Нацпроект «Наука» определил сроки закладки судов с 31 декабря 2020 года по 31 декабря 2021-го, и срок сдачи — 2024 год. На строительство выделено 28,4 млрд. рублей. Разработкой конструкторской документации занимался ЦКБ «Лазурит», специалисты которого успешно сдали проект 10 июня, сообщает ИА «Хабаровский край сегодня» со ссылкой на «Известия».
Строительство судов начнется в нынешнем году, а готовы они будут не позднее 2024-го. На новых НИСах можно будет выполнять гидрофизические, химические, биологические, метеорологические, геофизические, геологические и другие виды исследований. Благодаря особым техническим решениям судно можно использовать и в арктических условиях — при толщине льда до 0,8 метра.
— Все существующие в России НИС устарели, среди них нет ни одного судна младше 25–30 лет, — рассказал директор Морского гидрофизического института, член-корреспондент РАН Сергей Коновалов. — Выполнять описанные в нацпроекте «Наука» исследования на них практически невозможно или крайне затруднительно. Поэтому была обозначена цель построить два новых судна, способных выполнять весь комплекс океанологических исследований на самом высоком уровне в любом районе Мирового океана. Прежде всего в Арктике и Антарктике.
Заместитель директора филиала в Санкт-Петербурге по внешнеэкономическим связям ЦКБ «Лазурит» (исполнитель проекта) Сергей Александров отметил, что использование уникального оборудования для научных исследований накладывает на эти суда свои требования:
«Судно данного проекта — многофункциональное, оно обеспечивает выполнение широкого спектра научных работ на современном мировом уровне. В нашей стране нет аналогичных судов, да и за рубежом большинство НИС уступают нашему проекту по ряду характеристик», — рассказал он.
По мнению ученых и конструкторов, разработанный проект можно назвать уникальным.
В частности, на новых судах предусмотрена площадка, обеспечивающая возможность посадки большинства типов вертолетов. Эти НИС способны плавать в однолетних арктических морях. У них высокий класс системы, которая автоматически будет контролировать судно для удержания его позиции и курса с помощью двигателей. Это даст большую надежность позиционирования, необходимую при работе с водолазами, подводными аппаратами и забортным оборудованием.
— На судне предусмотрена возможность размещения необитаемых подводных аппаратов, — рассказал руководитель лаборатории геофизических пограничных слоев Санкт-Петербургского филиала ИО РАН Алексей Зимин. — Это будет большим плюсом при выполнении глубоководных работ: гидрологических, биологических, геологических. Однако если крупной программы по подводным работам не будет, окажется, что большие деньги на исполнение данной части проекта потратят зря. Вообще многое будет зависеть от состава государственной программы по исследованиям — чем более она доступна, тем понятнее, где и для чего применять новые НИС. И чем больше людей будет участвовать в ее обсуждении, тем эффективнее будет использование судов.