Главное
Экономика, 02 сентября, 16:54

Хабаровских потребителей защитят новые правила

Продавцы не смогут навязать лишнюю услугу и настоять на определённом способе оплаты

Хабаровских потребителей защитят новые правила

С 1 сентября 2022 года в силу вступили изменения в статью 16 закона «О защите прав потребителей». О том, как это снизит уровень манипуляций со стороны продавцов и почему покупателю станет легче отстаивать свои права рассказал корреспонденту ИА «Хабаровский край сегодня» главный специалист сектора по защите прав потребителей управления торговли, общественного питания и бытового обслуживания администрации города Хабаровска Алексей Кондратьев.

- Алексей Юрьевич, изменения затронули статью 16 закона «О защите прав потребителей». Точнее сказать, она вышла полностью в новой редакции. С чем это связано?

- Изменения вступили в силу со вчерашнего дня – 1 сентября 2022 года. До изменений статья называлась «Недействительность условий договора ущемляющих права потребителей». Там было всего три пункта и, грубо говоря, их можно было сформулировать так: «Не допускается ущемление прав потребителей».

Но фраза «ущемление прав» - понятие достаточно абстрактное и иногда возникали вопросы, что можно считать таким ущемлением. В связи с этим было принято решение внести изменения в статью 16.
- Как теперь называется статья и о каких изменениях идет речь?

- Сейчас статья звучит так: «Недопустимые условия договора, ущемляющие права потребителя». Запреты и обязанности, налагаемые на продавца, владельца или исполнителя». Теперь в нее включены 15 конкретных пунктов, которые считаются ущемлением прав потребителей.

- То есть, понятие «ущемление прав» стало более конкретным?

- Да. В новой редакции прописано 15 пунктов, которые однозначно считаются недопустимыми и нарушающими права потребителей. Например, один из пунктов: «условия, которые обуславливают приобретение одних товаров обязательным приобретением иных товаров». То есть, это те случаи, когда вы, например, покупаете сотовый телефон, а вам говорят: «Если хотите приобрести телефон, то вы должны купить сначала сим-карту». Сейчас в новой редакции подобные условия заключения договора считаются недопустимыми.

Так они могут вернуть стоимость товара в нынешних ценах
24 марта 2022, 12:34 0

Еще пример: «условия, которые ограничивают установленные ст. 16.1 настоящего Закона право потребителя на выбор способа и формы оплаты товара». То есть здесь сказано, как можно оплачивать товар: наличными или терминалом. Ситуация: пришел человек в магазин, а ему говорят, что плата только наличными. Но это, по сути, нарушение, так делать запрещено.

- Подобные ситуации с оплатой в магазинах действительно не редкость. Но что делать в таком случае потребителю?

- Если у продавца, например, нет платежного терминала – это чистое нарушение. Но если раньше это не считалось ущемлением права потребителя и как бы допускалось, то сейчас подобные нарушения будут наказываться.

- Какой еще наиболее актуальный пункт, считающийся ущемлением прав потребителей, прописан в статье 16?

- «Условия, которые уменьшают размер законной неустойки». У нас были такие случаи, когда человек заказывал изготовление мебели. А там прописано, что за нарушение сроков неустойка равна 0,1% или 1%. Хотя по закону утверждена 3%. С введением этого пункта в статью стало запрещено устанавливать другую неустойку, ниже 3%.

- Довольно часто магазины включают в условие продажи товара сбор персональных данных. Но обязан ли потребитель делиться личной информацией? Поправки в статью что-то говорят об этом?

- «Продавец / исполнитель не вправе отказать потребителю в заключении или расторжении договора в связи с отказом потребителя предоставить персональные данные за исключением случаев, если обязанность предоставления таких данных предусмотрена законодательством или непосредственно связано с исполнением договора». 
Давайте посмотрим на примере: вам изготовили дверь и должны ее установить. При этом вы, конечно, должны указать свой адрес. Тут без этого никак – это и есть часть про «непосредственную связь с исполнением договора». Но во всех остальных случаях, если потребитель не хочет разглашать свои персональные данные, его никто не может заставить.

- То есть, даже в случае моего несогласия в предоставлении паспортных данных, исполнитель не имеет права отказать мне в заключении договора?

- Да, совершенно верно. Раньше продавец мог потребовать личную информацию вопреки желанию покупателя. Сейчас, благодаря новой редакции ст. 16, потребитель защищен: его персональные данные останутся при нем, если он того желает.

Теперь стало проще вернуть ненужный или непонравившийся товар
04 февраля 2021, 11:30 0

- Алексей Юрьевич, а что касается случаев, когда продавец сделал лишнюю работу по своей инициативе? «Заодно», так сказать? Должен ли потребитель оплачивать такой бонус?

- Это тот же самый случай, как если бы вы пришли в ресторан, а вам говорят: «Заплатите за музыку». Вы же не должны платить? Здесь точно также – ущемление прав потребителей. Дополнительные услуги за плату производятся только с согласия потребителей.

- А что значит формулировка: «правовая конструкция перешла от недействительности условий договора к их недопустимости»?

- Вернемся к примеру о неустойке. Этот пункт противоречил действующему законодательству и его включение в договор считалось недействительным. На данный момент сейчас такие условия включать просто недопустимо, запрещено.

- Что делать в случае, когда потребитель заметил включение в его договор пунктов, ущемляющих его права?

- Потребитель сразу может обращаться в суд и признавать, что его договор не действителен. Включение любого пункта из перечисленных в ст. 16 является нарушением. Совет на самом деле всегда один: если у человека возникают вопросы или проблемы по договору, он может прийти на консультацию к юристу.

Поделиться
Поделиться
Отправить
По теме