Материалы собирают в Хабаровском и Приморском краях, ЕАО и частично в республике Бурятия. Работа проводится с 2016 года. В настоящий момент сформирован достаточно большой фонд, данные заносят в автоматизированную аналитическую систему «Лесная генетика». В следующем году планируется, что она будет официально запущена, ей смогут пользоваться все, имеющие отношение к лесному хозяйству.
Преимущественно в нашем регионе исследуют лиственницу даурскую, которая занимает лидирующее место среди пород в ДФО и составляет 65 % от лесопокрытой площади России. Также изучают генотипы ели аянской и кедра корейского.
Сбор образцов проводят лесопатологи исключительно в естественных насаждениях, на участке работает около трех-пяти человек. Материал собирают на участках, которые расположены на расстоянии 100 км друг от друга, исследуют около 30-50 образцов из одной популяции.
Самая важная работа происходит в лаборатории. Ученые высушивают материал, проводят пробоподготовку, то есть растирают хвою, из нее делают вытяжку, экстракцию, получая ДНК, с которой в дальнейшем работают.
- У каждого дерева, как и у человека, имеется свой генотип. Но нам интересны данные о популяциях, поэтому выявляем средние показатели, - объясняет начальник отдела мониторинга состояния лесных генетических ресурсов филиала Центра защиты леса Елена Амяга. - В каждом регионе определяются уникальные генетические коды, которые называют паспортами популяции. Нас интересует, в частности, их полиморфность, то есть разнообразие в генетическом отношении. Чем более они полиморфны – тем более устойчивы к окружающим условиям.
В целом, из общего объема выполнено порядка 20 % работ. Продолжатся они ориентировочно до 2037 года. Длительность исследования частично объясняется труднодоступностью территорий, до некоторых мест лесопатологам непросто добраться.
- Значимость такой работы огромная! В настоящее время невозможно только лишь основываясь на внешних особенностях растений полностью сказать о качественных особенностях, насколько они жизнеспособны, здоровое ли потомство могут давать. Все это можно подтвердить лишь на генном уровне. Эти данные можно использовать, к примеру, при проведении лесовосстановительных работ, - объясняет собеседница. – Также в перспективе это позволит обеспечивать контроль за незаконными рубками. Специалисты смогут, основываясь на генетических кодах, определять, откуда поступил тот или иной древесный материал.
В Хабаровском крае проанализировали 3,8 тыс образцов. Благодаря этому исследователи выявили уникальные особенности региона, а также наметили перспективные направления исследования. К примеру, здесь произрастают эндемики, которых нет на других территориях. В частности, ясень маньчжурский, его планируют исследовать со следующего года. Кедр корейский также произрастает только у нас в регионе, сейчас идет работа по получению его уникальных генотипов.
Кроме того, выявлен максимальный полиморфизм ели аянской и кедра корейского. Эти данные говорят, что данные породы намного более устойчивы в нашем регионе, чем в соседних.