Россия заняла пятое место в мире по объёмам экономики. Рост показателей продолжается вопреки действующим несправедливым западным санкциям, направленным на удушение нашей страны. Об этом на состоявшемся накануне по видеосвязи заседании Совета по стратегическому развитию и национальным проектам заявил президент РФ Владимир Путин, сообщает ИА «Хабаровский край сегодня».
- Несмотря на, прямо скажем, пессимистические прогнозы, которые звучали, да и до сих пор звучат от некоторых экспертов, прежде всего, конечно, западных экспертов, Россия по итогам 2022 года – несмотря на все эти прогнозы – вошла в пятёрку крупнейших экономик мира. По данным Всемирного банка, Российская Федерация вышла вперёд, обогнала Федеративную Республику Германия по паритету покупательной способности, по объёму экономики. Это один из важнейших показателей, - отметил Владимир Путин. - Да, несколько месяцев в середине прошлого года были крайне сложными для российских предпринимателей, компаний. Мы с вами об этом знаем, вместе занимались преодолением этих трудностей. Но уже с третьего квартала в России наметился экономический рост, и сейчас его темпы довольно устойчивы.
Наше издание постаралось проанализировать, как позитивный процесс переустройства экономики идёт в отдельно взятом Хабаровском крае. И выводы получились любопытные. В нашем регионе одновременно со всей страной наступило время большого экономического прорыва вопреки западным санкциям и радикальным переменам в конъюнктуре рынка. Только представьте: в регионе реализуется больше 120 инвестпроектов на сумму более 5 трлн рублей!
На мощном старте
Восточный экономический форум этого года для Хабаровского края, как и для других регионов ДФО, объявлен временем подведения первых итогов. Десять лет назад президент России Владимир Путин провозгласил развитие Дальнего Востока приоритетом развития всей страны на весь XXI век. С тех пор в федеральном округе, с одной стороны, запускают ТОРы – территории опережающего развития, расширяется льготный режим Свободного порта Владивосток, который распространён на порты Ванино и Советская Гавань в Хабаровском крае. С другой стороны, Дальний Восток, вместе с экономикой всей страны, держал непростые удары. Сперва ковид со всеобщим карантином и закрытием границ, следом одиозные западные санкции. Их задумали, чтобы разрушить Россию. Но в 2023 году наша экономика, по данным Всемирного банка, которые привёл президент Владимир Путин, поднялась уже на 5-е место в мире, обогнав ту же Германию.
- Наши собственные данные статистики показывают, что региональная экономика преодолела все санкции. Более того, они стали толчком к развитию России и каждого региона в отдельности. Экономика Хабаровского края достаточно диверсифицирована, то есть представлена различными отраслями. Это позволяет нам справляться с любыми вызовами. Какие бы кризисы у нас ни были, наша экономика показала, что мы можем их преодолевать и уверенно идти вперёд. По валовому региональному продукту мы перешагнули планку в один триллион рублей, рост обеспечили в 101,5 %, по индексу промышленного производства рост, рост по грузообороту, - привела примеры первый заместитель председателя правительства Хабаровского края Мария Авилова.
БАМу – второе дыхание
Переориентация экономики всей огромной России на Восток - это и новые преимущества для Дальнего Востока, и настоящий вызов для всей проложенной в советские годы транспортной инфраструктуры региона. По поручению президента Владимира Путина уже несколько лет, в том числе и на территории Хабаровского края, идёт полномасштабная модернизация Восточного полигона РЖД. Задача к концу этого года нарастить его пропускную способность со 158 млн тонн до 180 млн тонн в году следующем. А через пять лет по БАМу и Транссибу в дальневосточные порты по железной дороге будет доставляться 255 млн тонн разнообразных грузов.
Для этого начинается электрификация БАМа и связывающих его с Транссибом веток по территории Хабаровского края. На самой Байкало-Амурской магистрали строятся вторые пути, новые разъезды, рабочие прорубают второй Дуссе-Алиньский тоннель в Верхнебуреинском районе. Это необходимо, чтобы избавиться от эффекта «бутылочного горлышка» на этом участке и пропускать через него больше поездов. Стройка БАМа-2 уже в буквальном смысле слова вдохнула жизнь в железнодорожные посёлки.
В Хабаровском крае вовсю идёт строительство ещё одного, после Транссиба и БАМа, третьего широтного железнодорожного пути. Тихоокеанская железная дорога от угольных месторождений Якутии к строящемуся в Тугуро-Чумиканском районе современному порту Эльга станет первой частной в России магистрали с царских времён. Особо ценный коксующийся уголь по ней будут не только отправлять на экспорт в страны Азии. На полях ВЭФ-2023 запланировано подписание соглашения о строительстве на севере Хабаровского края мощного Тихоокеанского металлургического комбината, где будут выплавлять готовую сталь.
Поручения президента
В одном из двух павильонов Хабаровского края на ВЭФ-2023 гостям форума представится возможность при помощи технологии дополненной реальности осуществить полёт на новейшем российском истребителе пятого поколения Су-57. Этот самолёт собирают в Комсомольске-на-Амуре. Боевая машина активно применяется в СВО и заслужила высочайшие оценки военных лётчиков и руководства Минобороны.
Благодаря расширению оборонзаказа Комсомольский авиастроительный завод показывает уверенный рост. Вооружённым силам передаются партии СУ-35С и СУ-57. Идёт подготовка производства под выпуск «Сухой-75 «Checkmate». Это второй истребитель пятого поколения, созданный российскими инженерами. Завершаются работы над гражданским лайнером «Сухой Суперджет» в импортозамещённой версии NEW. На сентябрь назначены его первые лётные испытания.
- Сейчас разворачивается отдельный национальный проект по развитию беспилотной авиации в Российской Федерации. Есть два аспекта: военный и гражданский. У нас на территории региона создана отдельная рабочая группа под руководством первого зампреда краевого правительства Марии Авиловой. Есть инвестор, который готов вложиться в это, - рассказал нашему корреспонденту зампред краевого правительства министр экономического развития Хабаровского края Виктор Калашников. – Второе направление – это создание научно-производственных центров компетенции БПЛА на территории Хабаровского края. Согласитесь, у нас, в Комсомольске-на-Амуре, выпускаются суперсовременные самолёты. Скоро там начнётся производство нового лёгкомоторного самолёта «Байкал». Это задача, поставленная президентом России Владимиром Путиным. Есть план в Городе юности сформировать компетенции по беспилотной авиации. Там сосредоточены инженерные кадры, первоклассные рабочие, там есть профильный университет.
Новый центр автомобилестроения
Если Комсомольск-на-Амуре уже зарекомендовал себя как один из ведущих и стремительно развивающихся центров авиастроения, то Хабаровск становится новым в России центром автомобилестроения. Уже освоено производство востребованных на СВО лёгких автовездеходов-багги «Ерофей». А в ближайшее время на площадке «Ракитное» хабаровской ТОР начинается строительство завода по сборке гражданских автобусов.
- Дальневосточный автокластер нам важен для обеспечения наших жителей современным и безопасным транспортом. Президент России Владимир Владимирович Путин поручил разработать мастер-планы развития городов ДФО, среди которых три города Хабаровского края. Отдельной строкой для столицы региона и нашей инженерной столицы – Комсомольска-на-Амуре – прописано обновление транспортной инфраструктуры. И здесь мы будем опираться в том числе на мощности будущего завода, - отметил губернатор Хабаровского края Михаил Дегтярев на недавней встрече с руководителем ООО «Дальневосточный автокластер» Алексеем Бакулиным.
Создание в Хабаровском крае автокластера будет иметь мультипликативный эффект для экономики региона. Это означает, что для обеспечения потребностей завода по сборке автобусов обязательно будут развиваться производства комплектующих. А это новые рабочие места, дополнительные поступления в бюджеты различных уровней. Присматриваются к возможностям организовать на территории Хабаровского края свои сборочные производства и производители китайских легковых автомобилей.
Новые дары недр
Горнодобывающая промышленность была и остаётся одной из основ экономики Хабаровского края. Активно осваиваются традиционные для региона запасы золота (запущено Кутынское в Тугуро-Чумиканском районе, идёт разработка крупнейшего в стране золото-медно-порфирового Малмыжского месторождения и так далее). На полях ВЭФ-2023 запланировано подписание соглашения о строительстве в Солнечном районе оловянного комбината. Появился в линейке добываемых в крае полезных ископаемых и новый для региона ресурс – природный газ.
- Верхнебуреинский – это район, куда мы пристально смотрим. Там уже состоялся первый запуск Адниканского газового месторождения. Есть проект сжижения природного газа. Он небольшой, но имеет свои коммерческие перспективы. Мы его рассматриваем с точки зрения поддержки режимом территории опережающего развития, - сказал Виктор Калашников. – Пока компания с китайским участием готовит инвестиционный проект.
На Адниканском месторождении предполагается построить завод по сжижению природного газа мощностью 1,5 тонны в час. Сопровождать инвестора по принципу «одного окна» поручено краевому агентству привлечения инвестиций и развития инноваций (АПИРИ). Ход реализации первого для Хабаровского края газового проекта контролирует губернатор Михаил Дегтярев.