Какие эмоции вызывают у вас ростовые куклы? Радость при виде большой ожившей игрушки? Сочувствие к актеру, который работает в таком костюме летом в жару на улице? Удивление: кто придумывает и как шьет таких масштабных персонажей? На последний вопрос ИА «Хабаровский край сегодня» ответила Жанна Кашина, старший преподаватель высшей школы дизайна и искусств ТОГУ. В вузовском студенческом конструкторском бюро «Умная одежда» она вместе с помощницами шьет ростовых кукол. Изготовленные ими персонажи гуляют по улицам Хабаровска, поднимают настроение участникам соревнований и даже играют на сцене Краевой филармонии.
Полтора года назад при поддержке руководства ТОГУ Жанна открыла мастерскую, в которой студенты, изучая дисциплину «Декоративно-прикладное искусство», учатся конструировать, кроить и шить. В СКБ на практические занятия приходят будущие дизайнеры, модельеры, учителя технологии в школах и все желающие постичь искусство шитья.
– Шить я начала в 11 лет на уроках труда в школе. Причем до этого я не работала за швейной машинкой. Учителя заметили, что у меня получается, и сказали: «Давай, помогай», и поставили шить верхонки. Предполагаю, что это были заказы для шахт. Я жила в Чегдомыне, таких рукавиц шахтерам, рабочим всегда не хватало. Потом пошли более сложные изделия: куртки, платья, костюмы. Так и вышло, что до поступления в вуз я постоянно шила, – рассказывает Жанна Кашина.
В новом студенческом конструкторском бюро ТОГУ разрабатывают технологии беспилотного транспорта
08 августа 2024, 10:15 0
В СКБ «Умная одежда» учатся и работают не только те студенты, чья будущая профессия связана с легкой промышленностью, но и все, кому интересна эта сфера. Есть даже будущие строители. Шьют все – от футболок до свадебных платьев и ростовых кукол.
– Мне нравится шить яркие праздничные наряды. Особенно воодушевляет радость и восхищение заказчиков во время примерок. В этом году мы очень много шили для свадеб. Платья невестам, их мамам, подружкам. Для многих танцевальных коллективов делаем сценические костюмы. Тут главное понять, как воплотить идеи заказчиков. К нам обычно приходят уже с каким-то эскизом в голове, но иногда просто невозможно воплотить в жизнь то, что хочет хореограф. Пока танцор красиво стоит, проблем нет, а начинает двигаться, кувыркаться… и все. Иногда поставят какую-нибудь задачу, слушаешь и думаешь: вот это всё равно, что я сейчас попрошу ребёнка подпрыгнуть и застыть на три секунды в воздухе. Но расспрашиваю о танце, идее, думаю, как реализовать ее в костюме, - и выполняем заказ всей мастерской. Я очень благодарна своей команде – сотрудникам СКБ за то, что они всегда готовы подхватить идею, даже если она кажется почти невыполнимой, и руководству вуза – за то, что наши начинания поддерживают и помогают воплощать их в жизнь, – рассказывает Жанна Кашина.
Конструирование – сложнейшее направление в швейном мастерстве, которое ближе к инженерному делу. Жанна Кашина сейчас учится в аспирантуре Ивановского политехнического университета по специальности «Конструирование изделий швейной промышленности». После защиты диссертации соискателям присваивают ученую степень кандидата технических наук.
Люди старшего возраста помнят, что раньше закройщики и швеи использовали термин из другой сферы: в ателье можно было услышать «мы вам построим костюм». Процесс создания ростовых кукол, которые тоже создают в СКБ «Умная одежда», напоминает строительство. Нужно разработать каркас, заполнить объем, создать голову куклы, причем так, чтобы актеру было удобно и не тяжело работать часами в объемной конструкции.
– Так как я еще и преподаватель черчения и начертательной геометрии, мне очень просто прокрутить объемный чертеж изделия в голове полностью. Я не делаю выкройки кукол на бумаге, сразу работаю с поролоном, потому что понимаю, где нужно убрать, где добавить, чтобы получилась нужная форма: голова зайца или совы.
Место она оборудовала в тёплом гараже
01 февраля 2024, 10:40 0
Самое сложное в изготовлении ростовой куклы – обеспечить воздухообмен. В некоторых поролоновых костюмах невозможно дышать, потому что для движения воздуха предусмотрено всего одно отверстие. Работая с куклой, приходится решать сложнейшую задачу: как предусмотреть несколько отверстий в изделии, но так, чтобы они были незаметны и голова персонажа не деформировалась.
– Там внутри на самом деле очень много всего предусмотрено. Ребра жесткости и даже вентилятор, такой я ставила в костюм совы, который мастерская выполняла для ТОГУ. Когда поступил заказ на маскота вуза, и показали фотографию аналога, я пришла в ужас. Говорю: «Я такое делать не буду». Нашла другую картинку – красивой совы - и говорю: вот это я сделаю. «Вы сможете так же?!» - «Смогу!»
В прошлом году Краевая филармония заказала СКБ «Умная одежда» кукол для спектакля «Рюкзачки на каникулах». Герои мультфильма студии «Мечталет» предстали на сцене в виде полуростовых кукол: для актеров сшили комбинезоны и шапки, изображающие персонажей.
– Там пришлось думать серьезно: какой сделать дизайн, чтобы герои выглядели эстетично, а костюмы были удобны актерам. Мы делали эскизы и выкройки в «Иллюстраторе», раскрашивали в нужные цвета и отдавали на печать. А потом, как пазл, вырезали и сшивали. По-другому это невозможно было сделать, – вспоминает Жанна Кашина.
Клиенты СКБ живут не только в Хабаровске, а в мастерской иногда творят чудеса: шьют мантии в подарок зарубежным гостям ТОГУ.
– Мне однажды позвонили и сказали, что нужно сшить подарочные мантии для профессора из Китая. Я говорю: «Хорошо, а мерки какие?». Мне прислали рост – 1,96, вес и фотографию, по которой я примерно оценила пропорции. А с Карен Кнайсль было еще круче: вообще ничего не известно. Я говорю: «Ну, ладно, на фотографии с Владимиром Путиным посмотрю». Мы же знаем, какого роста наш президент и примерно какого размера одежду носит. Так и шили мантии. И получилось, понимаете? Что в одном случае, что в другом - идеально село, – вспоминает Жанна Кашина.
Оксана Галдан развивает собственную марку «Мерч коренных малочисленных народов Хабаровского края»
26 сентября 2024, 18:00 0
Специальная военная операция добавила еще одно направление работы коллективу СКБ «Умная одежда». В 2022 году Жанна Кашина увидела телесюжет о группе «Шьем для наших». Ее мастерицы отшивают одежду и аксессуары, необходимые участникам СВО: балаклавы, толстовки, маскировочные костюмы.
– Что я присоединюсь к группе, было даже не обсуждаемо. Тогда у меня мастерской еще не было, поэтому я ездила на Руднева и помогала. Когда мы получили помещение в ТОГУ, появилась возможность плести сети. Мой муж сделал раму, по самоучителям, с подсказками опытных мастериц, мастер-классам мы все учились плести. Сейчас к нам приходят все неравнодушные: преподаватели ТОГУ, мои мастерицы, – рассказывает Жанна Кашина.
Инженерные навыки пригодились и для помощи военнослужащим. Ножи для нарезания лент, из которых плетут маскировочные сети, обычно стационарные, громоздкие, а хотелось иметь переносной, работать за которым можно в любом удобном месте.
Жанна Кашина вместе с мужем разработали чертежи, по которым станок был собран. Изобретение запатентовали и добавили в перечень изобретений ТОГУ. Уже больше года на нем режут ленты, которые потом становятся частью защиты для участников спецоперации.