Главное
Туризм, 08 мая, 10:30

Как хабаровчане Тихий океан покоряли

Старпом капитана катамарана «Антарес» Павел Карасёв рассказал о самом дерзком проекте в ДФО за последние годы

Как хабаровчане Тихий океан покоряли
Фото: проект «Антарес»

А вы знали, что на карте нашего огромного Хабаровского края есть место, где людей побывало меньше, чем на макушке мира горе Эверест и на дне глубочайшей на планете Марианской впадины? Настолько он труднодоступный - остров Ионы посреди Охотского моря! Последним, кому удалось высадиться на этой неприступной скале, был экипаж парусного катамарана «Антарес». Старший помощник капитана этого судна Павел Карасёв поделился с корреспондентом ИА «Хабаровский край сегодня» шокирующими подробностями этого и другими смелыми путешествиями.

Вечно ревущая скала

Этой весной фильм «О. Ионы. Затерянный остров» взял первое место и Гран-при на престижном конкурсе «Золотой компас» в Москве. Команда «Антареса» сняла этот фильм в 2022 году во время рискованного путешествия к затерянной посреди Охотского моря скале. Шутка ли - к ней они отправились на катамаране из ПВХ под парусами!

Как говорит старший помощник капитана Павел Карасёв, катамаран специально сконструировали инженеры хабаровской группы компаний «АрхСтрой» под руководством опытного туриста, видеооператора по профессии Николая Зайцева. Судно назвали «Антарес». А знаете почему? Это в созвездии Скорпиона самая яркая звезда. Антарес – двойная система, то есть состоит из двух звёзд, и этим она похожа на катамаран, который тоже опирается на две секции.

В 2020-м «Антарес» спустили на воду, и начались испытания. Сперва прошли по Амуру до Ягодного Комсомольского района. На следующий год за 111 дней прошли до южного Приморья и обратно. После устранения всех недоработок поняли: и судно, и команда готовы к самым сложным испытаниям. Решено было взять курс на остров Ионы. Напомню, он считается самым неприступным на Дальнем Востоке. Открыта эта скала была ещё в XVIII веке, но идущие из Охотска на Камчатку мореходы старались обходить ее стороной. Опасные рифы и постоянные волны! Уже в наши дни Иону пытались покорить хабаровские учёные во главе с Алексеем Махиновым, но остров дважды не дал им высадиться. Волны грозили разбить их шлюпку о подводные скалы.

Над его изучением трудились и продолжают трудиться специалисты Русского географического общества
11 августа 2023, 16:15 0

Предпринимал попытку посетить скалу и знаменитый путешественник Фёдор Конюхов вместе с хабаровским фотографом Игорем Ольховским. Но их не подпустили агрессивные сивучи – настоящие стражи Ионы!

- Всё это, конечно, нас пугало. Но мы очень хорошо экипировались, разработали несколько планов высадки. Так как катамаран наш очень лёгкий, удары о камни нам так сильно не угрожали. Сивучи встретили нас так же агрессивно, но удалось найти небольшой галечный пляж и высадиться на нём. Там и переночевали. Всего провели на острове Ионы четыре дня, и всё это время круглые сутки остров ревел! Так много там сивучей и птиц, - говорит Павел Карасёв.

За это время сивучи как-то попривыкли к присутствию людей. Перестали окружать и бросаться на катамаран и даже позволили со стороны наблюдать за своими «яслями», где самки рожают детёнышей.

На острове Ионы участники команды «Антарес» обнаружили останки метеостанции. Оказывается, в 40-е годы прошлого века люди пытались обосноваться на этой скале. В 1947-м вышел даже чёрно-белый фильм об экспедиции, которая проработала на Ионе с сентября до конца октября, когда остров уже начал покрываться льдом. Видимо, с тех пор остров и не посещался людьми.

Его сняли участники туристического проекта «Антарес» во время уникального путешествия на катамаране
06 марта 2024, 11:00 0

Вывалились из шторма

С острова Ионы «Антарес» взял курс на север. В планах было посетить гору Плоская на границе Хабаровского края и Магаданской области. По спутниковой связи держали связь с материком. Оттуда заверили, что в пути всё будет хорошо. Но посреди моря катамаран буквально влетает в шторм. Да ещё какой! Волны высотой в девять метров. С трёхэтажный дом!

У Павла разыгрывается приступ морской болезни. О том, что он подвержен этой напасти, узнал ещё несколько лет назад, когда ходил на Шантары. В проект «Антарес» пошёл в том числе и для того, чтобы испытать свой организм, преодолеть себя. А тут такое! Посреди ночи маленький парусник швыряет огромными волнами, словно поплавок. Был момент, когда все четверо членов экипажа достали ножи. Был риск, что катамаран перевернётся. Тогда для выживания нужно разрезать мягкий корпус из ПВХ, чтобы оказаться в спасжилете на поверхности.

- Под утро я вышел на палубу сменить рулевого и обалдел! Я никогда не видел такой высоты волн. Взял камеру гоу-про и попытался хоть что-то снять. И буквально через три минуты меня настигает удар волны. Зацепился за балку, что меня и спасло, - говорит Павел Карасёв. – При этом волна смыла три канистры с топливом, которые стояли в специальном креплении.

В конце концов команде удалось установить плавучий якорь. Это такое устройство, которое на длинном тросе раскрывается в воде и позволяет поддерживать устойчивость судна на гигантских волнах. Через сутки, к следующему вечеру, шторм стих, к утру «Антарес» добрался до Охотска.

- Ребята, вы что, из шторма вывалились? – спросили первые рыбаки, которые подошли к «Антаресу» на лодках. – Следуйте за нами.

В Охотске пережившим бурю путешественникам оказали самый тёплый приём. Поселили, помогли восстановить судно, обеспечили топливом, провизией. Оправившись от шторма, «Антарес» дошёл границы с Колымой и взял обратный курс на Хабаровск. Правда, в Охотске один из членов экипажа предпочёл сойти на сушу и добираться домой самолётом. Так что в команде осталось только трое.

Проходя Аяно-Майский район, «Антарес» получил сигнал о новом сильном шторме. Укрылись в устье реки Алдома. Здесь обнаружился оставленный несколько лет назад людьми рыбозавод с вахтовым посёлком. В домах оставались кровати, на которых можно было переночевать. Нашлась даже небольшая библиотека!

- Там я наткнулся на книгу 1977 года выпуска «Дальневосточные путешествия». И первым делом нашелся там рассказ о переходе на парусных яхтах из Владивостока до Чукотки. Я зачитывал его вслух. Описание шторма, как его пережили. Так родилась идея нашей следующей экспедиции, - говорит Павел.


На Чукотку!

Эта большая экспедиция под эгидой Русского географического общества требовала тщательного согласования с ФСБ. Большая её часть должна была пройти через пограничную зону. Но все разрешения удалось получить. Конечной точкой должен был стать остров Ратманова на границе с США. Новыми членами команды стали Константин Куренной, Николай Волков и Михаил Исматуллин. Никто из них в море никогда в жизни не выходил. А тут сразу такое сложное путешествие продолжительностью несколько месяцев и длиной почти в семь тысяч километров! Безумие, скажете? Но они пошли и справились!

Был долгий переход через Охотское море, потом бурлящие воды Первого Курильского пролива между камчатским мысом Лопатка и островом Шумшу. И вот он, Тихий океан. Здесь приходилось справляться с тяжёлыми ветрами, которые едва не сломали паруса.

Но зато красоты неимоверные! Вулканы, в океане бьют хвостами киты, в устьях рек кормятся лососем медведи.

Отдохнув в Петропавловске-Камчатском и пополнив запасы всего необходимого, пошли дальше на север.

- Нам в Петропавловске рассказали про Бичевинку – крайне засекреченный посёлок. Его ещё называли Петропавловск-54 или Финвал. Когда-то это была база атомных подводных лодок. С суши туда попасть практически невозможно, связь только по воздуху или морем. В 1996 году базу вдруг решили расформировать. Мы зашли туда и увидели, что люди оставляли ее словно в один момент. Брошенные вещи, кинопленки. Восемь оставленных многоэтажек, магазины, клуб. Словно Припять! – рассказывает Павел.

Дальше были Усть-Камчатск, север Камчатки, Чукотка. Там к документалистам пришло понимание, что им интереснее снимать не просто красоты природы, а истории северян. Вот паромщик из Тиличиков. Он обошёл Камчатку вдоль и поперёк. Вот чукотский посёлок Беринговский – угольная столица. Анадырь оказался очень ухоженным северным городом с идеальными дорогами.

- Чукотка - это земля, где грибы реально выше деревьев. Растёт подберёзовик, а под ним берёза в несколько сантиметров. Получается «надберёзовик». В Беринговском мы их целое ведро от жадности набрали. Супа наварили! – улыбается Павел. – А ещё там невероятно вкусная тушенка из оленины. Как только прибыли в первый чукотский поселок, взяли баночку на пробу. Она «улетела» за полминуты. В поселениях тушенка в списке субсидируемых товаров. Стоит 196 рублей, а в Анадыре - уже 300. В поселке Провидения мы целую коробку себе купили.


Вот китовое кладбище. Местные народы морских гигантов добывают тысячелетиями. В древности из их огромных костей даже жилища себе строили. Удалось хабаровским путешественникам увидеть работу современных китобоев и даже попробовать китовое мясо и сало.

- В этой экспедиции мы в большей степени познакомились не с чукчами, а с эскимосами. Я раньше не знал этот народ. Но увидел, что это очень дружные, миролюбивые, но при этом невероятно сильные люди. За несколько минут они огромного кита на берег вытаскивают! – отмечает путешественник.

А ещё Чукотка удивила невероятно красивым северным сиянием. Только представьте, все небо вдруг начинает переливаться зелёным, красным, синим. Дух захватывает!

Конечной точкой путешествия стал пограничный остров Ратманова в Беринговом проливе. Редко кому из гражданских выпадает такая удача. От него меньше четырех километров – остров Крузенштерна. Уже Америка, которая живёт в прошлом. У нас тут, например, понедельник, а там ещё воскресенье.

Все перемещения на острове Ратманова проходили в сопровождении пограничников. Видели останки разбившегося много лет назад самолёта, наблюдали в бинокль за жизнью американцев.

- Ночевали мы, как всегда, в каюте. Катамаран все три дня стоял в бухте, на берегу которой было много павших моржей. Пограничники даже разрешили пособирать бивни. Однажды утром мы из каюты заметили какую-то большую белую, как сперва показалось, лайку. И вдруг поняли, что это белый медведь лакомится тушей павшего моржа. Мы были в шоке, ещё вчера мы гуляли спокойно по этому берегу!

Обратным курсом «Антарес» дошёл до Анадыря. В конце сентября уже подбиралась зима. В океане вовсю сезон штормов. В Анадыре катамаран разобрали, вместе с оборудованием погрузили в контейнер и отправили на материк. В Хабаровск добирались самолётом. Кстати, эта экспедиция длиной в 95 дней внесена в Книгу рекордов «Интер рекорд» - как самое длинное путешествие на парусном судне в пределах одного государства.

Сейчас команда «Антареса» обрабатывает огромный массив отснятого материала, готовит новые фильмы. О путешествии из Хабаровска на Чукотку, как говорит Павел, получится на меньше пяти серий! Посмотрим!

Поделиться
Поделиться
Отправить
По теме