Когда-то эта рыба жила во многих реках дальневосточного региона, в том числе на территориях Японии и Кореи. Ценный вид пользовался большим спросом и к концу прошлого столетия промышленники практически полностью его истребили. Сейчас, по данным учёных, в дикой природе остаётся около двух сотен взрослых особей. «Сахалинца» внесли в первую категорию Красной книги России как вид на грани исчезновения. Единственное известное и подтверждённое место нереста зелёной рыбы на всей планете находится в Ванинском районе Хабаровского края.
- К нам эти осётры приехали в 2008 году из реки Тумнин, где за последние несколько лет его поймать толком не могут, или одна-две самки или ни одной вообще, самцов давно не видели, - рассказывает начальник цеха по разведению осетровых Алексинского химкомбината Вячеслав Шебанин. - Нам тогда привёзли около 300 личинок - это малёк, который вылупился из икринки и через 7-10 дней он начинает питаться. Мы к тому моменту существовали более 20 лет и у нас единственное место в стране, где есть полная коллекция осетровых рыб России. В том числе дальневосточные — это и калуга, и амурский осётр, и ленский, и каспийские виды. И с того времени мы начали пытаться зеленых осетров выращивать.
Сахалинский зелёный осётр, несмотря на масштабные исследовательские работы в России, Японии и Корее, по-прежнему остаётся загадкой для учёных. Предположительно, в пресной воде рыба проводит до 4 лет после рождения, после чего уходит в Татарский пролив и далее в Тихий океан. На нерест в Тумнин она возвращается через 12-13 лет морской жизни. Выросшие в Алексине взрослые особи к 2017 году достигли половой зрелости, что подтвердило УЗИ. Икру у самок и молоки у самцов получили современным методом, оставив рыбу живой.
- Выяснилось, что икра очень плохо оплодотворяется и на одной из стадий, когда у зародышей уже видно голову, хвост, когда формируются органы, она вся погибла, - продолжает Вячеслав Шебанин. - Нулевой результат стал откровением. Были разные мнения, что это впервые нерестующие самки дали плохой материал, что мы неправильно подобрали методику, использовали не те препараты и так далее. Прошёл год, у нас созрели еще три самки, мы вроде бы учли все ошибки, но итог оказался ещё хуже. Все ждут эту рыбу, учёные, администрация завода, спрашивают — а у нас ничего не получается. И в прошлом году я начал экспериментировать.
Выпуск производится не каждый год в виду редкости рыбы
19 сентября 2017, 13:00 0
Но икра и в третий раз погибла на той же самой стадии. Стало ясно, что совершается какая-то крупная ошибка. Но в чём она?
- Пообщался с коллегами, узнал, что ни у кого на планете не выходит получить икру от этой рыбы, выросшей в искусственных условиях, японцы тоже бьются и не выходит, - рассказывает исследователь.
Специалисты выдвигали и разбивали теории, почему ничего не получается, пробовали размещать оплодотворённую икру в разных водах, включая минеральную и морскую. И вот наступило 27 марта 2020 года, когда в Алексине получили очередную партию материала для разведения.
- В этот момент в России объявили неделю режима самоизоляции из-за коронавируса, но процесс запущен, роды уже начались, мы получили от трёх самок около 5 кг икры, - говорит Вячеслав Шебанин. - Основная часть материала осталась на заводе, а я, отправляясь домой на самоизоляцию, налил в маленькую бутылку магазинной воды - заметил, что в «Святом источнике» зародыши лучше развиваются - и примерно 150 икринок взял домой.
Несколько сосудов с икрой учёный разместил в гараже, другие на веранде своего частного дома, где включил обогреватель. Оставалось с десяток зародышей, которые Вячеслав Шебанин выложил в обычную чайную чашку и оставил её почти на улице, на открытой террасе, в холоде. В течение следующих суток погибла вся икра, и в цехе завода и в гараже, жить продолжали только эти семь морозоустойчивых экземпляров.
- Прошло два дня, проверил чашку и увидел, что икра живая. Тот факт, что она начала шевелиться, чего никогда в условиях цеха не было, меня поразил до глубины души. Никогда бы не попробовал этот вариант, а тут, в условиях карантина, когда икра случайно оказалась на улице, в холоде — удалось добиться живых личинок, они начали бегать по этой чашке и продержались ещё неделю.
Вячеслав поставил на террасе маленький аквариум, в котором разместил личинки, и будущие сахалинские осетры живут и до сих пор, настоящая научная удача.
- Температурные фактор никогда всерьез не рассматривали, но найденная оптимальная температура, я думаю, позволит нам в следующем году получить производственную партию, чтобы её забрали в Хабаровский край для зарыбления реки Тумнин, - отмечает исследователь. - Мы долго этого ждали, у меня, кстати, на следующий день был день рождения и когда звонили поздравлять, говорил, что уже получил лучший подарок в мире, развёл сахалинского осетра.
В Хабаровском крае опыты по разведению сахалинского осетра проводятся примерно с 1995 года, а с 2007 года работы по искусственному воспроизводству этого вида идут по государственному заказу. Сотрудники Амурского филиала «Главрыбвода» каждый сезон получают разрешение у Росприроднадзора и отправляются в экспедицию на реку Тумнин.
- Получаем икру прижизненно, доращиваем до молоди и выпускаем, но это работы не масштабные, нам не всегда в последние годы удавалось поймать достаточное количество производителей, - говорит заместитель начальника Амурского филиала ФГБУ «Главрыбвод» Инна Наумова. - Если говорить об опыте Алексинского комбината, я думаю, мы не хуже, чем они, работаем в этом направлении. У нас сформировано маточное стадо, которое выросло из дикой икры в искусственных условиях рыбоводного завода. Наши самцы уже созрели, их молоками мы оплодотворяем икру от особей из природы, скоро в нужный возраст войдут и наши самки. Я думаю, когда они созреют, мы получим такой же итог, как в Алексине, это дело времени. Сахалинский осётр крайне мало изучен и мы все здесь идём методом проб и ошибок. Конечно, я очень рада за коллег.
В 2017 году «Амуррыбвод», который сейчас называется Амурский филиал ФГБУ «Главрыбвод», выпустил в Тумнин около 4 тыс экземпляров молоди сахалинского осетра, полученной и подрощенной на Анюйском рыбоводном заводе. В следующем году прошли выпускные у 4700 мальков, в 2019 около 4900 экземпляров. Этим рыбам потребуется несколько лет, чтобы вернуться в реку из океана и получить потомство естественным способом.
Как отмечает Инна Наумова, в Тульской области пока удалось получить только личинок и она надеется, что коллегам удастся дорастить их до мальков и далее перевести на искусственное питание.
Сахалинский осётр, кстати, не просто так ещё именуется «зелёным» - это действительно настоящий цвет рыбы, почти как у лягушек. Их вообще мало кто видел живьём, даже из учёных-ихтиологов с мировым именем.
- Эта рыба какая-то другая, она отличная от всех остальных осетровых рыб в любой стадии развития, начиная от личинки и кончая взрослой, своеобразная, со своей уникальной спецификой, - отмечает Вячеслав Шебанин. - Казалось бы, ну осётр и осётр, но он непохож на других. Я доволен, что есть положительный результат, эксперимент пока лабораторный, но он показал, мы уже можем икру дорастить до личинок и начать двигаться дальше.