого, вот это перенагрузка! Ценней меня нет, поэтому мой долг – защитить в первую очередь себя».

- Тогда он отпускает контроль над движениями и поведением. Да и у вас такое не раз было. Пришли после тяжелого рабочего дня домой, включили телевизор, а родственники на его фоне что-то рассказывают вам, но вы ничего не слышите, вы в отключке. Это и есть защитная реакция мозга. А у детей с данным синдромом отключка выливается в гиперактивность.


ЭТУ.jpg


Авторская методика

Чтобы помочь ребенку избавиться от синдрома, для начала нужно создать ему четкий режим дня, чтобы малыш знал, в какое время он ест, в какое занимается и так далее. Мозг должен понимать, когда стоит поднапрячься и когда последует заслуженный отдых. Да, и от профессионального спорта придется отказаться.

Следует также прибегнуть к ряду когнитивных упражнений. Кстати, Александр Галич разработал свою методику для работы с такими детьми. В обучающей программе он использует игровой комплект психолога «Пертра» для детей с синдромом дефицита внимания, который изначально придумывался и используется сейчас для развития дошкольников.

Упражнения достаточно простые, но не для ребенка с синдромом. Как пример, нужно провести машинку по лабиринту, или задача сложнее – провести машинку, не уронив при этом посаженного на нее человечка. Выполняя подобную поведенческую тренировку, маленький пациент повышает уровень концентрации, учится дозировать усилия.

Пока такая методика - авторская вещь. Педагог-психолог только в этом году закончил ее апробацию, удалось продемонстрировать некоторые упражнения в действии на Всероссийском конкурсе профессионального мастерства «Педагог-психолог России-2018», где хабаровчанин занял третье место.

Сейчас программа заявлена на очередной всероссийский конкурс, и только после этого, в 2019 году специалист намерен распространить ее по Хабаровскому краю, а затем и по России.

 

Поделиться
Поделиться
Отправить
По теме