Не птичка певчая
В лабораториях и цехах предприятия «Дальгеофизика», которое входит в государственное «Дальневосточное производственно-геологическое объединение» Росгеологии, удалось застать горячий момент. Здесь готовятся сдать государству отчёт о трёхлетних исследованиях того самого Понийского участка.
Промаркированные мешки с последними, ещё неизученными образцами породы, которые геологи собрали во время полевого сезона, рабочие в масках отправляют в неистово шумящие дробилки. Механика легко превращает камни в тончайший порошок. Его-то и отправляют в лаборатории.
На содержание золота измельчённую породу исследуют сразу несколькими способами. В специальных аппаратах, которые напоминают что-то среднее между фотоаппаратом и электросваркой, через порошок пропускают мощный разряд тока. Свет разряда, проходя через призму, разлагается на спектральные линии, своего рода маленькую радугу. В закрытой тёмной материей камере его улавливает фотопластина. Затем специалисты по длине и яркости спектральных линий определяют в породе золото и другие ценные элементы.
- Оборудование, конечно, старое, но очень надёжное. В других лабораториях спектральный анализ делают с помощью компьютеров. Мы постепенно тоже переходим на новые технологии. Но современное оборудование стоит миллионы рублей. Сразу всё не закупишь, - объяснила пресс-секретарь Дальневосточного ПГО Росгеологии Елена Боярчук.
Дальше надо узнать, сколько золота содержится в породе. Образцы должны пройти огонь и «царскую водку». Лаборатория начинается с компактной печи. По сути, настоящая домна. Перед плавкой порошок из породы смешивают с мукой, содой, стеклом и окисью свинца. Все это превращается в веркблей – так геологи называют остывшую болванку. И ее снова ждёт печь, но уже поменьше и не такая горячая.
- Печём мы веркблей в специальных пористых сосудах – капелях. Свинец расплавляется и впитывается в поры, а на поверхности остаётся маленькая частичка. Мы её называем «королёк». И это вовсе не певчая птичка, а сплав золота с серебром, - рассказала ведущий методист пробирного анализа Валентина Заречнова.
Каждый «королёк» отправляется в раствор азотной кислоты. В нём серебро растворяется и остаётся чистое золото. Эти крупинки мы называем «корточка».
В пробах, которые привезли с берегов таёжной речки Пони, удалось получить те самые крохотные «корточки». Значит, геологи в своих прогнозах не ошиблись. Золото там есть.
То, что золото есть, подтверждает и Ирина Лазькова – специалист редчайшей профессии. Она – петрограф-минераграф. Привезённые с полей породы она разглядывает в микроскоп. Так, визуально ещё в XIX веке геологи искали в камнях полезные минералы.
- Увеличение от ста до тысячи крат, - рассказывает Ирина Лазькова. – Минералы там выглядят совершенно иначе, чем мы видим невооружённым взглядом. При увеличении оптика даёт совершенно другие свойства. Золото, например, в проходящем свете черное и не прозрачное. Чёрные вкрапления в образцах породы с Пони, хоть и микроскопические, но попадались достаточно часто.
Государевы люди
Работами по поиску ценного металла в Комсомольском районе руководит один из опытнейших геологов Хабаровска Владимир Чернявский. Ему уже за 70, но, как говорят коллеги, из тайги его не выманишь до сих пор. Вся жизнь прошла в палатках и с киркой в руке. Привычка! Среди его заслуг открытие месторождений олова в Солнечном районе, которые не исчерпаны до сих пор.
Геологическая партия Владимира Степановича ещё в начале 70-х годов обнаружила Малмыжскую площадь в Нанайском районе, которая сегодня признана одним из крупнейших месторождений золота и меди в мире. За это он получил значок первооткрывателя.
Но в СССР сочли добычу там невыгодной экономически. О Малмыже забыли, и он был, по сути, заново открыт геологом-американцем Томасом Боуэнсом. Владимир Чернявский надеется, что исследованная им Понийская площадь не повторит эту историю.
ЭксклюзивЭкономика
Единственный в России иностранец – первооткрыватель месторождений
31 августа 2018, 10:00 0
- На Понийской площади ещё недавно велась добыча золота в россыпях. Но больше там россыпного металла нет, - говорит ведущий геолог Владимир Чернявский. – Перед нами государство поставило задачу изучить эту территорию, есть ли там золоторудные проявления. В 2013 году впервые туда зашли. Обследовали 176 квадратных километров. Нашли два рудопроявления – Грибное и Медное золото-кварцевого и золото-медно-порфирового типов. А потом уже пошла рутина, бурили глубокие горизонты для оценки запасов. Нашли ещё два перспективных рудопроявления – Ольховое и Борхи Тонкая. Сейчас сдаём отчёт, а дальше уже государево дело, как поступить с ними. Мы – государевы люди!
По оценкам геологов, ресурсы золота на Понийской площади составят не менее 160 тонн и ещё более 1 млн. тонн меди. Шансы на то, что месторождение будет рентабельным, очень велики. К тому же рядом есть какая-никакая инфраструктура - дорога и ЛЭП.
Геологи по соседству с Пони начинают изучение Хаджарского участка. Работы на нём уже доверили Владимиру Чернявскому.