Известный в Хабаровске блогер и путешественник Александр Леонкин, который уже выступал автором публицистической книжки о так и не рождённом городе Бонивур - последней комсомольской стройки Советского Союза, подготовил новую работу. Её он посвятил истории островов у Хабаровска - Большого Уссурийского и Тарабарова, которые сейчас поделены между Россией и Китаем. О тайнах, которые до сих пор хранит архипелаг, Александр рассказал корреспонденту ИА «Хабаровский край сегодня».
Заселён с древних времён
Многие считают островную систему у Хабаровска речными наносами в месте впадения Уссури в Амур. Однако Большой Уссурийский своим происхождением обязан доисторическому вулканизму, когда Приамурье больше напоминало современную Камчатку или Курилы.
Далёкое прошлое Большого Уссурийского советские археологи изучали ещё в 70-х годах прошлого века. Маститому специалисту из Новосибирска Виталию Медведеву помогали в то время студенты Хабаровского пединститута. Копали быстро, на пятки археологам наступали мелиораторы, которые возводили тогда на острове огромную дамбу для защиты от наводнений.
Привязанность к русскому
В 1858 году губернатором Восточной Сибири Николаем Муравьёвым был подписан исторически важный Айгунский договор с управлявшей в то время Китаем представителями маньчжурской Цинской династии. Большая часть Приамурья была присоединена к России. А заключённый в 1860 году в Пекине договор уточнил границы по реке и по правому берегу Уссури.
О том, кто населял острова на Амуре около нынешнего Хабаровска во время перехода территории под управление России, описал натуралист, географ Ричард Маак. В 1859 году, на следующий сезон после основания селения Хабаровка, он отправился в путешествие от Амура вверх по Уссури до озера Ханка.
По словам Александра Леонкина, в то время на острове, который сейчас называется Большим Уссурийским, Маак обнаружил два поселения гольдов, как тогда именовали нанайцев, Тунгя и Ангаси. Сам же исследователь предпочитал коренных жителей называть ходзёнами, как он был уверен, они звали себя сами.
Остров с именем извозчика
В китайских, а то и дело в наших СМИ в последнее время муссируются мнения, будто русские начали осваивать острова вблизи Хабаровска только после конфликта на КВЖД 1929 года, когда советские войска под командованием Блюхера заняли эту территорию.
В своём исследовании Александр Леонкин доказывает, что это не так. Он встречался с потомками Семёна Тарабарова, именем которого была названа деревня Тарабаровка на одноимённом острове (в 2004 году после добровольной передачи России Китаю он переименован в Иньлундао – остров Серебряного дракона).
На Дальний Восток Тарабаров перебрался в начале прошлого века с запада страны. В 1905 году он служил при городской управе Хабаровска извозчиком, а сено для лошадей заготавливал на острове. Там и поселился с большой семьёй в 13 человек, построил обширный дом в 1913-м. Вскоре к нему присоединились ещё несколько семей переселенцев. Деревня Тарабаровка существовала даже после того, как в 30-е годы Семёна Максимовича арестовали как кулака, домочадцев выслали. Официально село Тарабаровка просуществовало до 1968 года, когда оно окончательно обезлюдело и было исключено из списков населённых пунктов.
Остров со сложной судьбой
На Большом Уссурийском Александр до сих пор находит кирпичи с марками шотландских и английских заводов. Удалось выяснить, что из них ещё в конце позапрошлого века сложили два речных предприятия. Одно было частным на острове Красном - напротив Красной Речки, другое находилось в ведении министерства путей сообщения (оттого протока на Большом Уссурийском, где был этот затон, до сих пор зовётся Министерской).
Впоследствии затон с протоки Министерской перенесли на самую оконечность острова. В 30-х годах вокруг него вырос посёлок Уссурийский. В просторечии его до сих пор называют Чумкой. Дело в том, что на той самой протоке в начале XX века, когда в соседнем Китае началась одна из последних на планете эпидемий чумы, стоял санитарный кордон для проверки всех идущих из соседней страны судов.
После катастрофического паводка на Амуре 2013 года посёлок Уссурийский официально признан расселённым. Вскоре может остаться без жителей и бывший военный городок расформированного после передачи части островов Китаю укрепрайона. Остров – территория затопляемая. Необходимо масштабное строительство дамб, только после этого можно говорить о каком-то совместном освоении этой территории. Но без знания истории бывших и остающихся нашими островов будущего не будет, уверен автор книги о Большом Уссурийском.
Кстати: Книга Александра Леонкина "Большой Уссурийский" уже готова к печати. В ближайшее время она будет опубликована столичным издательством "Пятый Рим".