Главное

С небес – на воду

30.01.2017
Богданова
Янина

Возвращение на боевую службу подводной лодки «Комсомольск-на-Амуре», видится мне, самое громкое событие в судостроении Хабаровского края за последние несколько лет. Некогда именуемая Б-187 – дизель-электрическая субмарина сначала была олицетворением корабельного кризиса, теперь – символ его преодоления. Вы только вдумайтесь, она стояла на ремонте 12 лет! Причем, просто стояла в разы дольше, чем ремонтировалась. 

«Амурский судостроительный завод» - тот самый, который строил «Б-187», признанную лучшим кораблём Тихоокеанского флота в 1995-ом году, а затем и забравший её в 2003-ем на ремонт, переживает не лучшие экономические времена. 

Три года за его «штурвалом» стояли конкурсные управляющие. В 2014-м завод вынырнул из пучины банкротства, но вода бурлит вокруг него до сих пор. Ещё живы в памяти резкие высказывания вице-премьера страны Дмитрия Рогозина о срыве сроков сдачи корвета «Совершенный». К слову, сейчас он уже в руках ТОФа и проходит испытания.

Не погружением, а крушением на самое дно стал для «АСЗ» проваленный аукцион на строительство шести подлодок типа «Варшавянка», которые исконно строили здесь. Госзаказ перешел «Адмиралтейским верфям» в Санкт-Петербург. Представьте, теперь каждая построенная там субмарина вынуждена будет обойти континент, чтобы добраться до порта приписки Тихоокеанского флота. О том, сколько денег, которые спасли бы наш завод, уплыло, и говорить нет смысла. Но всё же. 13 млрд рублей по приблизительным подсчётам – стоимость одной «Варшавянки». Умножаем на шесть. 78 млрд, товарищи.

Добравшись до дна, «АСЗ» таки сумел оттолкнуться от него и начал подъём сквозь кризисную толщу. В 2016-м «Объединённая судостроительная корпорация» - владелец 99,35 % акций верфи, докапитализировала её на 7 млрд рублей, а затем и продлила контракт на строительство двух снабженцев для «Газфлота».

Их спустили со стапелей в 2013-2014 годах, но заказчик потребовал доработки. Корабелы строят и три корвета для нужд ТОФа. «Громкий» должны спустить на воду уже в этом году.


Пожалуй, главным прорывом завода в конце 2016-го стал заказ «Государственной транспортной лизинговой компании» на строительство двух паромов для линии Ванино-Холмск. Общая стоимость – 10 млрд рублей. За эти суда боролись не только корабелы, но и губернаторы. Что Вячеслав Шпорт, что Олег Кожемяко – глава Сахалинской области, настаивали в Москве: паромы для нужд дальневосточников должны строиться в дальневосточных доках.

Гражданский заказ породил конкуренцию и внутри Хабаровского края. Своё желание заполнить цеха строительством железнодорожно-автомобильных судов выказывал и «Хабаровский судостроительный завод».
В конечном итоге и он остался при деле. Корабелы из краевой столицы всё же будут заниматься флотом для Сахалинской области, но другим. Островному региону остро необходим транспорт, который бы связал столицу с Курилами, это часть федеральной целевой программы развития архипелага. Два теплохода пассажировместимостью 80 человек должны сойти со стапелей «ХСЗ» в 2019-м году. Это даст толчок и его развитию – завод был занят лишь на 20 %, теперь этот показатель вырастет до 50 %.
Что хочется сказать в итоге. То, что наш край – край высоких технологий, региональные власти твердят давно.
У меня есть любимая цитата Вячеслава Ивановича по этому поводу: «У нас регион-то не тот, чтобы прийти, дырку в земле пробурить и качать нефть. У нас живут люди с интеллектом. А если интеллекта нет, то можно сколько угодно с лопатой бегать и искать клад».
Но раньше этот посыл у меня ассоциировался лишь с самолётостроением. Теперь суда и корабли, если не подвинули воздушный транспорт с пьедестала, то, во всяком случае, встали с ним на одну позицию. Это наглядно продемонстрировал второй Восточный экономический форум.

Конечно, в экспозиции Хабаровского края нашлось место «Суперджету» (склёпанная своими двоими модель до сих пор стоит у меня на рабочем столе). Но всё-таки в натуральную величину в бухте Аякс продемонстрировали именно быстроходный А 45-2. И именно на его борт поднялся Президент страны.

По теме