Главное
Общество, 03 июля, 11:00

«Давай, милый, нужно полетать»

Станислав Штинов - лучший вертолётчик страны

«Давай, милый, нужно полетать»

Пилот вертолёта МЧС, лётчик-испытатель, парашютист, отец пятерых детей, писатель, байкер по прозвищу Карлсон - всё это про одного и того же человека, полковника Станислава Штинова.

Не было в его карьере ни одного вылета, перед которым бы он не говорил со своей винтокрылой машиной, рассказал Станислав ИА «Хабаровский край сегодня». Подойдёт к МИ-8, проведёт рукой по борту и попросит по-дружески: «Давай, милый, сегодня без капризов, нужно полетать». У него за спиной 2650 часов налёта, каждый из которых был прожит ради спасения чьей-то жизни, ради тех, кто терпит бедствие и до последнего вздоха надеется, что на горизонте появится борт МЧС.


Небо само поманило

О том, что свяжет свою жизнь с вертолётами, Станислав знал с самого детства, хоть и рос в семье железнодорожников.

- Мы жили в Волочаевке-2, что на другом берегу Амура. Над ней заходят на посадку все воздушные суда, летящие в Хабаровск. Они пролетали надо мной постоянно, - вспоминает Станислав. - Но самолёты же где-то высоко, их практически не видно, а вертолёты ближе к земле. Они завораживали, я ими буквально грезил. Все игрушки - вертолёты, рисунки в тетрадях и учебниках - тоже про вертолёты, в школу не шёл, а будто летел над землей, изображая вертолёт.
Когда Станислав закончил школу, не раздумывая отправился в Сызранское вертолётное училище. В школе он не отличался особой старательностью, а учителя говорили, что у него ветер в голове. И не ошибались. Действительно, ветер и бескрайнее небо. Мечта была настолько сильна, что вступительные экзамены он сдал намного лучше школьных и был зачислен в училище.
- Когда закончилась учёба, мне выдали «билет» в Чехословакию. Туда все хотели, но только не я, - говорит полковник. - Я хотел домой, на свой Дальний Восток, к маме, ведь я один у неё был. Меня, конечно, не поняли, потому что Дальний Восток приравнивался к ссылке, но всё же направили сюда.
Под Хабаровском он служил в вертолётном полку. После военной службы стал лётчиком-испытателем на хабаровском авиаремонтном заводе, «ставил на крыло» вертолёты.
- Их сначала разбирают, а потом собирают заново, - говорит Штинов. - Из ангара они выходят, как младенцы, ничего не видят, не слышат, не понимают. У каждого свой нрав, настроение, к каждому подход нужно найти. Учить их всему с ноля - такая у меня была задача.

Он любил эту работу, но чувствовал, что душа просит настоящего мужского дела - людей спасать.

Счастье - быть нужным

Когда в отдаленных, труднодоступных уголках края случается беда: ребенок выпадает из окна, туристы заплутают в тайге, горит метеостанция с людьми или на нефтяной платформе в Охотском море у кого случается инфаркт, а погода будто взбесилась, авиакомпании могут отказать в вылете. Вертолёт Штинова поднимается в воздух по первому сигналу. Всегда.

- Бывает летишь над морем, кругом одна вода, - рассказывает пилот. - И тут стена тумана. Понимаешь, там внизу температура градуса два, ногами дна не достать. Но о себе думать некогда, где-то ждут спасения. Страшно, когда люди терпят бедствие, еще страшнее, когда мы уже бессильны.

Когда произошла трагедия на озере Гасси, где столкнулись два междугородних автобуса, вертолёт Станислава Штинова доставил на место врачей, а оттуда вывозил в больницы пострадавших.
- Я всякое видел, но это был кошмар наяву, - вспоминает он. - Детей приносили, я их укладывал в салоне. Говорил: «Всё хорошо, ребятки, прилетел волшебник в голубом вертолёте, всё хорошо», успокаивал их, а сам за штурвалом потом глаза вытирал.

Он может рассказать в деталях о каждой операции, на которую вылетал, помнит взгляд каждого, кого удалось погрузить на борт живым. Только передать словами, что там, в глазах человека, который уже успел с жизнью попрощаться, не может. Нет, наверное, таких слов.
- Большое счастье быть нужным, - признаётся лётчик. - Не каждому в жизни выпадает такое.

В своей большой семье, где пять детей и уже двое внуков, Станислав такой отважный не один. Его супруга Татьяна служит в Хабаровском авиационно-спасательном центре МЧС России, в парашютно-десантной службе, старший сын Артём - офицер полиции, а младший Матвей, похоже, пойдёт по стопам отца. Среди игрушек и рисунков - одни вертолёты. Дочь Пелагея всякий раз спорит с мамой, кому из них достанется почётное право поехать с папой на открытие и закрытие байкерского сезона. Любовь к мотоциклам - это у них тоже семейное.

А каждую весну, во время Великого поста он уезжает в Новый Ургал к своему духовному наставнику, бывшему лётчику. Там он пишет книгу о войне, которую очень хочет забыть. Станислав воевал в Афганистане. Но он не принёс столько боли, как два месяца на первой чеченской. О событиях 1996-го, пошатнувших его жизнь, он и хочет рассказать. Вспомнить всё, чтобы с корнем вырвать из памяти.

Совсем недавно полковник принимал поздравления с заслуженной наградой. Станислав Штинов признан лучшим пилотом вертолёта госавиации России. Он, конечно, благодарен за признание, за тёплые слова, но считает, что это не его заслуга.
- Это победа моих сослуживцев, моих мальчишек - техников, спасателей, вторых пилотов, всех, кто поднимает машины в воздух. Кто я без них?

Поделиться
Поделиться
Отправить
По теме