Регион с непредсказуемой историей
Сегодня, 20 октября, Хабаровский край отмечает юбилейный день рождения. Именно в этот день в 1938 году Указом Президиума Верховного Совета СССР Дальневосточный край был разделен на Хабаровский и Приморский.

Но история освоения и становления нашего региона, конечно же, длинней. ИА «Хабаровский край сегодня» рассказывает о пяти малоизвестных фактах этой истории.

Первые переговоры Муравьева


Более 160 лет назад, в только что основанном в низовьях Амура селении Мариинское были проведены первые переговоры уполномоченных Китая и генерал-губернатора Восточной Сибири Муравьева (впоследствии – Амурского) о разграничении дальневосточных земель.

15 сентября 1855-го года в Мариинское, где в то время находился генерал-губернатор, прибыла китайская делегация, в которую входили уполномоченные от провинций Хэйлунцзян и Цзилин.

Обе страны тогда находились в незавидном положении – Россия вела тяжелую Крымскую войну с союзом западных держав, а Китай страдал от внутренних неурядиц.

Муравьев убеждал китайских делегатов в том, что в этих условиях неразграниченные приамурские территории находятся под угрозой захвата третьими державами. Россия допустить этого не может, в силу чего двум странам необходимо урегулировать пограничный вопрос. Реки Амур и Уссури были названы самой бесспорной и естественной границей между Россией и Китаем. Свободное плавание по Амуру предлагалось открыть только для русских и китайских судов. Этим разграничением оба государства устранят всякий повод к недоразумениям между собой, говорил Муравьев.
Закрывая переговоры, он резюмировал: «Прошу быть уверенными, что главною мыслью нашего правительства есть сохранение мира для обоюдных польз двух наших великих соседствующих держав на вечные времена».

Переговоры в Мариинском стали основой для подписания через несколько лет Айгуньского и Пекинского договоров, установивших окончательную границу между Китаем и Россией на Дальнем Востоке. Кстати, село Мариинское существует и сейчас, оно находится в Ульчском районе.

Самый долгий тоннель


Дуссе-Алиньский тоннель на БАМе, в Верхнебуреинском районе, строили с перерывами, почти 40 лет. Первые рабочие, в основном, заключенные, прибыли сюда в 1939-м году, тогда же началась проходка. Однако в 1942-м году работы на БАМе вообще, и на тоннеле в частности, были свернуты, все уложенные рельсы сняли и отвезли под Сталинград – строить временную рокадную (идущую вдоль линии фронта) железную дорогу.

Проходка возобновилась после войны и была закончена в 1950-м году. Однако после смерти Сталина строительство БАМа было вновь остановлено, все рельсы вновь сняты. Практически готовый тоннель забросили, и к 60-м годам он весь заполнился спрессованным, не тающим даже летом, льдом. Окончательно его довели до ума лишь в 1977-м году.


тонель.jpg


  Кстати, несколько лет назад обнаружился фотоальбом, в котором запечатлены работы на тоннеле в 40-50 годах, он сейчас находится в музее ДВЖД.

Единственные буддийские храмы


На территории Ульчского района, на Тырском утёсе, остались следы единственных на Дальнем Востоке России средневековых буддийских храмов. Впервые остатки храмов - колонны и плиты с письменами на китайском, чжурчженьском и монгольском языках - были обнаружены здесь в 50-х годах XVII века русскими первопроходцами.

Первое описание тырских памятников оставил посетивший их в 1854 году известный исследователь Дальнего Востока Георгий Пермикин. На вершине Тырского утеса он нашел две одинаковые стелы высотой в два аршина (1,42 м), покрытые письменами. Между ними лежала половина большой колонны, которая раньше стояла на восьмиугольном пьедестале. Неподалеку стояла еще одна колонна. Пермикин зарисовал всё и в настоящее время судить о внешнем облике колонн мы можем только по его рисункам.


рисунок.jpg


До конца 19 века остатки колонн не дожили. Возможно, их сбросили в воду русские переселенцы. Стелы остались на месте, и в 1891 году их на транспортном корабле «Байкал» доставили во Владивосток. Там они были переданы в музей старейшей научной организации Дальнего Востока - Общества изучения края, ныне Приморский краевой музей им. В.К. Арсеньева, где стали доступными для изучения.


В целом, согласно переводам, история Тырских храмов такова: весной 1411 года китайский император Чэн-цзу отправил придворного евнуха Ишиха во главе отряда из 1000 с лишним правительственных войск на 25 больших судах в страну Нургань. Есть в тексте и «пиар-обоснование» экспедиции.

«В этих землях не выращивают злаков, не выделывают полотно и шелк, жители только разводят собак и диких животных. Они жалуются, что рискуют жизнью, чтобы добыть себе пропитание. Трудности, испытываемые ими при добыче пищи и одежды, трудно выразить словами. Поэтому император направил в их страну своего посланника, чтобы рассеять их страхи».

В 1413 году Ишиха достиг низовьев Амура, и на «высокой и красивой горе» (Тырский утёс) поставил храм и установил памятную стелу с надписью. Все это было сделано «для умиротворения людей этого владения с тем, чтобы они узнали почтительность и послушание». И люди, если верить надписи, сразу «умиротворились».

Спустя 20 лет, в 1433 году (времена правления императора Сюань-цзуна), Ишиха вернулся в Нургань во главе отряда из 2000 воинов на 50 больших судах.
К тому времени выяснилось, что умиротворения не получилось. От храма осталось одно основание, монахи, оставленные при храме первой экспедицией, бесследно исчезли. Ишиха отдал приказ о восстановлении кумирни. Чтобы описать подвиги второй экспедиции, поставили еще одну стелу. Однако новый храм постигла та же участь – он просуществовал не более 10-20 лет, а крупные экспедиции китайцев на Амур прекратились.

Амурские привычки


Знаменитый путешественник и ученый Николай Пржевальский снарядил свою первую монгольскую экспедицию, в ходе которой была открыта легендарная одноименная лошадь, на деньги, заработанные на Амуре в 1869-м году. Заработал он их так – попав к нам в командировку в качестве инспектора военного ведомства, штабс-капитан Пржевальский застрял на зиму в Николаевске – и заскучал. И от скуки выиграл в карты у местного купца 12 тысяч рублей. Колоссальные по тому времени деньги, на которые можно было купить пару домов в столице.


пржевальский.jpg
Перед отъездом из Николаевска Пржевальский вышел на берег реки и выбросил колоду. Свои мысли в тот момент он так описал в своей книге: «с Амуром прощайте и амурские привычки». И с тех пор карт в руки не брал и на Амур не возвращался, несмотря на все заманчивые предложения. Видимо, боялся встретить того купца.

Кстати, «амурский дневник» путешественника, хранящийся в архиве Санкт-Петербурга до сих пор полностью не издан.

Край с непредсказуемой историей


Про нашу страну есть шутка, что это страна с непредсказуемой историей. Любят у нас при каждой смене режима сносить старые памятники и водружать новые. В полной мере это относится и к Хабаровскому краю, а уж памятник графу Муравьеву-Амурскому, пожалуй, рекордсмен России по части сносов и перевоплощений.


памятники м-а (3).jpg

Первый памятник сооружался в Москве, на деньги, собранные хабаровчанами. Графа отлили в Петербурге и морем через Одессу и Владивосток отправили в Хабаровск. 30 мая 1891 года памятник открыли в присутствии наследника-цесаревича Николая, который как раз приехал на Амур.
В 1925 году пришедшие к власти пролетарии скинули графа с пьедестала, как социально чуждого. Лет 10 постамент стоял пустым, а потом на него установили Ленина. Правда, с размером не угадали. На гигантском пьедестале Ильич выглядел карикатурно маленьким.
памятники м-а (2).jpg


  Во времена позднего развитого социализма вождя тихо убрали, а на взамен водрузили уже парусную ладью, которая означала что-то вроде освоения русскими Дальнего Востока.


памятники м-а(1).jpg

Отлитая заново в Москве статуя графа вернулась на место в 1992 году, через 101 год после первого открытия памятника.

Кстати, не факт, что история сносов графа закончилась. Поскольку не закончилась история России и Хабаровского края, а она же непредсказуема…

Регион с непредсказуемой историей
Автор:

Пять малоизвестных фактов из истории Хабаровского края

Общество, 20 октября, 08:30

Регион с непредсказуемой историей

Пять малоизвестных фактов из истории Хабаровского края

Регион с непредсказуемой историей
Сегодня, 20 октября, Хабаровский край отмечает юбилейный день рождения. Именно в этот день в 1938 году Указом Президиума Верховного Совета СССР Дальневосточный край был разделен на Хабаровский и Приморский.

Но история освоения и становления нашего региона, конечно же, длинней. ИА «Хабаровский край сегодня» рассказывает о пяти малоизвестных фактах этой истории.

Первые переговоры Муравьева


Более 160 лет назад, в только что основанном в низовьях Амура селении Мариинское были проведены первые переговоры уполномоченных Китая и генерал-губернатора Восточной Сибири Муравьева (впоследствии – Амурского) о разграничении дальневосточных земель.

15 сентября 1855-го года в Мариинское, где в то время находился генерал-губернатор, прибыла китайская делегация, в которую входили уполномоченные от провинций Хэйлунцзян и Цзилин.

Обе страны тогда находились в незавидном положении – Россия вела тяжелую Крымскую войну с союзом западных держав, а Китай страдал от внутренних неурядиц.

Муравьев убеждал китайских делегатов в том, что в этих условиях неразграниченные приамурские территории находятся под угрозой захвата третьими державами. Россия допустить этого не может, в силу чего двум странам необходимо урегулировать пограничный вопрос. Реки Амур и Уссури были названы самой бесспорной и естественной границей между Россией и Китаем. Свободное плавание по Амуру предлагалось открыть только для русских и китайских судов. Этим разграничением оба государства устранят всякий повод к недоразумениям между собой, говорил Муравьев.
Закрывая переговоры, он резюмировал: «Прошу быть уверенными, что главною мыслью нашего правительства есть сохранение мира для обоюдных польз двух наших великих соседствующих держав на вечные времена».

Переговоры в Мариинском стали основой для подписания через несколько лет Айгуньского и Пекинского договоров, установивших окончательную границу между Китаем и Россией на Дальнем Востоке. Кстати, село Мариинское существует и сейчас, оно находится в Ульчском районе.

Самый долгий тоннель


Дуссе-Алиньский тоннель на БАМе, в Верхнебуреинском районе, строили с перерывами, почти 40 лет. Первые рабочие, в основном, заключенные, прибыли сюда в 1939-м году, тогда же началась проходка. Однако в 1942-м году работы на БАМе вообще, и на тоннеле в частности, были свернуты, все уложенные рельсы сняли и отвезли под Сталинград – строить временную рокадную (идущую вдоль линии фронта) железную дорогу.

Проходка возобновилась после войны и была закончена в 1950-м году. Однако после смерти Сталина строительство БАМа было вновь остановлено, все рельсы вновь сняты. Практически готовый тоннель забросили, и к 60-м годам он весь заполнился спрессованным, не тающим даже летом, льдом. Окончательно его довели до ума лишь в 1977-м году.


тонель.jpg


  Кстати, несколько лет назад обнаружился фотоальбом, в котором запечатлены работы на тоннеле в 40-50 годах, он сейчас находится в музее ДВЖД.

Единственные буддийские храмы


На территории Ульчского района, на Тырском утёсе, остались следы единственных на Дальнем Востоке России средневековых буддийских храмов. Впервые остатки храмов - колонны и плиты с письменами на китайском, чжурчженьском и монгольском языках - были обнаружены здесь в 50-х годах XVII века русскими первопроходцами.

Первое описание тырских памятников оставил посетивший их в 1854 году известный исследователь Дальнего Востока Георгий Пермикин. На вершине Тырского утеса он нашел две одинаковые стелы высотой в два аршина (1,42 м), покрытые письменами. Между ними лежала половина большой колонны, которая раньше стояла на восьмиугольном пьедестале. Неподалеку стояла еще одна колонна. Пермикин зарисовал всё и в настоящее время судить о внешнем облике колонн мы можем только по его рисункам.


рисунок.jpg


До конца 19 века остатки колонн не дожили. Возможно, их сбросили в воду русские переселенцы. Стелы остались на месте, и в 1891 году их на транспортном корабле «Байкал» доставили во Владивосток. Там они были переданы в музей старейшей научной организации Дальнего Востока - Общества изучения края, ныне Приморский краевой музей им. В.К. Арсеньева, где стали доступными для изучения.


В целом, согласно переводам, история Тырских храмов такова: весной 1411 года китайский император Чэн-цзу отправил придворного евнуха Ишиха во главе отряда из 1000 с лишним правительственных войск на 25 больших судах в страну Нургань. Есть в тексте и «пиар-обоснование» экспедиции.

«В этих землях не выращивают злаков, не выделывают полотно и шелк, жители только разводят собак и диких животных. Они жалуются, что рискуют жизнью, чтобы добыть себе пропитание. Трудности, испытываемые ими при добыче пищи и одежды, трудно выразить словами. Поэтому император направил в их страну своего посланника, чтобы рассеять их страхи».

В 1413 году Ишиха достиг низовьев Амура, и на «высокой и красивой горе» (Тырский утёс) поставил храм и установил памятную стелу с надписью. Все это было сделано «для умиротворения людей этого владения с тем, чтобы они узнали почтительность и послушание». И люди, если верить надписи, сразу «умиротворились».

Спустя 20 лет, в 1433 году (времена правления императора Сюань-цзуна), Ишиха вернулся в Нургань во главе отряда из 2000 воинов на 50 больших судах.
К тому времени выяснилось, что умиротворения не получилось. От храма осталось одно основание, монахи, оставленные при храме первой экспедицией, бесследно исчезли. Ишиха отдал приказ о восстановлении кумирни. Чтобы описать подвиги второй экспедиции, поставили еще одну стелу. Однако новый храм постигла та же участь – он просуществовал не более 10-20 лет, а крупные экспедиции китайцев на Амур прекратились.

Амурские привычки


Знаменитый путешественник и ученый Николай Пржевальский снарядил свою первую монгольскую экспедицию, в ходе которой была открыта легендарная одноименная лошадь, на деньги, заработанные на Амуре в 1869-м году. Заработал он их так – попав к нам в командировку в качестве инспектора военного ведомства, штабс-капитан Пржевальский застрял на зиму в Николаевске – и заскучал. И от скуки выиграл в карты у местного купца 12 тысяч рублей. Колоссальные по тому времени деньги, на которые можно было купить пару домов в столице.


пржевальский.jpg
Перед отъездом из Николаевска Пржевальский вышел на берег реки и выбросил колоду. Свои мысли в тот момент он так описал в своей книге: «с Амуром прощайте и амурские привычки». И с тех пор карт в руки не брал и на Амур не возвращался, несмотря на все заманчивые предложения. Видимо, боялся встретить того купца.

Кстати, «амурский дневник» путешественника, хранящийся в архиве Санкт-Петербурга до сих пор полностью не издан.

Край с непредсказуемой историей


Про нашу страну есть шутка, что это страна с непредсказуемой историей. Любят у нас при каждой смене режима сносить старые памятники и водружать новые. В полной мере это относится и к Хабаровскому краю, а уж памятник графу Муравьеву-Амурскому, пожалуй, рекордсмен России по части сносов и перевоплощений.


памятники м-а (3).jpg

Первый памятник сооружался в Москве, на деньги, собранные хабаровчанами. Графа отлили в Петербурге и морем через Одессу и Владивосток отправили в Хабаровск. 30 мая 1891 года памятник открыли в присутствии наследника-цесаревича Николая, который как раз приехал на Амур.
В 1925 году пришедшие к власти пролетарии скинули графа с пьедестала, как социально чуждого. Лет 10 постамент стоял пустым, а потом на него установили Ленина. Правда, с размером не угадали. На гигантском пьедестале Ильич выглядел карикатурно маленьким.
памятники м-а (2).jpg


  Во времена позднего развитого социализма вождя тихо убрали, а на взамен водрузили уже парусную ладью, которая означала что-то вроде освоения русскими Дальнего Востока.


памятники м-а(1).jpg

Отлитая заново в Москве статуя графа вернулась на место в 1992 году, через 101 год после первого открытия памятника.

Кстати, не факт, что история сносов графа закончилась. Поскольку не закончилась история России и Хабаровского края, а она же непредсказуема…

Поделиться
Поделиться
Отправить
По теме