Главное
Культура, 03 июня, 10:00

Хабаровский художник делает костюмы для шута и героя

Светлана Литвищенко 45 лет работает в Хабаровском музыкальном театре

Хабаровский художник делает костюмы для шута и героя
Фото: ИА «Хабаровский край сегодня»

Она создала декорации и костюмы для шести десятков спектаклей, которые сделаны стильно, изысканно, в них чувствуется тонкое понимание замысла режиссёра и композитора. В её сценографии много света и воздуха, любви к тому, что она делает.

 Художник Светлана Литвищенко 45 лет работает в одном театре – Хабаровском музыкальном. Недавно ей присвоено звание заслуженного художника Хабаровского края. Подробности – в материале ИА «Хабаровский край сегодня».

«Ваши пальцы пахнут ладаном…»

Хороший спектакль – всегда открытие. Поднимается занавес, и зритель видит декорации, потом актеров в костюмах. Все это дорогая багетная рама, в которую встроено действие. Создает ее художник-декоратор.

Светлана Литвищенко говорит, что работа над спектаклем начинается с художественного образа, который возникает в ее воображении. С видения того, как он должен выглядеть, в каком стиле и цвете. Она слушает режиссера, балетмейстера и начинает рисовать, делает наброски, погружаясь во время и обстоятельства. Рисует декорации, костюмы. Рисует много, зная, что иногда самые невероятные вещи могут вырасти во что-то вполне осязаемое.

Один из последних спектаклей - «Письма надежды» - посвящен войне. Признается: она начала работать и так защемило внутри, ее отец воевал в Отечественную, а потому все для нее в этой теме свято и дорого. Говорит, что спектакль сложился из трех цветовых и смысловых решений – глубокое звездное небо, свечи и поле красных маков. Все просто и символично. 

Она как-то была в Германии и помнит у памятника советским солдатам целое маковое поле, как разлитые капли крови. Признается: до мурашек по телу.
О войне нельзя говорить сурово, считает Светлана Литвищенко, а потому в их спектакле-балладе все нежно, трогательно. Для костюмов взяли три цвета – белый, черный и серый. На ее взгляд, они передают все чувства – грусти, тоски, тихой радости.
Ее задача – создать в спектакле обстановку времени, в котором живут актеры и куда погружается зритель. В другом их недавнем спектакле - «Я помню чудное мгновенье», который играют прямо в фойе, она условная и в то же время вполне ассоциативная. Отгородили пространство, устроили задник, камин, повесили портреты предков поэта Пушкина, получилось по-домашнему тепло. 
Наталья Николаевна и Александр Сергеевич с друзьями, которые приехали его навестить в Михайловское, – в костюмах своей эпохи. Весь спектакль выполнен в бело-голубом цвете. Художник вписал их в существующее пространство. Окна там белые, а фойе голубое, этот переход и обыгрывается.
 Зритель, возможно, не замечает этих тонкостей, но он чувствует гармонию. Вот что такое работа театрального художника.
Но самый любимый ее спектакль последнего времени – о Вертинском, который поставил их художественный руководитель Никита Туранов. Спектакль одного актера. Он простой и в то же время многосложный. В нем - песни, балет, а на экране - кадры старого кино, хроника жизни неподражаемого певца и актера. Никита Туранов поет и говорит о жизни человека, которую он проживает. «Ваши пальцы пахнут ладаном…» - звучит со сцены. 
Из реквизита только столик, за которым главный герой накладывает грим, преображаясь в самого знаменитого российского Пьеро. У артиста всего два костюма – костюм шута и обыкновенная серая рубаха. По задумке художника и режиссера, ничто внешнее не должно отвлекать от драматургии. Светлана Литвищенко считает, что эту работу заслуженно отметили губернаторской премией.
Двуликий камзол

В музыкальный театр Светлана Литвищенко пришла после окончания худграфа Хабаровского пединститута. Думала поехать в «репинку» специально учиться живописи. В театр попала случайно, а он, как она теперь понимает, имеет свойство затягивать с головой. С ней случилось именно так. 

Принимал ее на работу, как оказалось, ее будущий муж, в ту пору главный художник. Так что она пережила любовь творческую с театром и романтическую с человеком, который оказался ей так близок по духу. Познакомились, поженились, у них родилась дочь. Так что супруги жили театром и на работе, и дома.
ЭксклюзивКультура
Художник считает, что не в золотом колечке счастье
28 марта 2023, 12:00 0

Первым режиссером, с которым она работала, был Юлий Гриншпун, при нем театр переживал свой золотой век. Человек умный, образованный, он глубоко изучал материал, сидел в библиотеках. Все в нем сочеталось – интеллект, необыкновенная музыкальность. Он рассказывал ей, художнику, каким он видит спектакль, и так заразительно, что она бежала к столу с одной мыслью - только бы ничего не упустить. Яркие спектакли требовали ярких костюмов.

- Художник у хорошего режиссера – кисточка, которой он воплощает его идею в декорациях и костюмах, - говорит моя собеседница.
Она всегда делала много набросков, придумывала костюмы для настоящего героя и, скажем, смешного жуликоватого пройдохи. Детали одежды подчеркивали характер. Все женщины у нее были королевы. Признается, что очень любит одевать актрис, придумывая им потрясающие наряды. 
На одно такое платье с кринолином и всевозможными буфами могло уйти 20 метров ткани. Она даже шила корсеты. Петь в них сложновато, но зато какие у артисток обнаруживались тонкие талии! А еще женщинам небрежно накидывали на плечи меха. И ведь иногда настоящие!
Откуда в ней такое понимание костюма? Признается, что она следовала самым высоким образцам. Так, Светлана Литвищенко специально ездила в Копенгаген посмотреть спектакль «Призрак Оперы», чтобы увидеть их костюмы и понять, как сможет сделать она. Всю жизнь собирала альбомы по искусству и костюму.
Она умудрилась даже сделать двуликий костюм: на первый взгляд он вроде бы мужской, но как только герой поворачивался - платье становилось женским.
Сальвадор Дали и рыбы

В костюмах воплощались все ее впечатления от городов и стран, в которых она бывала, а Светлана Литвищенко - большая путешественница, объехавшая полмира. Так, она предложила для мужского классического костюма орнамент, который повторял питерские чугунные решетки на бесконечных мостах. Они поразили Светлану своей причудливостью и торжественностью.

ЭксклюзивКультура
Он сразу увидел в ней Любу, главную героиню спектакля
27 марта 2024, 09:00 0

Она сама вручную расписывала костюмы, причем на весь хор, балет и актеров.

- Брала дешевый китайский бархат, в полиэтиленовый кулечек наливала краску, делала маленький надрез и, выдавливая краску, начинала расписывать ткань золотом. Получалась настоящая дорогая парча. Во всяком случае, так думал зритель.
Театр не может позволить себе разорительные траты на костюмы. Помнит, что делали их из обыкновенного грубого холста, который расписывался масляными красками. Он становился объемным.
- Иногда ткань надо немного «поддуть», - рассказывает, смеясь, моя собеседница. – То есть сделать переход от темной краски к светлому ее оттенку. Градация света создает особый эффект.
В ее руках бросовые материалы обретают форму и смысл. Светлана Литвищенко рассказывает, что делала прекрасные парики из цветного упаковочного шпагата. И не просто парики, а головные уборы, на которых плыли корабли.
Ее всегда ценили за талант и проницательность, необычную фантазию. Особенно когда она работала над сказками. В 2002 году Светлана Литвищенко в краевом конкурсе стала «Художником года» за создание спектаклей «Щелкунчик» и «Муха-цокотуха».
Муха-цокотуха у них являлась на мягких лапах-пуантах в черно-золотой пачке.    Денис Желтоухов играл пчелу, его, такого большого, нужно было сделать легким и воздушным. И она придумала. Получилось весело, легко, красиво, а за этим - такой труд!
Побывав в Испании в музее своего любимого Сальвадора Дали, Светлана Литвищенко сама начала писать в его стиле. Не подражая художнику, а объясняя его себе и зрителям, отсюда ее причудливые рыбы. Они у нее на полотнах, живые - в аквариумах. Вообще она любит море.
Времена в театре случаются разные. То много работы, то наступают вдруг паузы, которые затягиваются, и художника занимают лишь подрисовками. 
Светлана Литвищенко глубоко переживала свою невостребованность, даже одно время засобиралась попрощаться с театром и уехать. Но ситуация, к счастью, изменилась. И она опять с головой в работе. К ней вернулись краски и радость, смыслы, которые и есть ее жизнь.  
 
Поделиться
Поделиться
Отправить
По теме