Хабаровчане стали обращать внимание на пустующие в торговых центрах помещения и большое количество объявлений об аренде. И связывают это явление с тем, что некоторые западные компании ушли с российского рынка, а на их место прийти некому. Да, рынок аренды немного просел, но главная причина не в иностранных предприятиях, сообщает ИА «Хабаровский край сегодня».
- То есть, вы не видите особого провала на рынке аренды помещений?
- Мы занимаемся имуществом, которое принадлежит нам на правах собственности и перешло к нам от муниципалитета в виде уставного капитала. На сегодняшний день это 530 объектов во всех районах города. Помимо этого, развлекательные центры и кинотеатры «Хабаровск», «Дружба», FourRoom, «Атмосфера» и «Космопорт». Так вот в кинотеатрах для аренды помещения имеются, а из 530 объектов сейчас свободных около 80.
Но еще хочу уточнить один важный для понимания ситуации момент. Из 80 свободных на данный момент помещений, 36, то есть 44%, расположены в подвалах. Такие объекты не пользуются арендаторами особым спросом и рассматриваются, как правило, в последнюю очередь. Связано это с тем, что подвальные помещения быстрее ветшают, за ними сложнее следить и поддерживать их состояние в надлежащем виде. Но мы в таких случаях предлагаем арендаторам сделать ремонт самостоятельно в обмен на скидку 30% по арендной плате на время проведения ремонтных работ. Как правило, это от месяца до трех.
- А какие, в таком случае, помещения пользуются повышенным спросом?
- Тут я не открою Америки – наибольшим интересом у предпринимателей пользуется центр Хабаровска. Они постоянно звонят и спрашивают – не освободилось ли что-нибудь? У нас свободные помещения в центре есть, но они не совсем удобны для ведения предпринимательской деятельности – неудобный подход к объекту, вход со двора дома или далеко от остановки общественного транспорта. На эти, казалось бы, мелочи, арендаторы обращают пристальное внимание.
- Но в моем понимании, некоторые виды услуг выгоднее располагать как раз в спальных районах города.
- Если мы говорим о центре, то тут, в первую очередь, речь идет о салонах красоты. Самая востребованная услуга сегодня – парикмахерские, под эти нужды у нас арендуется 30-40% от общего числа помещений. И тут уже идет речь как раз о расположении объектов в жилмассивах. Подстригаться людям удобнее там, где они живут, поэтому недорогих парикмахерских в центре вы практически не найдете. На втором месте по востребованности помещения под точки общепита, на третьем – офисы.
- А какова средняя цена квадратного метра арендуемой площади?
- Если говорить о районах города, то она варьируется от 200 до 300 рублей, в центре подороже - от 500 до 2000 рублей. Но это просто цифры. В Южном микрорайоне, например, сейчас развивается инфраструктура, появляются возможности для коммерческой деятельности и, соответственно, поднимается стоимость арендной платы. Это рынок, который диктует свои условия.
- А кто в таком случае устанавливает ставку арендной платы?
- Мы заказываем оценку организациям, которые имеют лицензию на проведение оценочных работ. Вот они, учитывая состояние помещения, площадь, наличие отдельного входа, близость к остановкам общественного транспорта и развлекательным заведениям, предоставляют нам отчет с рекомендуемой ставкой арендной платы. И мы стараемся ее придерживаться.
- Вы можете ее повысить в одностороннем порядке?
- Вопрос цены на рынке аренды помещений – самый, пожалуй, важный. Было время, когда наша ставка была ниже, чем у собственников коммерческой недвижимости, но потом мы столкнулись с тем, что тратим на поддержание наших помещений в хорошем состоянии больше, чем зарабатываем. Поэтому сейчас наша ставка приблизительно равна коммерческой.
Рынок аренды должен оперативно реагировать на изменения в обществе. Особенно, когда он проседает, как это случилось в прошлом году в связи с коронавирусом. В некоторых случаях мы снижали ставку арендной платы не на постоянной основе, а на определенный период. Например, на три месяца. Скажу так, свободные помещения, как и деньги в банке, должны работать и приносить прибыль. Поэтому мы готовы идти на уступки. И, признаюсь, чем хуже состояние объекта, тем на большие уступки мы пойдем.