Главное
Общество, 04 августа, 17:00

Дальний Восток должен стать модным - Валентин Тимаков

Глава АРЧК ДВ рассказал, чего ждать от концепции опережающего образования региона

Дальний Восток должен стать модным - Валентин Тимаков

Уроки Дальнего Востока во всех российских школах и обязательные познавательные путешествия для детей в дальневосточные регионы предлагает ввести Агентство по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке (АРЧК ДВ). В то же время дальневосточников предполагается обучать с помощью игровых компьютерных технологий, а специальные карьерные коучи помогут школьникам ДФО уже к восьмому классу определиться с выбором профессии. Руководитель АРЧК ДВ рассказал РИА Новости о том, чего ждать от концепции опережающего образования на Дальнем Востоке, ИА «Хабаровский край сегодня» публикует текст интервью с сокращениями.


— Валентин Витальевич, зачем понадобилось разрабатывать концепцию опережающего развития системы образования? Чем не подходит существующая система образования?

— Мы сегодня уже столкнулись с отставанием в ряде технологических областей. Второе — большое количество людей, до 80% выпускников, не работают по тем специальностям, которые получили. А каждый второй безработный — экономист или юрист.

Это при том, что на рынке труда Дальнего Востока наблюдается структурный дисбаланс, когда на одного безработного приходится три-четыре вакансии. Несмотря на то, что большинство вакансий высокооплачиваемые, не можем найти специалистов.

Этот замкнутый круг позволит разорвать система опережающего образования. Это такая модель, при которой набор образовательных дисциплин, количество и качество подготовки выпускников формируется с учетом потребностей экономики, причем как реальных, так и перспективных. Ключевое значение опережения состоит в том, что изменения в области образования должны опережать изменения в других сферах и создавать их основания.

Опережающая система обеспечит тот необходимый уровень подготовки выпускников, который позволит вчерашним выпускникам с первых дней работы включаться в производственный процесс. Это подразумевает в том числе понимание требований работодателей и самого технологического процесса конкретного предприятия.

Не секрет, что в вузах, которые слабо взаимодействуют с работодателями и не всегда понимают технологические процессы и требования на предприятиях работодателей, готовят будущих работников — потенциальных безработных. Добавьте сюда морально устаревшее оборудование, которое находится в учебных учреждениях. Когда выпускник выходит на место работы, он сталкивается с совершенно другой реальностью. Поэтому, конечно, вузы и учреждения среднего профессионального образования должны быть интегрированы с самого начала — от отбора кадров до их адаптации и трудоустройства.


— Вы сейчас говорите больше о высшем звене образования, но планируется же реформировать и другие уровни. Идет ли речь о школьном образовании?

— К 2025 году планируется создать порядка 100 тыс новых рабочих мест, 70% которых рассчитаны на высококвалифицированных сотрудников рабочих специальностей. Что должно происходить со среднеспециальным образованием? Оно также должно быть интегрировано в производство. И работодатели должны быть заказчиками в части количества студентов, качества их подготовки. Они должны формировать учебные планы исходя из своих производственных задач и технологий.

Студенты техникумов и колледжей точно должны знать, где они будут работать и сколько они будут получать. Молодежи сейчас принципиально важно знать будущее место работы, потому что это внесет дополнительный стимул для получения определенной специальности.

Школьное образование должно быть другим, чтобы на ранних этапах у детей уже выявлялись предпочтения, профессиональные способности, чтобы до восьмого класса школьники уже знали, что им делать дальше, в какую сторону развиваться.

Речь в том числе о профориентационных классах. Многие крупные работодатели, которые мыслят в перспективе 10-20 летнего периода, формируют профильные классы, понимая, что дети закончат школу, пойдут в техникумы, получат образование и выйдут на их предприятия. Кроме того, предполагается применение ранней профориентации. 

Для того чтобы сориентировать детей еще в среднем звене школы, нужно также формировать новые социально одобряемые признаки успеха. В 90-х годах прошлого века успешного человека определяли по наличию высшего образования, квартиры, модной машины.

Примечательно, сейчас у молодежи формируются новые социально одобряемые признаки — наличие социальной репутации, предпринимательство, самореализация через участие в собственных проектах. Модными и привлекаемыми для молодежи становятся рабочие профессии, прекрасно, что в этом они видят возможность самореализации и развития. К примеру, все больше становится девушек-сварщиц.

Когда окажется, что опытный токарь или сварщик зарабатывают больше, чем инженер, а на производстве так и есть, придет другое понимание. Кроме того, современное производство более безопасно и привлекательно для молодежи. Элементы геймификации неизбежно придут на производство. 

Концепция еще включает образовательный консалтинг. Это непрерывный процесс консультационного сопровождения обучающихся, который помогает определить область профессионального развития и развитие потенциала. Это карьерные коучи.

Школьник формирует заказ: что-то хочу, а что, не знаю. И карьерный коуч или консультант должен сформировать его индивидуальную траекторию развития.

Соответственно, сформированная траектория подразумевает наличие собственного плана обучения. Если школьник решит стать автомехаником, то будет определен спектр опорных предметов — физика, химия, биология. Если школьник решит стать фермером и быть самозанятым, соответственно, будет выработан свой список опорных наук и предметов.

Будут создаваться профориентационные центры на базе вузов, техникумов, школ, которые будут вырабатывать индивидуальные карты развития. Сейчас школьники рады бы пообщаться на тему профориентации — не с кем поговорить. В основном если занятия по профориентации в школе проходят, то по старым схемам, по древним лекциям.


— То есть предусматривается специальная подготовка преподавателей?

— Будет создан целый институт специалистов-профориентологов. Это специально подготовленные люди, которые будут знать, как общаться с молодежью. С учетом цифровизации образования большее влияние будут оказывать обучающие симуляторы в режиме добавленной реальности, другие технологические решения.

Агентство будет заниматься поиском и подготовкой таких специалистов. У нас есть семинар по профориентации, по формированию карьерных маршрутов. Мы готовы после утверждения концепции, после получения поддержки министерства образования РФ формировать такой штат людей, которые будут заниматься ранней профориентацией детей. Причем не на абстрактном уровне, а с погружением школьников в профессию, когда дети пробуют делать это руками. Но все это требует подготовки инфраструктуры, изменения образовательных стандартов.

Мы ориентированы в первую очередь на экономику Дальнего Востока. И мы за то, чтобы преподаватели ориентировали детей на работу на Дальнем Востоке. Мы считаем, что должен быть введен в школах по всей России специальный урок о Дальнем Востоке, где бы детей погружали в богатство макрорегиона. Это же треть всей страны!

Я за то, чтобы развивался образовательный туризм. Чтобы все школьники страны выезжали на Дальний Восток. Обратите внимание, три предстоящих Олимпиады пройдут в странах Азиатско-Тихоокеанского региона, в непосредственной близости от нашего Дальнего Востока. И популяризация его должна идти через детей. Поэтому Восток, выражаясь словами Сергея Караганова, должен стать модным.


—  Какие новые инструменты планируется внедрить в систему образования?

— Онлайн-обучение, командное обучение — развитие навыков взаимодействия в составе группы, геймификация — внедрение игровых платформ, что, кстати, является одной из мощнейших форм обучения. Задача обучения не только в передаче декларативных знаний. Тут должны развиваться когнитивные навыки, то есть навыки человека к самосовершенствованию и саморазвитию.


— Все эти новшества согласовываются с министерством образования и науки России?

— Мы в процессе обсуждения, проводим также обсуждения с общественным организациями, экспертами, формируем позицию. Одно из предложений — дискуссия, которую мы сейчас ведем, — это замена модели целевого набора на модель целевого обучения. В чем разница? Целевой набор позволял выделить бюджетные места, на которые приезжали учиться дети каких-то видных боссов, а потом не возвращались на отработку обучения. Или могли поехать обучаться от какого-то регионального предприятия на учебу в Москву, а потом не возвращались. Не было эффективной отдачи этой системы.

И сейчас министерство образования меняет систему на целевое обучение. Это тот случай, когда работодатель заключает договор с абитуриентом, платит стипендию на протяжении учебы, а через пять лет выпускник возвращается на это предприятие и отрабатывает.


— Как будет проверяться эффективность опережающей системы образования?

— Мы выделили три ключевых показателя эффективности — удовлетворенность работодателя качеством подготовки выпускников, количество выпускников, которые работают по специальности, и наличие необходимого числа выпускников, чтобы обеспечить потребности предприятий. То есть все эти факторы в совокупности, потому что, к примеру, качество подготовки выпускников может соответствовать, но они будут недоступны.

И движение со стороны работодателей уже началось. Они уже озвучивают свои условия, каких работников они хотят получить. На примере Дальнего Востока, говоря про наше агентство, мы оказываем поддержку по формированию контрольных цифр приема у ДВФУ, то есть мы предоставляем цифры приема, построенные на ожиданиях работодателей. Причем мы так взаимодействуем не только с ДВФУ, а с целым рядом дальневосточных вузов.

Для этого у нас есть специальный инструмент — это навигатор востребованных профессий. Мы создали уже четыре выпуска навигатора. Вузы им активно пользуются, потому что там есть не только перечень самых востребованных профессий по отраслям, но также указаны учебные учреждения, где можно получить нужные специальности. Причем за каждую цифру навигатора мы отвечаем, потому что он построен на анализе всех инвестиционных проектов, реализуемых на Дальнем Востоке.


— Когда ждать утверждения концепции?

— Планируется полностью сформировать концепцию и согласовать ее с министерством образования до конца этого года, а в начале следующего года утвердить ее.

Поделиться
Поделиться
Отправить
По теме