В Хабаровском крае случился прецедент общероссийского масштаба, когда удалось хотя бы частично сбить монопольно высокие цены на услуги парковки около главной воздушной гавани региона. Почему сделать это не получается в отношении бензина и дизтоплива на АЗС, насколько эффективны механизмы антимонопольного законодательства, и как ФАС реально может помочь рядовому потребителю. Об этом и не только корреспондент ИА «Хабаровский край сегодня» спросил Татьяну Тютянину. В конце прошлого года она была назначена руководить региональным управлением Федеральной антимонопольной службы.
О Хабаровске
– Татьяна Николаевна, расскажите немного о себе. Откуда вы, где трудились до назначения в Хабаровске?
– Никогда ранее я не бывала на Дальнем Востоке. Признаюсь, сперва испытала шок. Это же так далеко! Сперва полтора часа самолетом из Саранска до Москвы, а потом еще восемь до Хабаровска. Но почитала много о Дальнем Востоке, об истории его освоения и меня потянуло сюда. 23 декабря меня назначили руководителем управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю. В первый же день после приезда я отправилась в экскурсию по городу. Считаю, что правильно поступила. Прошлась пешком с экскурсоводом по историческим местам Хабаровска. Мне ваш город очень напомнил Казань или Нижний Новгород. Показалось, что я у себя на Волге.
О мусорной реформе
– На вашем рабочем столе книга Михаила Дегтярёва «От самодержавия личности к самодержавию императора».
– Это личный подарок Михаила Владимировича по итогам нашей недавней встречи. Он произвел на меня самое положительное впечатление. Я поняла, что он очень глубоко вник в проблемы Хабаровского края. Но самое главное, что он видит пути их решения. Он прекрасно знает полномочия всех федеральных структур, которые эти вопросы могут помочь решить. Со мною, например, он говорил на «моем» языке. Он четко понимает антимонопольное законодательство, знает в каких аспектах мы можем взаимодействовать с регионами. Например, между ФАС России и правительством Хабаровского края заключено соглашение о развитии конкуренции.
– Мусорная реформа на территории Хабаровского края все-таки была приостановлена на благо населения. К этому вопросу нужно подойти более глубоко и осмысленно, учесть особенности Дальнего Востока с его колоссальными расстояниями. Сейчас мы совместно с центральным аппаратом Федеральной антимонопольной службы России готовим рекомендации, как правильно проводить мусорную реформу. Они будут направлены в правительство Хабаровского края.
О местах на кладбище
– Одна из самых злободневных проблем для жителей Хабаровского края, который совсем недавно пережил непростую ситуацию с дефицитом топлива из-за приостановки одного из двух НПЗ, – вопрос с ценами на бензин. Вы как-то регулируете этот вопрос?
– Наблюдая всю эту социальную напряженность и многочисленные негативные высказывания в адрес антимонопольных органов, мы держим руку на пульсе. Наш мониторинг цен на АЗС Хабаровского края ежедневно уходит в центральный аппарат ФАС России. Но тот рост цен от основных производителей, который мы наблюдаем у ННК и «Роснефти», пока происходит в динамике инфляции. С их стороны нарушений антимонопольного законодательства пока мы не фиксируем. Теперь что касается независимых заправщиков. Владелец маленькой заправки может поставить цену хоть 100 рублей за литр. Но если его доля на рынке мизерная, то применить меры антимонопольного законодательства к нему мы не имеем права.
– По аэропорту у меня еще один вопрос. По долгу службы недавно приехали туда на автомобиле. Были очень удивлены, когда за полтора часа стоянки пришлось заплатить 500 рублей. Не слишком ли это дорого?
– Антимонопольная служба возбудила дело о парковке около аэропорта Хабаровска еще в прошлом году. Оно имеет прецедентное значение для всей России. Администрация воздушной гавани была привлечена к административной ответственности – сотни миллионов рублей штрафов. Предписание было исполнено. Насколько я знаю, цены на парковку были еще выше. Но коллеги продолжают разбирательство, вопрос не закрыт полностью.
– О расследовании каких еще громких дел в связи с нарушением антимонопольного законодательства уже сейчас можно рассказать?
– А работаете ли вы с жалобами населения? С чем чаще обращаются граждане?
– Очень много обращений по поводу нарушений закона о рекламе. И практически по каждой мы возбуждаем дело и выдаем предписание об устранении. То неэтичная реклама, то сообщаются заведомо ложные сведения о производителе или товаре. Очень много жалоб по ритуальным услугам, много дел возбуждено. Например, мы считаем, что места захоронений сейчас у нас распределяются незаконно, навязываются дополнительные услуги. В любом случае граждане активно нам помогают выявлять нарушения антимонопольного законодательства.
СПРАВКА:
Граждане могут обратиться в Федеральную антимонопольную службу с жалобой. Сделать это нужно письменно, возможно приложить фото или видео предполагаемого факта нарушения, указать адрес и способ связи с заявителем и сообщить исчерпывающую информацию. Более подробно с порядком обжалования рекламных объявлений можно познакомиться на сайте управления ФАС по Хабаровскому краю fas.gov.ru. Также можно направить свою жалобу по электронной почте to27@fas.gov.ru (проходимость файлов – не больше 6 Мбайт). Уточнить информацию можно по телефону 8 (4212) 32-40-57 в рабочее время.