Российские парламентарии вновь обратили внимание на наполнившие улицы городов страны электрические самокаты и их не всегда добропорядочных водителей. Так депутаты Государственной думы обратились в Минтранс и МВД с обращением, в котором предложили ввести новые ограничительные меры в отношении лёгкого электрического транспорта. Как сообщает ИА «Хабаровский край сегодня», эта инициатива вызвала неоднозначную реакцию в обществе – нашлись как сторонники, так и противники возможных нововведений в отношении самокатчиков.
С пешеходами не по пути
На недостаточно строгие ограничения для водителей самокатов депутаты Госдумы указали в конце мая. Законотворцы отметили, что существующие на данный момент меры не обеспечивают необходимый уровень безопасности на дорогах и тротуарах. Депутаты, в свою очередь, предлагают на уровне программного обеспечения кикшеринговых средств индивидуальной мобильности ограничить их скорость до 15 километров в час, запретить данным транспортным средствам движение по пешеходным улицам, а управлять ими лицам не моложе 18 лет.
Напомним, что в нынешнем году уже вступил в силу закон, согласно которому электросамокаты и получили правовой статус, приравнявший их к средствам индивидуальной мобильности (СИМ). Исходя из правового акта, теперь передвигаться на них можно не быстрее 25 километров в час, в случае движения по пешеходным велодорожкам и тротуарам масса их не должна превышать 35 килограммов. Однако, как показывает статистика, к значительному улучшению ситуации это не привело.
Дорожные войны
Существуют как сторонники, так и противники жёстких ограничений для СИМ, однако все сходятся во мнении, что нынешняя ситуация вызывает опасения и что-то делать всё-таки нужно. Как считает директор Ассоциации операторов микромобильности Ксения Эрдман, предлагаемое депутатами ограничения скорости до 15 километров в час излишне. Ныне действующие нормы, по словам эксперта, достаточны. Однако инициативу с предельно допустимым возрастом она поддержала, так как в настоящее время встать за руль самоката можно с 7 лет – Эрдман предлагает поднять данную планку хотя бы до 14 лет.
Что касается запрета на движение кикшеринговых самокатов по пешеходным дорожкам, то это тоже палка о двух концах – так считает представитель одного из сервисов Whoosh, который представлен на хабаровских улицах. Большая часть поездок сервиса приходятся именно на транспортные, а не прогулочные маршруты и такой запрет изменит привычный сценарий пользования СИМами для огромного числа людей. Говоря о прогулочных зонах, в Хабаровске скорость там уже установлена ниже предусмотренного законом максимума. К примеру, на площади Ленина, в парке Гагарина, а также на городской набережной и площади Блюхера скорость самокатов автоматически снижается - до 5 км/ч на площадях и до 15 км/ч на набережной.
Есть своё видение проблемы и у простых автомобилистов, для которых в летний сезон самокатчики вызывают настоящий стресс. Как призналась нашему корреспонденту хабаровчанка Елена Бутко, чей стаж за рулём превышает 13 лет, такой опасный вид транспорта должен быть под серьёзным контролем. По её словам, из-за пробелов в законодательстве водители СИМов являются «невидимками» для остальных участников дорожного движения – непонятно откуда ждать их появления и как к этому подготовиться.
Тем временем, пока идут споры, статистика травматизма среди водителей СИМ растёт. Как сообщили в отделе пропаганды городской ГИБДД, первое происшествие с участием электросамоката они зарегистрировали 2 апреля. С этой даты прошло всего два месяца, летний сезон не успел толком начаться, а счёт ДТП такой направленности уже дошёл до чертовой дюжины.
Есть и другая статистика, которая обходит стороной сотрудников ГИБДД – это данные травматологов.
Без культуры никак
В этом году количество арендных электросамокатов, которые доступны для движения по улицам Хабаровска, возросло в 1,3 раза – в общей сложности на улицы города выкатили 2150 таких транспортных средств. И если, несмотря на все ограничения, статистика происшествий с их участием продолжает расти, то может и вправду стоит взглянуть на ситуацию под другим углом. Электросамокаты в большом количестве появились на городских улицах совсем недавно и, будем объективны, к этому никто не был готов – ни общество, ни власти.
Ждать, что через год-другой появятся выделенные полосы для электросамокатов, бессмысленно, а вот привить культуру вождения – возможно. И обучать этому нужно начать с самого раннего возраста уже сейчас. В рамках школьных уроков не так сложно организовать просвещение юных горожан, которые чаще всего и пользуются электротранспортом. Также очень многое зависит от дорожных полицейских, которым нужно тщательнее следить за тем, как водители электротранспорта соблюдают ПДД. И тогда, быть может, уже совсем скоро мы увидим на улицах городов и в сводках травматологов совсем другую картину.