Главное

На студентах не зарабатываем

10.07.2017
Плесовских
Юрий

Казалось бы, 17-18 лет – дети еще. Но они, эти вчерашние одиннадцатиклассники, приходят очень разные. Некоторые – совсем взрослые, понимают, чего хотят и как это добиться. А есть такие, у кого даже после окончания вуза еще в голове не устаканилось все.

Сейчас можно подавать документы для поступления сразу на несколько специальностей. Почему многие этим правом пользуются? Во-первых, далеко не все на момент подачи документов определились. Второе – деньги. Есть направления подготовки, куда попасть на бюджетное отделение крайне сложно. Туда подают «на удачу» документы. И в итоге, не попав туда, ребенок идет на направление, которое в состоянии оплатить родители. Увы, так бывает, и очень хорошие, умненькие дети уходят в другой вуз.

Кстати, о финансах. Много слышал и читал в СМИ про деньги, которые берут вузы. Понимаете, какая история. Все высшие учебные заведения, подведомственные министерству образования и науки РФ, обязаны следовать определенному нормативу. Причем норматив этот абсолютно честный. Ну невозможно подготовить качественного специалиста за маленькие деньги. Потому что преподавателям надо платить, литературу покупать, техническое оборудование. Самые, кстати, дорогие направления подготовки – технические. Не потому, что они самые востребованные. Они самые нужные!

Поверьте, вузы на этом деньги не зарабатывают. Любой подведомственный федеральному министерству образования и науки вуз – не место для зарабатывания денег. Это место для того, чтобы дать образование. Я могу говорить за все вузы государственные, потому что владею ситуацией, и здесь не вопрос конкуренции. Ну не зарабатывают в Хабаровском крае на студентах!

И хотя вуз может установить стоимость обучения выше установленного норматива, мы этого не делаем. Ведь надо исходить из платежеспособности тех, кто к нам идет. Те деньги, которые мы берем со студентов, - это довольно большие деньги. Не для всех, конечно: есть люди, которые приходят в приемную комиссию и возмущаются, почему у них не берут деньги сразу за весь период обучения. Человек готов заплатить вперед. А для большинства это все-таки очень большие суммы. Поэтому мы стараемся сделать все, чтобы как-то снизить нагрузку финансовую. 

Например, у нас в ХГУЭП мы всех бюджетников на 100% обеспечиваем общежитием. Но деньги берем даже не по себестоимости, а по более низкой ставке. Если у нас остаются места невостребованные, и просятся «платники», то даже они не платят по себестоимости, они платят ниже. Мы это дотируем из внебюджетных средств. Если у человека все хорошо – он покупает квартиру. Или снимает ее. А если студент просится в общежитие – значит, с деньгами не очень хорошо.

Когда меня спрашивают, куда лучше пойти учиться, я воздерживаюсь от советов. Надо просто понимать, чего ты от жизни хочешь. Начать надо с того, где ты хочешь работать. Не выбирать университет – какой поближе к дому. Не смотреть, куда одноклассники пойдут, где оплата ниже. Это не аргументы. 

Когда человек выбирает профессию, по сути он выбирает свою будущую жизнь. Это означает, что он не просто где-то проведет 4-5-6 лет своей жизни. Это означает, где он будет работать, сколько сможет зарабатывать, и как в принципе будет жить.

Определяя собственную жизнь, надо быть очень внимательным. Я всегда говорю: определись, кем хочешь работать, и сходи туда. Спроси, где учились те, кто сейчас там работает. Причем спроси руководителей, спроси самых успешных людей. Хочешь быть адвокатом – узнай у успешного адвоката, где он учился. Хочешь быть банкиром – выясни у банкира. Они ответят – осмотрись и именно туда иди учиться.

А еще выбор вуза – как выбор товара в магазине: есть большой выбор каких-то вещей одного наименования. Образовательная услуга – тот же товар. Человек приходит на рынок и выбирает эту услугу. Выбирает, исходя из своих возможностей, потребностей. Будем честными: кому-то не очень нужно образование, а нужен лишь диплом. И есть места, где получить его проще и дешевле, кстати. А кому-то важно качество образования. От этого и зависит выбор.

По теме