Главное
Культура, 17 декабря, 11:00

В Хабаровске - «Лето Господне»

Картины Александра Михалевича - многосложные

В Хабаровске - «Лето Господне»
Выставка Александра Михалевича «Лето Господне», открывшаяся в Дальневосточном художественном музее в Хабаровске - почти рождественская. Это попытка рассказать о церковных праздниках с помощью красок, сложных техник и своего отношения к известным библейским сюжетам? Все работы – очень личностные, они объединены общей идеей духовного поиска в обретении веры человека.

Живопись в 3D


Картины Александра Михалевича - многосложные. В каждой из них несколько сюжетов, связанных с библейским повествованием о жизни и страданиях Христа. Это о нем, но в большей мере, наверное, о нас. Они написаны с такой любовью, искренностью и простодушием, что невольно погружаешься в глубокую историю. «Тайная вечеря» обрамлена колосьями, где хлеб, который нам посылается, для души и тела. Написана прозрачными красками по золоту.

Казалось бы, поцелуй Иуды случился больше двух тысяч лет назад, но сюжет и сегодня очень актуальный, именно поэтому Иуда изображен в современном свитере. Предательство – вечная тема. Петр, лучший ученик, с мечом, так быстро отрекшийся от своего учителя, что петух еще трижды не прокричал во дворе. Бытовое, сиюминутное, и вечное.

Или несение креста. Самый драматичный момент библейской истории. Мир перевернулся. Сверху – ноги проходящих мимо людей. Единственный, кто остановился, - это ребенок. Автор никого не осуждает, тут нет ни сарказма, ни иронии. Так было и, очевидно, будет еще не раз.

Работы Михалевича - рельефные, что создает ощущение объема. Они словно объединяют в себе живопись и архитектуру. Дети, которые это видят, радуются, для них это узнаваемо – почти 3D. Необычные техники создают сложный цвет, он то хлебный, то жемчужный, то золотистый. Автор говорит, что он работает долго, добиваясь того самого эффекта, который зритель, даже если не может себе объяснить, непременно чувствует.

В тему выставки, как ни странно, очень хорошо вписались портреты трех хабаровских художников, близких Михалевичу по духу.


20181121_103338.jpg

Мольберт на распутье


Осень. На перекрестке с этюдником - живописец.
- Художник все время стоит на распутье, - объяснил Александр Михалевич корреспонденту ИА «Хабаровский край сегодня». – Он чаще всего не понят, не принят, он неудобен. Мне кажется, что талантливые люди создавали свои работы не без помощи свыше. В минуты наивысшего вдохновения рукой художника водит неведомая сила.

И это в полной мере относится к Сергею Петухову. Они вместе с Михалевичем учились на худграфе хабаровского пединститута.
- Одно время мне казалось, что Сергей занимается не очень интересными темами, - вспоминает Михалевич. – Его дипломная работа – БАМ. Но однажды я пришел к нему в мастерскую и увидел работу – «Август». У меня внутри всё оборвалось, слезы покатились из глаз. Глубокое небо, звезды. Сам он такой стихийный, взбудораженный, а на холстах – такая гармония цвета!

Еще один близкий человек - Александр Лепетухин, такой понятный, глубокий и очень красивый в своих полотнах. И еще в прошлом сокурсник Александр Рябчук. Он расписывал храм Иннокентия Иркутского. Они много говорили, спорили.

У Михалевича в его работах смешение эпох, архитектурных стилей, людей, кумиров разных лет. Жизнь меняется, но что-то в ней остается незыблемым. Наверное, человек, который во все времена искал смысл своего бытия, веру, любил, страдал.

Люди очень по-разному «считывают» то, что видят на его полотнах. Один зритель заметил, что художник явно немолодой человек, майку в джинсы никто заправляет уже пару десятков лет.


20181121_103309.jpg

Любить художника


Как всякий творческий человек, Михалевич наивно полагал, что художнику изначально разрешено чувство внутренней свободы, за что и поплатился. За участие в самиздате в советские времена его уволили из пединститута, где он преподавал. На тринадцать лет он уехал на далекий север в Якутию в геологическую экспедицию.
- Думал, построю мастерскую и буду жить параллельно с этим государством.

Но экспедицию закрыли, деньги кончились. Михалевич вернулся в Хабаровск с семилетним сыном в полной растерянности, что делать. Ничего не хотелось, даже рисовать. Его спас сын, о котором надо было заботиться.

К счастью, Александра взяли на работу в музей. И уже двадцать лет он - главный экспозиционер. Всякая выставка начинается с него. Александр развешивает работы в зале так, чтобы они зазвучали – по форме, по цвету, по смыслам.

Александр говорит, что есть определенные законы, но сотрудники музея непременно отмечают, как он чувствует музейное пространство, наполняя его живописными пятнами. При этом он соглашается, что автора выставки надо непременно любить, только тогда можно представить его в лучшем виде. Если чувств нет, это тебя выдаст с головой.

Из проектов уходящего года Александр отмечает выставки, увы, ушедших Игоря Шабалина и Андрея Паукаева. Художников, которые нашли свой стиль. Это мучительно трудный процесс, и тот же Андрей Паукаев не сразу пришел к таким чистым и звонким краскам. Он – открытый, эмоциональный. Шабалин – трагическая фигура, отсюда глубина, надрыв.

О себе Александр Михалевич говорит, что последние годы он живет с ощущением благодарности этому миру и пониманием, что ему никто и ничего не должен, должен он. Каждый день в пять часов вечера покормить птиц в соседнем парке, заботиться о ближнем своем и дальнем. И всё, что в его понимании, он должен, художник делает с большой радостью. Это дает легкость бытия, которая позволяет подняться над обыденностью и суетностью этого мира и оставаться в своей, однажды найденной теме.

Поделиться
Поделиться
Отправить
По теме