Учёный объяснил «вечный» ремонт хабаровских дорог

С настоящим весенним теплом на дорогах нашего огромного края начинается извечная ремонтная кампания. Трассы будут латать, перекладывать заново, мы будем стоять в пробках. И так каждый год: на ремонт выделяются миллиарды, а бездорожье остаётся проблемой номер один.

Есть ли способ искоренить эту беду, корреспондент ИА «Хабаровский край сегодня» Даниил Горчаков спросил у директора испытательного центра строительных материалов ТОГУ кандидата технических наук доцента Алексея Парфёнова.

Украденные пробы

А вы замечали на только что отремонтированной дороге округлые, а иногда квадратные дырочки? Это пробы или, говоря языком специалистов, вырубки. Цилиндрики в диаметре сантиметров пять или небольшие параллелепипеды зачастую везут в испытательный центр стройматериалов при Тихоокеанском госуниверситете для проверки качества.

Здесь образцы асфальтобетона давят прессами, измельчают, разделяют на фракции. В общем, всячески пытают, а вернее - испытывают.

Оборудование явно не новое. Ещё советское. Зато надёжное, парируют лаборанты. Все необходимые поверки проходит регулярно, нужные сертификаты имеются. Точность исследований 100%!

- Доходило до курьёзов. Провёл один из подрядчиков у нас исследования покрытия на отремонтированной им дороге. Получил высокую оценку. Молва между дорожниками разлетелась. Так те, кто знает, что качество их работ проверку не пройдёт, по ночам стали выезжать на его участок, делали тайком вырубки чужого покрытия. Потом с проверяющими выезжали уже официально на свои дороги. Пробы складывали в точно такой же мешок, в какой уже чужие образцы сложили. И перед сдачей в лабораторию просто делали подмену, - рассказывает Алексей Парфёнов.

Только такая хитрость не проходит. Асфальтобетон - он же, как отпечатки пальцев у человека или рисунок на шкуре тигра, сугубо индивидуальный. Подмены быстро определяли. К проверкам подключались правоохранительные органы, пробы на анализ везли уже в опечатанном виде.

асфальтобетон под прессом в лаборатории крупно_фото Горчаков.JPG

Дайте бордюру отлежаться

Главной проблемой хабаровских дорог директор испытательного центра ТОГУ считает ливнёвки, они либо отсутствуют совсем, либо сделаны неправильно. В прошлом году по федеральной программе «Безопасные и качественные автодороги» отремонтировали улицу Шелеста. Вроде бы хорошая четырёхполосная трасса получилась. Но водители уже жалуются, дорога «загуляла» и начала проваливаться. Систему для отвода влаги рабочие сделали только в районе городского управления ГИБДД, на остальном же протяжении весной и во время дождей вода с частного сектора струится прямо по проезжей части.

В дорожном строительстве мелочей не бывает, говорит учёный. Вот те же бордюры. Привычное дело, что через год-два после их замены они рассыпаются и топорщатся ржавой арматурой.

- Страна у нас богатая природными ресурсами. Нам не жалко уложить в центральной части Хабаровска бордюр из натурального камня. И это просто замечательно. Срок службы материала - полторы тысячи лет в естественных условиях, в агрессивной среде города, конечно, немного поменьше, но все-таки, - объясняет Алексей Парфёнов. – Но каменные бордюры – это дорого. Намного экономичнее железобетон со специальными добавками. Но дело в том, что после изготовления он должен, по правилам, не меньше года отлежаться на складе. Только так он приобретёт устойчивость к влаге. Но фактически бордюр к нам поступает с конвейера, практически никто технологию не выдерживает!
Ещё хабаровские учёные советуют отказаться от привычных конструкций с толстой арматурой, а заменить её на фибру. Это очень похожие на маленькие гвоздики кусочки металла, которые гораздо крепче держат бетон от разрушения.

ЭксклюзивОбщество
Одна из главных улиц краевой столицы проваливается уже второй раз
23 сентября 2021, 14:00 0

Нас ждёт череда провалов

Настоящим транспортным коллапсом для жителей самого густонаселённого Индустриального района Хабаровска обернулась техногенная авария с канализационным коллектором на улице Павла Морозова. Пока идут восстановительные работы, город стоит в многокилометровых пробках. И этот провал лишь первый звоночек, предупреждают учёные. Созданная ещё в советские годы подземная коммунальная инфраструктура сильно изношена. Есть данные, что на других улицах случатся новые провалы.

- Потенциально опасные места там, где под дорогами идут теплотрассы. Там грунты весной оттаивают быстрее, чем на других участках дорог. Влага ослабляет несущую способность дорожной конструкции. До полуметра возможны провалы, а то и техногенные аварии с получением ожогов участниками движения, - предупредил Алексей Александрович. – Такие участки пересечения коммунальной и транспортной инфраструктур известны. На них нужно проводить обустройство дорожной конструкции по особым технологиям, с теплоизоляционными и влагоотводящими материалами. Экструзионный пенополистирол я бы посоветовал использовать на таких участках. Если в несколько слоёв его уложить, он предотвратит образование провалов.
Только пока работать на упреждение техногенных аварий у нас не принято. Проблемы решаем по мере их поступления. Учёные уверены: причина в законодательстве. Объявляют власти конкурс на проведение ремонта той или иной дороги. Побеждают крупные компании, зачастую из других регионов, которые могут себе позволить максимально цену снизить. А дальше в регионе они ищут субподрядчика, готового работать за еще меньшие деньги. Он, что часто бывает, нанимает еще исполнителей работ. Таким образом образуется целая цепочка нахлебников, тому же, кто фактически делает работу, достаются копейки. А где дешево, там и сердито, то есть плохо.
- У меня сердце кровью обливается, когда я вижу такую картину: наделали дорожники вырезок и давай из ямы с кузова грузовика холодной асфальтобетонной смесью закидывать. Поверхность не очищают, не прогревают, не оконтуривают. Прямо в лужи материал дорогостоящий бросают - и даже не утрамбовывают. В некоторых современных методичках пишут, что вроде как это по технологии. Извините, это допустимо делать в военное время, когда нужно быстро восстановить проезжую часть для разового пропуска ограниченного количества техники. Но вы же в мирное время работаете, для людей делаете! Зачем вы переводите дорогостоящий материал, скидывая его в лужу? – возмущается учёный.
КСТАТИ: 

Очередной провал дорожного полотна, о возможности чего говорил директор испытательной лаборатории ТОГУ Алексей Парфёнов в интервью нашему агентству, образуется на пересечении улицы Суворова с проспектом 60-летия Октября. Он начал зарождаться ещё в прошлом году. Грунт просел тогда под тротуаром около завода «Технониколь» напротив Железнодорожного районного суда. Тогда одна из опор ограждения даже повисла в воздухе. Как убедился репортёр нашего издания, с тех пор ситуация только усугубилась. Пешеходам просто стало ходить в том месте, а серьёзные деформации начались уже на дорожном полотне. Трасса вокруг провала покрылась изломами, ямами. Явно грунт продолжает сползать.


Учёный объяснил «вечный» ремонт хабаровских дорог
Автор:

Директор испытательного центра ТОГУ Алексей Парфёнов о грядущей череде дорожных провалов

Экономика, 03 мая, 13:30

Учёный объяснил «вечный» ремонт хабаровских дорог

Директор испытательного центра ТОГУ Алексей Парфёнов о грядущей череде дорожных провалов

Учёный объяснил «вечный» ремонт хабаровских дорог

С настоящим весенним теплом на дорогах нашего огромного края начинается извечная ремонтная кампания. Трассы будут латать, перекладывать заново, мы будем стоять в пробках. И так каждый год: на ремонт выделяются миллиарды, а бездорожье остаётся проблемой номер один.

Есть ли способ искоренить эту беду, корреспондент ИА «Хабаровский край сегодня» Даниил Горчаков спросил у директора испытательного центра строительных материалов ТОГУ кандидата технических наук доцента Алексея Парфёнова.

Украденные пробы

А вы замечали на только что отремонтированной дороге округлые, а иногда квадратные дырочки? Это пробы или, говоря языком специалистов, вырубки. Цилиндрики в диаметре сантиметров пять или небольшие параллелепипеды зачастую везут в испытательный центр стройматериалов при Тихоокеанском госуниверситете для проверки качества.

Здесь образцы асфальтобетона давят прессами, измельчают, разделяют на фракции. В общем, всячески пытают, а вернее - испытывают.

Оборудование явно не новое. Ещё советское. Зато надёжное, парируют лаборанты. Все необходимые поверки проходит регулярно, нужные сертификаты имеются. Точность исследований 100%!

- Доходило до курьёзов. Провёл один из подрядчиков у нас исследования покрытия на отремонтированной им дороге. Получил высокую оценку. Молва между дорожниками разлетелась. Так те, кто знает, что качество их работ проверку не пройдёт, по ночам стали выезжать на его участок, делали тайком вырубки чужого покрытия. Потом с проверяющими выезжали уже официально на свои дороги. Пробы складывали в точно такой же мешок, в какой уже чужие образцы сложили. И перед сдачей в лабораторию просто делали подмену, - рассказывает Алексей Парфёнов.

Только такая хитрость не проходит. Асфальтобетон - он же, как отпечатки пальцев у человека или рисунок на шкуре тигра, сугубо индивидуальный. Подмены быстро определяли. К проверкам подключались правоохранительные органы, пробы на анализ везли уже в опечатанном виде.

асфальтобетон под прессом в лаборатории крупно_фото Горчаков.JPG

Дайте бордюру отлежаться

Главной проблемой хабаровских дорог директор испытательного центра ТОГУ считает ливнёвки, они либо отсутствуют совсем, либо сделаны неправильно. В прошлом году по федеральной программе «Безопасные и качественные автодороги» отремонтировали улицу Шелеста. Вроде бы хорошая четырёхполосная трасса получилась. Но водители уже жалуются, дорога «загуляла» и начала проваливаться. Систему для отвода влаги рабочие сделали только в районе городского управления ГИБДД, на остальном же протяжении весной и во время дождей вода с частного сектора струится прямо по проезжей части.

В дорожном строительстве мелочей не бывает, говорит учёный. Вот те же бордюры. Привычное дело, что через год-два после их замены они рассыпаются и топорщатся ржавой арматурой.

- Страна у нас богатая природными ресурсами. Нам не жалко уложить в центральной части Хабаровска бордюр из натурального камня. И это просто замечательно. Срок службы материала - полторы тысячи лет в естественных условиях, в агрессивной среде города, конечно, немного поменьше, но все-таки, - объясняет Алексей Парфёнов. – Но каменные бордюры – это дорого. Намного экономичнее железобетон со специальными добавками. Но дело в том, что после изготовления он должен, по правилам, не меньше года отлежаться на складе. Только так он приобретёт устойчивость к влаге. Но фактически бордюр к нам поступает с конвейера, практически никто технологию не выдерживает!
Ещё хабаровские учёные советуют отказаться от привычных конструкций с толстой арматурой, а заменить её на фибру. Это очень похожие на маленькие гвоздики кусочки металла, которые гораздо крепче держат бетон от разрушения.

ЭксклюзивОбщество
Одна из главных улиц краевой столицы проваливается уже второй раз
23 сентября 2021, 14:00 0

Нас ждёт череда провалов

Настоящим транспортным коллапсом для жителей самого густонаселённого Индустриального района Хабаровска обернулась техногенная авария с канализационным коллектором на улице Павла Морозова. Пока идут восстановительные работы, город стоит в многокилометровых пробках. И этот провал лишь первый звоночек, предупреждают учёные. Созданная ещё в советские годы подземная коммунальная инфраструктура сильно изношена. Есть данные, что на других улицах случатся новые провалы.

- Потенциально опасные места там, где под дорогами идут теплотрассы. Там грунты весной оттаивают быстрее, чем на других участках дорог. Влага ослабляет несущую способность дорожной конструкции. До полуметра возможны провалы, а то и техногенные аварии с получением ожогов участниками движения, - предупредил Алексей Александрович. – Такие участки пересечения коммунальной и транспортной инфраструктур известны. На них нужно проводить обустройство дорожной конструкции по особым технологиям, с теплоизоляционными и влагоотводящими материалами. Экструзионный пенополистирол я бы посоветовал использовать на таких участках. Если в несколько слоёв его уложить, он предотвратит образование провалов.
Только пока работать на упреждение техногенных аварий у нас не принято. Проблемы решаем по мере их поступления. Учёные уверены: причина в законодательстве. Объявляют власти конкурс на проведение ремонта той или иной дороги. Побеждают крупные компании, зачастую из других регионов, которые могут себе позволить максимально цену снизить. А дальше в регионе они ищут субподрядчика, готового работать за еще меньшие деньги. Он, что часто бывает, нанимает еще исполнителей работ. Таким образом образуется целая цепочка нахлебников, тому же, кто фактически делает работу, достаются копейки. А где дешево, там и сердито, то есть плохо.
- У меня сердце кровью обливается, когда я вижу такую картину: наделали дорожники вырезок и давай из ямы с кузова грузовика холодной асфальтобетонной смесью закидывать. Поверхность не очищают, не прогревают, не оконтуривают. Прямо в лужи материал дорогостоящий бросают - и даже не утрамбовывают. В некоторых современных методичках пишут, что вроде как это по технологии. Извините, это допустимо делать в военное время, когда нужно быстро восстановить проезжую часть для разового пропуска ограниченного количества техники. Но вы же в мирное время работаете, для людей делаете! Зачем вы переводите дорогостоящий материал, скидывая его в лужу? – возмущается учёный.
КСТАТИ: 

Очередной провал дорожного полотна, о возможности чего говорил директор испытательной лаборатории ТОГУ Алексей Парфёнов в интервью нашему агентству, образуется на пересечении улицы Суворова с проспектом 60-летия Октября. Он начал зарождаться ещё в прошлом году. Грунт просел тогда под тротуаром около завода «Технониколь» напротив Железнодорожного районного суда. Тогда одна из опор ограждения даже повисла в воздухе. Как убедился репортёр нашего издания, с тех пор ситуация только усугубилась. Пешеходам просто стало ходить в том месте, а серьёзные деформации начались уже на дорожном полотне. Трасса вокруг провала покрылась изломами, ямами. Явно грунт продолжает сползать.


Поделиться
Поделиться
Отправить
По теме