Гражданин США Томас Эдвард Боуэнс – единственный в России геолог-иностранец, который официально удостоен отечественного сертификата первооткрывателя месторождения. Причем – сразу двух.
Его считали безрассудным авантюристом, когда он в феврале далёкого 2005 года приехал в Хабаровск «в шляпе с саквояжем» искать у нас новые перспективные золотоносные прииски.
Но, несмотря на скепсис, как со стороны своих земляков-американцев, так и по началу со стороны многих коллег-дальневосточников, Томас доказал: Хабаровский край – территория невиданных возможностей.
Почему даже санкционная конфронтация между нашими странами в последние годы не даёт ему повода отказаться от проектов в нашем регионе, директор компании «Амур-Минералз», господин Боуэнс рассказал в эксклюзивном интервью ИА «Хабаровский край сегодня».
Потомок индейцев и первопроходца
С Томасом беседуем в его просторном директорском кабинете в офисном здании в центре Хабаровска. На стенах – карты края, написанный маслом портрет американского первопроходца 18 века Дэниэла Буна. Оказывается, открыватель земель к западу от Аппалачей – прадед в пятой степени Боуэнса. Может оттуда дух авантюризма. Рядом – бюст индейца-чероки, есть у Боуэнсов и кровь индейцев.
К 30 годам Боуэнс понял, что шаг за шагом, как отец, карьеру в его время сделать не получится. Решил учиться. Выбор у любителя походов в горы, охоты и рыбалки пал на геологию. К природе ближе, а не в кабинете сидеть. Выбор пал на лучший тогда в США университет горного дела в Колорадо. Но сразу туда не взяли, пришлось сперва получить экономическую специальность в колледже. Потом было блистательное окончание вуза, работа на корпорации и известных миллиардеров. Среди них был даже известный Моххамед Аль-Файед – отец того самого Доди, который в 1997 году погиб в автокатастрофе вместе с британской принцессой Дианой.
Томас искал вулканогенные месторождения золота и других ценных металлов в Америке и по всему миру. Он сосредоточился именно на медно-порфировых – в них содержание золота не велико, зато они огромны по запасам и хватает их на много лет разработок.
В шляпе и с саквояжем
И вот в феврале 2005-го Боуэнс покупает билет из Монголии, где он тогда работал, через Сеул до Хабаровска. Вспоминает, в дальневосточную столицу он прибыл в шляпе и с маленьким саквояжем, зато с наполеоновскими планами.
Две недели «сумасбродный» геолог из Америки ждал вылета из Хабаровска в Охотский район. Капризная северная погода! Наконец-то попал на место, где, как он подозревал, должны находиться крупные залежи рудного золота.
Томас и сейчас вспоминает то чувство настоящего счастья, когда на открытом им месторождении Светлая первые пробы показали хороший результат – 2 грамма ценного металла на тонну породы. Местные геологи тогда не обращали на такую мелочь внимания. Только спустя много лет до всех дошло, что это - далеко не мелочь.
В 2008 команда Боуэнса открыла одно из крупнейших в мире золото-медно-порфировых месторождений – Малмыжское в Нанайском районе.
Третье на подходе
На Светлую и Малмыж Боуэнс получил все необходимые документы. Геологу даже вручили российские сертификаты первооткрывателя.
Томас – первый иностранец, кто получил такие свидетельства. Компания «Полиметалл» начала промышленное освоение месторождения Светлая в Охотском районе.
Компания Боуэнса ведёт переговоры о продаже Малмыжа другому крупному предприятию.
Говоря об санкционной войне между Россией и США, Томас твёрдо говорит, что его это не остановит. При этом он согласен, что образ враждебной и непредсказуемой России, который активно рисуют западные СМИ, негативно сказывается на настроениях потенциальных инвесторов из-за океана. Но своим примером Боуэнс убеждает своих коллег из США, что бизнес в России, в Хабаровском крае вести не только можно, но и очень перспективно.
Бежать, пока не упаду
Рассказывать подробности о своей семье Томас не стал. Но домочадцы вместе с ним живут в Хабаровске. Город удобен для жизни иностранцев. А в крае за много лет Томас нашёл множество чудесных мест, где занимается своими любимыми охотой и рыбалкой. Правда, признаётся, что сейчас о тех временах, когда он сам работал в полях с киркой в руках, когда приходилось терпеть холод и мошку в палатках, вспоминает с грустью. Затянула административная рутина.
Вместе с Боуэнсом работает команда единомышленников: россияне, американцы, новозеландцы, есть даже девушка-специалист из Монголии. За годы совместной работы все они уже стали настоящими дальневосточниками. Правда, русский язык Томас так и не выучил. Говорит - очень сложный.