Расположенный в Хабаровске Дальневосточный государственный университет путей сообщения, РЖД и ДВЖД подписали соглашение об исследованиях в сфере строительства и эксплуатации инфраструктуры на вечной мерзлоте. Свои подписи по документом поставили ректор ДВГУПС Владимир Буровцев, начальник Центральной дирекции инфраструктуры РЖД Евгений Шевцов и руководитель ДВЖД Евгений Вейде. Об этом ИА «Хабаровский край сегодня» сообщает со ссылкой на информацию Дальневосточной железной дороги.
Напомним, ДВГУПС является базовым в регионе научным центром, где специализируются на исследованиях вечной мерзлоты, а также строительстве и поддержании инфраструктуры на таких грунтах.
- В Дальневосточном государственном университете путей сообщения в Хабаровске запущены лаборатория «Геотехнического строительства на промерзающих, многолетнемёрзлых и оттаивающих грунтах в ДФО и Арктике» и первый в регионе федеральный экспертный центр по строительству объектов на вечномёрзлых и слабых основаниях. У специалистов кафедры «Мосты, тоннели и подземные сооружения», на базе которой они открыты, уже накоплен колоссальный опыт изучения мёрзлых грунтов, наши проектные предложения по строительству, реконструкции объектов реализуются на практике, - говорил в интервью нашему изданию заведующий кафедрой «Мосты, тоннели и подземные сооружения» ДВГУПС, доктор технических наук, профессор Сергей Кудрявцев.
Подписанное соглашение между представителями науки и РЖД предполагает совместную работу по изучению процессов, которые происходят в вечной мерзлоте на севере Дальнего Востока, а в особенности в зоне БАМа.
- Порядка 50% объектов Восточного полигона РЖД находится в зоне вечной мерзлоты. Сегодня из-за её деградации возникают значительные риски. Университет путей сообщения уже имеет опыт взаимодействия науки и бизнеса в сфере мониторинга и проработки подходов к строительству на многолетнемёрзлых грунтах. В нынешнем году в университете открыли магистратуру по подготовке инженеров-геокриологов, - отметил ректор ДВГУПС Владимир Буровцев.
Базовым полигоном для научных исследований станет мерзлотная станция ДВЖД с сетью измерительных скважин и филиал ДВГУПС, расположенные в столице БАМа — Тынде. Также в Верхнебуреинском районе на перегоне Амган – Шугара оборудуется система постоянного автоматического мониторинга оснований железнодорожной насыпи на многолетнемёрзлых грунтах. Особые датчики через определённые интервалы будут погружены вдоль насыпи на глубину и по оптическому волокну будут передавать данные о том, насколько прочно основание под железнодорожным земляным полотном. Зачем же это нужно?
Дело в том, что в условиях глобального потепления мерзлота постепенно деградирует. Как показала практика, не такая уж она и вечная. Грунт теряет устойчивость. А ведь поверх постоянно промёрзших слоёв построены целые города и посёлки, проложены железные и автомобильные дороги, трубопроводы. Таяние мерзлоты чревато разрушениями зданий, на магистралях грунты начинают проваливаться или вспучиваться. Это чревато крупными авариями.
За этими процессами необходимо наладить пристальное наблюдение. Для этого решено использовать самые современные технологии, включая съёмки местности беспилотными аппаратами, дистанционное зондирование из космоса.
Наше издание ранее уже писало, что в России необходимо в самое ближайшее время принять закон о вечной мерзлоте. Он нужен для внесения изменений в градостроительные нормы при возведении жилья, транспортных и промышленных объектов на подтаивающих в условиях глобального потепления грунтах в Арктике и в северных районах Дальнего Востока. Концепцию законопроекта планируется подготовить до конца этого года.