Главное
Экономика, 21 октября, 15:00

РЖД оценило второй этап развития БАМа и Транссиба

Железнодорожная инфраструктура на Дальнем Востоке обойдется почти в 500 млрд рублей

РЖД оценило второй этап развития БАМа и Транссиба

Продолжение развития железнодорожной инфраструктуры на востоке России в 2019–2023 годах обойдется почти в 500 млрд рублей, сообщает ИА «Хабаровский край сегодня» со ссылкой на  «Коммерсант». Это позволит магистралям Сибири и Дальнего Востока обслуживать грузовую базу в 178,7 млн тонн. Но согласование финансово-экономических параметров проекта и определение источников средств откладывается. 

В Минтрансе 19 октября прошло совещание по второму этапу развития железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона. В частности, обсуждался базовый сценарий развития БАМа и Транссиба на 2019–2023 годы. 

Источник, близкий к ОАО РЖД, рассказал, что представители монополии доложили о ходе текущих работ по модернизации БАМа и Транссиба, также обсуждались различные варианты выработки решений с учетом мнений грузоотправителей. По итогам решено сформировать «дорожную карту» по дальнейшему развитию, уточнил собеседник.

По оценке ОАО РЖД, инвестиции в БАМ-2 в 2019–2023 годах должны составить 493,2 млрд рублей. Это позволит построить 1,5 тыс км дополнительных главных путей, два разъезда, реконструировать 28 станций, обход Северомуйского тоннеля, электрифицировать участок Волочаевка—Комсомольск—Ванино и усилить устройства тягового электроснабжения на Транссибе. Этот проект рассчитан на грузовую базу в 178,7 млн тонн (сейчас около 94 млн тонн). Чтобы увеличить ее еще на 30 млн тонн, нужно дополнительно 330 млрд рублей на строительство 1 тыс км.

Эти деньги должны пойти на главные пути и тоннели, дальнейшее усиление устройств тягового электроснабжения на Транссибе и строительство обходов на участке Уссурийск—Находка.

По оценке Института экономики и развития транспорта (ИЭРТ), прирост объемов вывоза полезных ископаемых с месторождений Восточного полигона к 2020 году составит 66,8 млн тонн к уровню 2012 года, а к 2025 году в зависимости от сценария — еще 47,9 млн или 59,9 млн тонн. Отклонения в прогнозах связаны с темпами развития Денисовского и Чульмаканского месторождений группы «Колмар» (22–24 млн тонн погрузки в 2025 году) и началом разработки Сугодинско-Огоджинского месторождения Огоджинской угольной компанией, входящей в «РТ-Глобальные ресурсы» (ноль или 10 млн тонн в 2025 году).

Работы по БАМу-2 начнутся уже в 2019 году путем приближения финансирования за счет ФНБ. В августе президент Владимир Путин поручил сдвинуть выделение последних 50 млрд рублей из ФНБ, предназначенных для развития полигона, с 2019 на 2018 год (в 2017 году должно быть выделено 100 млрд рублей).

Из 493 млрд рублей, предусмотренных в базовом сценарии, 98 млрд рублей уйдут на мероприятия по расширению пропускной способности на участке Артышта—Тайшет, что позволит увеличить отправку кузнецкого угля в порты Дальнего Востока. Остальные средства должны быть вложены в инфраструктуру восточнее Тайшета. Аналогичные цифры были предусмотрены в проекте долгосрочной программы развития ОАО РЖД в базовом сценарии; в оптимистическом вложения должны составить 536 млрд рублей.

Однако к экономической эффективности проекта остается масса вопросов. Источник, знакомый с расчетами ОАО РЖД, рассказал «Коммерсанту», что при текущих параметрах она отрицательная, то есть окупаемость не может быть достигнута. В грузовую базу, по его словам, заложены слабо адаптированные предельные пожелания грузоотправителей.

Это делает бессмысленными попытки ОАО РЖД уйти от механизма господдержки через прямые бюджетные субсидии только к экономически обоснованной индексации грузовых тарифов — тогда монополии придется серьезно увеличить задолженность с непонятными перспективами возврата. По мнению партнера практики «Инжиниринг» «НЭО-Центра» Алексея Ефанова, можно было бы попробовать привлечь к финансированию проекта Китай, который заинтересован в расширении грузовых коридоров для транспортировки грузов в Европу и в развитии российских угольных месторождений.

Поделиться
Поделиться
Отправить
По теме