В последнее воскресенье октября страна отмечает День автомобилиста, или День шофера. Для компании «Полиметалл», и особенно для вахтовых участков, водитель – одна из основных профессий и важное звено в производственной цепочке, сообщает ИА «Хабаровский край сегодня». Профессия людей, которые всегда в пути, окутана легендами, байками и песнями. О тех, кто «рулит» сложными процессами, вопреки трудностям и природным капризам, и будет этот материал.
Суеверие и профессиональное мастерство
Есть на месторождении Светлое «особое» место, где стоит Шаман-камень. Вокруг – следы буровых работ, но он за много лет остался нетронутым. Под ним – и часы, и гаечные ключи, и электроды. Андрей Дыдыкин и сам не раз останавливался здесь, чтобы оставить у камня пару конфет – за себя, свой экипаж и всех, кто в пути. Хотя сам суеверным себя не считает - главная, по его мнению, сверхсила – работая с техникой, оставаться человеком.
В свое время Андрей поездил по дорогам Хабаровского края – от Нижнего Амура до космодрома. Возил грузы, случалось чиниться в дороге и помогать другим, работал на кранах. Когда проект Светлое только начинался, пришел сюда шофером-крановщиком. Сегодня – специалист широкого профиля, сосчитать профессии – пальцев не хватит: он – и крановщик, и стропальщик, работник люльки, машинист подъемника, - продолжать можно долго.
И все же, что до суеверий – есть ли им место в большом пути шофера по жизни?
В царстве золотых гор
В исполинском карьере курсируют огромные самосвалы, из-под колес выше человеческого роста вздымая пыль – как дымовые спецэффекты в кино. Мы на участке «Ресурсы Албазино», и командуют здесь генералы отнюдь не песчаных карьеров – а золотых гор. Здесь трудится династия Царевых – отец Андрей Николаевич и его сын Михаил.
За рулем 90-тонного карьерного самосвала за смену Михаил проходит до двухсот километров, и так – с 2011 года. На высоте водительского сиденья – как на троне – подчиняя себе все 1250 лошадиных сил огромной машины, он в ответе за вывоз золотоносной руды.
Михаил с отцом – не сменщики, но живут в одной комнате. На вахтовом участке есть спортзал и баня, чтобы расслабиться после рейса.
У папы Андрея Николаевича профессиональный путь – куда длиннее: успел поработать в Якутии и на севере Хабаровского края. Трудился и на Белазах, и на Уралах. Порой вахты длились до 9 месяцев. Албазино, где уже выпал снег, для него – «юг». Пусть менее, но все же суровые условия – работа настоящих мужчин.
Золотой путь профессионалов
Работа на море, всегда на свежем воздухе – это ли не мечта? Для Олега Горбовского из Кутынской горно-геологической компании эта мечта сбылась. Но, так скажем, очень по-мужски. Море здесь северное, суровое. На воздухе он и в снег, и в ветер, и в дождь. И – счастлив!
Олег – водитель-оператор СЗМ - смесительно-зарядной машины на базе КАМАЗа. Загружается селитрой и подает ее по скважинам на участке буро-взрывных работ. Поэтому если в карьере шумно – знайте: это он приложил свою руку.
Развитие на постоянной основе
Такие «штучные» профессии, как водитель-оператор СЗМ, или, к примеру, машинист передвижной электростанции, машинист подземной самоходной машины, получают на базе собственного учебного центра, находится он в Амурске. На его же базе специалисты повышают квалификацию и разряд. 128 программ обучения и повышения квалификации, в том числе те, которые имеют прямое отношение к непростым условиям труда водителей на вахтовых участках.
Курсы включают как теорию – ее изучают дистанционно, - так и практику: эту часть организуют на участках, где работают специалисты. Оплачивает это обучение работодатель. Для чего все это нужно? Так обеспечивается постоянное развитие, повышение качества знаний и присвоение новых разрядов, а это уже влияет на заработную плату водителей.
Ну а простыми словами, получить аттестацию в автошколе – это одно, а начать уверенно работать на участке в гористой местности и суровых климатических условиях – совсем другое. В профессиональной среде автотранспортников бытует такая классификация – есть «водитель» - тот, кто научился ездить, и «шофер» - человек, который знает и чувствует машину, способен устранять неполадки и обеспечивать бесперебойную работу. На этом пути вновь прибывшим, помимо курсов, помогают наставники, сопровождающие новичков на пути к первому самостоятельному рейсу. Ведь вся жизнь шофера – по сути, один большой путь, и нашим героям с попутчиками и компанией на большой дороге жизни точно повезло.