В этом году отмечается 110-летие начала Первой мировой войны. Она стала предвестницей самой кровопролитной в истории человечества Второй мировой. В честь этой даты в Гродековском музее Хабаровска открылась любопытная выставка «Уссурийский железнодорожный батальон на полях Первой мировой». Оказывается, наши земляки активно участвовали в боях с Германией и Австро-Венгрией ещё тогда, с 1914 по 1918 год. Старший научный сотрудник научно-исследовательского отдела истории Гродековского музея Алексей Шестаков подготовил обстоятельное описание новой экспозиции на официальной странице учреждения «ВКонтакте», сообщает ИА «Хабаровский край сегодня».
Он рассказал, что инженерные войска железнодорожников тогда ещё в окрестностях Хабаровска, а именно в посёлке Красная Речка, дислоцировались с 1905 года. Это было подразделение созданного в 1895 году для строительства магистрали между Хабаровском и Владивостоком Уссурийского железнодорожного батальона.
- В 1907 году сводную роту переименовали в Приамурскую полевую железнодорожную роту, а в 1910-м. она вошла в состав передислоцированного из Никольск-Уссурийского (ныне Уссурийск) под Хабаровск Второго Уссурийского железнодорожного батальона. В результате их слияния на Красной речке сформировался Второй Сибирский железнодорожный батальон, - рассказывает Алексей Шестаков.
В декабре 1914 года, когда Первая мировая война была уже в самом разгаре, железнодорожные войска из-под Хабаровска перебросили на юго-западный фронт. Там русские вели наступление в Галиции, освободили Львов, вышли к Карпатам. Хабаровчане тогда сумели восстановить 3900 км железной дороги, разрушенной противником при отступлении.
- Весной 1915 г. в крепости Перемышль они своими силами отремонтировали трофейный австро-венгерский железнодорожный состав: вагоны обшили котельным железом, разместили там трофейные пушки и пулемёты. После ремонта состав представлял из себя уже бронепоезд, - пишет Алексей Шестаков. - Так появился новый тип техники, успешно применявшейся не только в годы Первой мировой и Гражданской войн, но и в годы Великой Отечественной.
Правда, пальму первенства применения железнодорожных составов в боевых действиях оспаривают и англичане, и французы, и американцы. Но бронепоезда как официально принятый тип вооружения начали применять именно с Первой мировой. И наши земляки к этому изобретению причастны.
В казармы под Хабаровск железнодорожный батальон так и не вернулся. Он был расформирован после подписания уже советской Россией в 1918 году Брестского мира с Германией и Австро-Венгрией. Бронепоезд, кстати, всё-таки достался врагу немногим ранее.
До сих пор на Красной Речке по переулку Кедровому стоят двухэтажные здания казарм Второго Сибирского железнодорожного батальона. Сейчас они используются под жильё.