Хулиганы не умеют бороться со стрессом
Поделиться

Хулиганы не умеют бороться со стрессом

04 Мая 2017 260

Хулиганы не умеют бороться со стрессом

04 Мая 2017 260
Поделиться
Поделиться
Отправить

Психологи Московского педагогического и Московского психолого-педагогического госуниверситетов (МПГУ и МППГУ) выяснили, что трудные подростки в стрессовых ситуациях прибегают к более примитивным и неконструктивным способам борьбы со стрессом, чем их социально адаптированные сверстники. Они убегают от проблем, вместо того чтобы искать выход из затруднительной ситуации. Так поступают две трети детей, состоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних.

Специалисты МПГУ и МППГУ обнаружили существенные отличия в способах борьбы со стрессом у благополучных и трудных подростков с агрессивным и саморазрушающим поведением, зависимостями от табака, алкоголя и наркотиков, сообщает ИА «Хабаровский край сегодня». Всего в исследовании приняли участие 320 человек — 152 юноши и 168 девушек в возрасте от 15 до 17 лет. Все они стоят на учете в комиссии по делам несовершеннолетних.

По словам старшего преподавателя кафедры педагогики учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности Московского университета МВД России им. В.Я. Кикотя Екатерины Никитской, участвовавшей в исследовании, сначала эксперты наладили контакт с подростками: общались, старались заинтересовать мероприятиями, как психологи решали их личные проблемы. И только потом предложили принять участие в исследовании и заполнить опросники.

Результаты показали, что молодежь с девиантным поведением часто выбирает стратегии самоустранения из проблемной ситуации. 70% опрошенных трудных подростков чаще предпочитают не решать проблемы, а переключаться на сон, телевизор, компьютер, вербальную и физическую агрессию.

В то же время опрос, проведенный в молодежном коллективе, который исследователи определили как «норму», показал, что подростки из благополучных семей используют более позитивные способы борьбы со стрессом. Они ищут информацию, социальную поддержку, проявляют конструктивную активность.

Также выяснилось, что трудные подростки часто прибегают к стратегии мечтательности и отрицания. Например, одна девушка, сдавшая ЕГЭ по биологии на отметку, соответствующую тройке с минусом, полагала, что сможет поступить в медицинский институт и стать врачом.

Психолог Игорь Нежданов отметил, что «трудными» дети не рождаются, а становятся, если проблема не лежит в сфере психопатологии и болезней.

— Любой подросток хочет найти компанию сверстников, отношения в которой будут для него комфортными. Например, если в семье есть насилие, то, вероятно, подросток прибьется к компании, в которой есть вожак, — объяснил «Известиям» Игорь Нежданов.

По его словам, стрессогенными ситуациями для подростков могут стать отношения с родителями или представления о будущем, но большинство проблем так или иначе связаны именно со школой и сверстниками. Если ребенка не принимает коллектив, ему проще вести себя асоциально.

Авторы исследования подчеркнули, что в возрасте 15–18 лет подростки активно меняют свое поведение, развиваясь и совершенствуясь в процессе общения с более мудрыми окружающими, воспитателями и близкими. Руководитель Центра социологии образования Института управления образованием РАО доктор психологических наук Владимир Собкин разделяет эту точку зрения.

— Если в старшем подростковом возрасте (до 18 лет) у человека нет позитивного образца взрослости, родители ведут себя инфантильно, то у него не возникнет стремления к самостоятельности и желания найти себя, — сказал Владимир Собкин.

Авторы исследования рассказали, что реакция подростка на все стрессы зависит от того, к какой «копинг-стратегии» (умению справляться с чем-либо) он привык. К правильным стратегиям относится поиск поддержки у близких людей, сосредоточение на источнике стресса, направленное на решение проблемы. Также важно уметь сдерживать эмоции, чтобы разрешить ситуацию в более благоприятных условиях, и избегать конфликтов с помощью шуток и смеха.

Екатерина Никитская отметила, что понятие «трудный подросток» не всегда связано с низкими интеллектуальными способностями.

— Бывают случаи педагогической запущенности. Например, один мальчик несколько лет жил на вокзалах, потом в 15–16 лет наконец-то пошел в среднюю школу и за год экстерном смог догнать свой класс. В конце года он сдавал экзамены наравне со всеми, — рассказала эксперт.

По мнению Владимира Собкина, педагогическая запущенность — проблема, возникающая из-за потери связи подростка со взрослыми, которые могут помочь. Научить ребенка эффективным стратегиям — важная задача психотерапевта. Тренинги личностного развития могут быть частью обучения и воспитания.

Поделиться
Поделиться
Отправить
Отправить новость в редакцию




CAPTCHA
Комментарии:
Авторизуйтесь На сайте. для возможности комментирования.

Другие новости рубрики:
У Амура высадили 100 экземпляров голубого дерева
0 23.10.2018 18:00:00
Дозаправка в воздухе происходила даже ночью
0 23.10.2018 17:00:00
Некоторые дети даже успели его выполнить
0 23.10.2018 16:00:00
Кто-то пересыпает объездную грунтовку, по которой теперь все едут в «Ореховую сопку»
0 23.10.2018 15:00:00
Общество 23.10.2018 14:30:00
Спасательное ведомство продолжает масштабное реформирование
23 Октября 2018 0
Общество 23.10.2018 12:30:00
Минобороны настоятельно не рекомендует использовать соцсети
23 Октября 2018 0
Общество 23.10.2018 11:00:00
Северный широтный ход повторит большую сталинскую стройку
23 Октября 2018 0
Общество 22.10.2018 18:15:50
Зверь успел побывать «звездой» Инстраграма и не боялся людей
22 Октября 2018 0
Общество 22.10.2018 17:30:00
Сообщение, распространяемое в мессенджере, ложное
22 Октября 2018 0
Общество 22.10.2018 16:30:00
Минобороны рассекретило документы о премиях во время войны
22 Октября 2018 0
Общество 22.10.2018 15:15:00
Сценарий «Холодные будни, теплые выходные» больше не повторится
22 Октября 2018 0

Подписка

Доставка новостей на эл. почту
без спама и рекламы
© 2018 Хабаровский край сегодня
Сайт разработан в RASA

Сетевое издание «Информационное агентство «Хабаровский край сегодня». Номер свидетельства ЭЛ №ФС 77-68538 от 31.01.2017, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Учредитель: АНО ЦПСИ «Открытый регион», 680000, Хабаровск, ул. Дзержинского, д. 56, Главный редактор: Оксана Алексеевна Омельчук, электронный адрес: hks@todaykhv.ru

Данный сайт содержит информационную продукцию категории 16+. При перепечатке либо ином использовании текстовых материалов с настоящего сайта гиперссылка на источник обязательна. Фотографии, видеоматериалы, иные иллюстрации могут быть использованы только с письменного согласия автора (правообладателя) и с обязательным указанием имени автора и источника заимствования.