С настоящим весенним теплом на дорогах нашего огромного края начинается извечная ремонтная кампания. Трассы будут латать, перекладывать заново, мы будем стоять в пробках. И так каждый год: на ремонт выделяются миллиарды, а бездорожье остаётся проблемой номер один.
Есть ли способ искоренить эту беду, корреспондент ИА «Хабаровский край сегодня» Даниил Горчаков спросил у директора испытательного центра строительных материалов ТОГУ кандидата технических наук доцента Алексея Парфёнова.
Украденные пробы
А вы замечали на только что отремонтированной дороге округлые, а иногда квадратные дырочки? Это пробы или, говоря языком специалистов, вырубки. Цилиндрики в диаметре сантиметров пять или небольшие параллелепипеды зачастую везут в испытательный центр стройматериалов при Тихоокеанском госуниверситете для проверки качества.
Здесь образцы асфальтобетона давят прессами, измельчают, разделяют на фракции. В общем, всячески пытают, а вернее - испытывают.
Оборудование явно не новое. Ещё советское. Зато надёжное, парируют лаборанты. Все необходимые поверки проходит регулярно, нужные сертификаты имеются. Точность исследований 100%!
- Доходило до курьёзов. Провёл один из подрядчиков у нас исследования покрытия на отремонтированной им дороге. Получил высокую оценку. Молва между дорожниками разлетелась. Так те, кто знает, что качество их работ проверку не пройдёт, по ночам стали выезжать на его участок, делали тайком вырубки чужого покрытия. Потом с проверяющими выезжали уже официально на свои дороги. Пробы складывали в точно такой же мешок, в какой уже чужие образцы сложили. И перед сдачей в лабораторию просто делали подмену, - рассказывает Алексей Парфёнов.
Дайте бордюру отлежаться
Главной проблемой хабаровских дорог директор испытательного центра ТОГУ считает ливнёвки, они либо отсутствуют совсем, либо сделаны неправильно. В прошлом году по федеральной программе «Безопасные и качественные автодороги» отремонтировали улицу Шелеста. Вроде бы хорошая четырёхполосная трасса получилась. Но водители уже жалуются, дорога «загуляла» и начала проваливаться. Систему для отвода влаги рабочие сделали только в районе городского управления ГИБДД, на остальном же протяжении весной и во время дождей вода с частного сектора струится прямо по проезжей части.
В дорожном строительстве мелочей не бывает, говорит учёный. Вот те же бордюры. Привычное дело, что через год-два после их замены они рассыпаются и топорщатся ржавой арматурой.
Нас ждёт череда провалов
Настоящим транспортным коллапсом для жителей самого густонаселённого Индустриального района Хабаровска обернулась техногенная авария с канализационным коллектором на улице Павла Морозова. Пока идут восстановительные работы, город стоит в многокилометровых пробках. И этот провал лишь первый звоночек, предупреждают учёные. Созданная ещё в советские годы подземная коммунальная инфраструктура сильно изношена. Есть данные, что на других улицах случатся новые провалы.
Очередной провал дорожного полотна, о возможности чего говорил директор испытательной лаборатории ТОГУ Алексей Парфёнов в интервью нашему агентству, образуется на пересечении улицы Суворова с проспектом 60-летия Октября. Он начал зарождаться ещё в прошлом году. Грунт просел тогда под тротуаром около завода «Технониколь» напротив Железнодорожного районного суда. Тогда одна из опор ограждения даже повисла в воздухе. Как убедился репортёр нашего издания, с тех пор ситуация только усугубилась. Пешеходам просто стало ходить в том месте, а серьёзные деформации начались уже на дорожном полотне. Трасса вокруг провала покрылась изломами, ямами. Явно грунт продолжает сползать.