Как показало традиционное исследование «Потребительский индекс Иванова», которое ежеквартально проводит SberCIB Investment Research, индекс продолжает показывать устойчивую позитивную динамику. Очередной опрос, проведённый в сентябре по итогам III кв. 2021 года, вновь зафиксировал улучшение настроения и повышение уверенности потребителей по сравнению с предыдущим кварталом – индекс вырос с минус 17% до минус 16%, сообщает ИА «Хабаровский край сегодня». В третьем квартале 2020 года он составлял минус 21%. Таким образом, налицо восстановление индекса потребительских настроений до среднего значения за 2015–2020 годы.
Больше всего Ивановы опасаются проблем со здоровьем
Картина опасений Ивановых почти не изменилась. Состояние здоровья по-прежнему беспокоит их больше всего (об этом заявили 60% респондентов — на 2 п. п. больше, чем в предыдущем квартале, но на 1 п. п. меньше, чем в III кв. 2020 года). Затем идёт инфляция (50% опрошенных — на 2 п. п. больше, чем в предыдущем квартале, и на 6 п. п. больше, чем годом ранее). Доля потребителей, опасающихся безработицы, за год уменьшилась на 7 п. п. (43%); при этом уровень безработицы среди опрошенных составил 12%, что близко к допандемическому значению. Доля обеспокоенных экономическим ростом и курсом рубля за год снизилась на 1 п. п. (30%) и 4 п. п. (20%) соответственно.
Уровень оценки бизнес-перспектив достиг максимума
Средняя зарплата за год выросла на 8%
Исследование свидетельствует о повышении средней месячной зарплаты до 42,9 тыс. рублей в III кв. 2021 года — на 8% за год. Больше всего зарплаты выросли у респондентов, занятых в тяжёлой промышленности, службе такси, транспортном секторе и общественном питании (примерно на 30% по сравнению с III кв. 2020 года), а также в сельском хозяйстве (+27%) и розничной торговле (+22%). Вероятно, это связано с низкой базой сравнения в III кв. 2020 года и с повышением зарплат ввиду дефицита рабочей силы.
Средний размер сбережений на одного члена семьи составил 54,7 тыс. рублей
На питание Ивановы тратят 38,1% доходов
Доля расходов на продукты питания в доходах Ивановых достигла 38,1% против 37,0% в III кв. 2020 года. Это означает, что население поддерживало расходы на продовольствие несмотря на ускоряющуюся инфляцию, хотя социальные выплаты, полученные в августе и сентябре этого года, помогли гражданам.
Чувствительность к уровню цен снизилась
81% Ивановых совершали покупки онлайн в последние полгода
81% Ивановых совершали покупки онлайн в последние полгода (+19 п. п. за квартал). Особенно сильно (на 21 п. п.) выросла доля клиентов онлайн-магазинов в городах с населением меньше миллиона человек. Предпочтительным способом получения онлайн-заказов остаются пункты выдачи (69%, как и в марте 2021 года), тогда как курьерская доставка продолжает терять популярность: доля тех, кто ей пользуется, снизилась за квартал на 3 п. п., а в Москве — на 8 п. п.
31% Ивановых покупают продукты в интернете
Примерно 31% Ивановых отметили, что покупают продукты онлайн (+8 п. п. за квартал). Чаще всего они делают закупки в СберМаркете (36%). Самокат и Delivery Club упомянули по 32% опрошенных. Доля Яндекс.Go (включая Яндекс.Лавку и продукты от сторонних продавцов) составляет 25%.
Чаще всего Ивановы покупают продукты питания в Сети, когда им нужно сделать запланированный и крупный заказ или спонтанно купить еду (по 30%). В числе причин продуктового онлайн-шопинга Ивановы также называют закупки еды на ближайшие дни и приобретение товаров, которые трудно найти в традиционных магазинах. Основной фактор при выборе онлайн-магазина — это цена (36%), далее идут ассортимент и удобство доставки (по 22%).
Ивановы всё реже летают лоукостерами
Опрос показал, что темпы восстановления спроса на авиаперевозки снизились. Теперь Ивановы ожидают, что в ближайшие 12 месяцев они совершат на 3% больше авиаперелётов, чем планировали годом ранее, тогда как, согласно июньскому опросу, потребители планировали увеличить перелеты на 14%. Доля Ивановых, которые планируют только международные перелёты, в сентябре выросла до 40% по сравнению с 37% в июне. На наш взгляд, это связано с возобновлением перелётов в Турцию и другие страны.
Отраслевые данные также говорят об активизации международных перелётов. Доля пассажиров, перевезённых на международных рейсах российскими авиаперевозчиками в августе, увеличилась до 24%, тогда как в I полугодии 2021 года она составляла 13%. А поскольку в 2019 году на долю международных перевозок приходилось 43% совокупного пассажиропотока российских авиакомпаний, сохраняется потенциал для дальнейшего роста.
На фоне увеличения доли международных перелётов продолжила сокращаться доля Ивановых, летающих лоукостерами. Если в I кв. текущего года этот показатель составлял 64%, то в II кв. он снизился до 61%, а в III кв. — до 56%. Эксперты SberCIB связывают это с тем, что международные авиаперелёты сейчас в основном обслуживают обычные авиакомпании.
94,4% Ивановых зарегистрированы в соцсетях
У 15% Ивановых есть брокерский онлайн-счёт
Доля Ивановых с брокерским онлайн-счётом за квартал увеличилась с 14 до 15%. Ещё 25% респондентов отметили, что планируют открыть брокерский счёт (+2 п. п.). Доля совершающих операции ежедневно не изменилась по сравнению с июнем (15%), а доля Ивановых, не проявляющих активности, упала на 3 п. п. — до 23%.
Более половины респондентов с открытыми брокерскими счетами или планирующих открыть брокерский счёт (52% в сентябре 2021 года по сравнению с 55% в июне 2021-го) намереваются увеличить вложения на фондовом рынке в ближайшие 12 месяцев. Доля тех, кто не планирует дополнительных инвестиций, не превысила 18% (+1 п. п.).
Решающим фактором в пользу инвестиций на фондовом рынке выступают низкие процентные ставки по депозитам: об этом в сентябре сообщили 52% респондентов, (+ 1 п. п.). 59% опрошенных также отметили в качестве значимых факторов более высокую доходность инвестиций в ценные бумаги, а 56% — удобство открытия и ведения брокерского счёта в онлайн-режиме (в июне доля таких ответов составила 56% и 53% соответственно).
16% Ивановых имеют подписку СберПрайм или СберПрайм+
Из тех продуктов и услуг, которыми активно пользуются Ивановы в рамках экосистемы Сбера, наиболее широко используются программы лояльности, сервис онлайн-покупки продуктов и развлечения (52%, 33% и 26%). На сервисы Сбера подписаны 16% респондентов: 14% — на базовую программу СберПрайм, ещё 2% — на расширенную СберПрайм+.
20% Ивановых слышали о ESG
Доля Ивановых, готовых платить больше за товары и услуги, которые наносят меньше вреда окружающей среде, за квартал снизилась с 21 до 19%. При этом увеличилась не только доля тех, кто не готов платить больше (с 61 до 63%), но и доля тех, кто готов отказаться от недостаточно экологичных товаров (с 18 до 19%).