Татьяна Неверович пришла в Сбер в 1997 году на позицию ученика контролера-кассира, сейчас она — директор центра управления наличным денежным обращением Дальневосточного банка ПАО Сбербанк.
Мы поговорили с Татьяной о том, как менялась она сама и ее деятельность всё это время, о ее команде более чем из 500 человек и о том, какие советы можно дать на основании 25-летнего опыта работы в крупнейшем банке страны. Читайте в нашем эксклюзивном материале.
Теплая предыстория
После окончания школы я поступила по торговому направлению — это был 1991/1992 год. Торговля процветала, и для себя я решила, что пойду именно в этом направлении. Однако так получилось, что институт закрыли, и здесь же, в Дальневосточном банке, впервые, в 1992 году, я пришла в Сбербанк уже работать — на должность ученика контролера-кассира. Это был первый опыт даже на должности ученика. У меня не было никакого финансового образования, но меня приняли.
Моя постоянная карьера здесь началась спустя несколько лет — с 1997 года. Пришлось пройти определенный путь и снова вернуться в Сбер: я понимала, что это стабильно и надежно, здесь понятный график, я смогу каждый месяц получать зарплату, обеспечивать себя и семью. Когда я вернулась, снова устроилась на должность контролера-кассира, но уже на постоянку, без стадии ученичества. Буквально посидела месяц с наставником и начала свою работу. Впечатления из детства оправдались и оправдываются до сих пор.
Временные трудности
Вспоминаю, когда резко вырос спрос и мы дни напролет не отрывались от работы. Я ожидала, что кто-то начнет откалываться и говорить, что больше так не может, но этого не случилось. Когда с ребятами потом оценивали период, все как один сказали: «Это заряжает». Заряжает ответственность. Ответственность не только перед командой и Сбербанком, а перед людьми. Мы понимаем: то, как мы отработали, то, насколько своевременно загрузили устройства самообслуживания, довезли деньги до внутренних структурных подразделений, — для многих людей индикатор стабильности.
Я поняла, насколько сильные и профессиональные люди рядом, и ощущаю это каждый день. День за днем проходят, проходит месяц, год, оборачиваешься, а около тебя — сильная команда. Я не могу сказать, что для выстраивания такой работы есть секретная таблетка, даже не какие-то дополнительные бонусы… Я бы сказала: естественное течение времени, принятие всех событий и, главное, не поиск виноватых в каких-то ошибках, а вера в свои силы, позитивный настрой и поиск правильных решений.
Бывает очень тяжело, но когда оглядываешься назад — вспоминаешь, с какими трудностями сталкивался. Осознаешь: “И с этими справлюсь”. И тогда любой день, каким бы он сложным ни был, воспринимается как обычный рабочий день. В итоге приходишь к тому, что смотришь спокойно и с уверенностью в завтра. И так же смотрит твой коллектив. Мы не боимся, что будет завтра, потому что понимаем: мы уже прошли столько, что в работе для нас вообще ничего не страшно.
Советы для тех, кто на старте
Выходя на любую работу, не только в Сбер, — подходи к ней ответственно и будь готов к обучению. График может быть разный, он может меняться, но при этом стабильный работодатель, как Сбер, перерабатывать никогда не заставит. Из важных качеств для работы также отмечу коммуникабельность, клиентоориентированность, позитивное мышление и умение работать в команде, подставить плечо товарищу.
Про высшее образование — я сделала вывод, что для карьерной лестницы оно обязательно. Для начала работы, если брать кассу и инкассацию, достаточно колледжа или техникума, потому что не всем сотрудникам для должностей требуется образование. Когда я пришла в Сбер, уровень моего образования был техникум — это среднее специальное. На следующий же год я поступила в Академию экономики и права, заочно получила высшее образование, затем последовали назначения на новые должности.
Развитие каждого сотрудника в Сбере происходит вне зависимости от того, с каким образованием человек пришел. Кстати, это, наверное, одно из моего любимого в Сбере. У нас сильнейшая система образования, когда, с одной стороны, тебя мотивируют обязательными программами, а с другой — есть возможность выбрать любую программу и пройти обучение, если чувствуешь желание.
Когда приходит совсем «зеленый» сотрудник, в обязательном порядке за ним закрепляется наставник, также есть программа адаптации. От сотрудника никто не требует, чтобы он в первые же дни приступил к самостоятельной работе. По факту в моей практике не было случая, когда сотрудник после этого испытательного срока остался на том же уровне, с которого начал. Такого не бывало.
Будни руководителя
Точно так же у нас есть показатели и по бизнес-направлениям, и по направлениям эффективности. Каждый сотрудник, как и каждый рубль в системе Сбера, должен работать и приносить соответствующий доход. По каждому подразделению, по каждой цели ведется расчет. Если мы видим, что какой-то показатель не выполняется или есть какие-то просадки, то, естественно, мы работаем над причиной и с командой вырабатываем мероприятия, направленные на достижение цели.
Мы соблюдаем и потребность людей в признании. Есть несколько профессиональных дат, которые мы отмечаем. 1 августа — День инкассаторского работника. 20 октября — День работника налично-денежного обращения. Большой праздник для нас и День Сбера, в ноябре. Минимум три особенные даты в нашем подразделении в течение года, когда мы обязательно устраиваем общий праздник. В эти дни отмечаем лучших сотрудников наградами и, конечно, организуем соответствующую атмосферу на местах.
Советы «на вырост» — как двигаться по карьерной лестнице
Были стрессы, были решения, которые давались сложно, были ошибки и страх. Сейчас я понимаю, что бояться вообще ничего нельзя в этой жизни. У меня не было никогда цели достичь каких-то высот, подняться на уровень руководителя и покорять карьерные вершины. Весь мой карьерный рост — ежедневная кропотливая работа. Единственное, что я понимаю: это некая ответственность и скрупулезность в выполнении задач. Если дали какую-то задачу, то я ее не могла выполнить просто так. Мне хотелось найти уникальное и полезное решение или выдать результат выше требуемого. За счет этого пошло постепенное продвижение по должности.
Мой единственный настоящий совет — нужно работать ответственно. Работать и прислушиваться, четко анализировать поставленную задачу. Смотреть, какие стоят цели, и выдавать результат сегодня и сейчас. Вносить предложения, инициативы, не быть безучастным.
Если есть четкая цель и желание расти — нужно работать со своим руководителем. Он всегда подскажет, что изменить, улучшить. Потому что все мы стремимся клиентам предоставлять новые услуги, оптимизировать работу, ускорять процессы, перейти в цифру. Даже малейшее предложение — и тебя уже заметят. Заметят — дадут положительную обратную связь. И вот шаг за шагом есть возможность расти и приносить реальную пользу.
В Сбере сотрудникам постоянно дается обратная связь — как сотрудник отработал определенный период. Руководитель обязательно разберет и разъяснит, какие стороны сильные и где нужно постараться, какие были недоработки и что можно считать достижением. Когда руководитель с сотрудником индивидуально всё это прорабатывают, становится ясно, какая мотивация у сотрудника. И если мотивация — двигаться вперед, руководитель помогает сделать первые шаги: назначает дополнительное обучение, расширяет функционал или помогает получить навык. И это всё реально.