Главное
Общество, 02 марта, 11:00

Самый красивый пескарь

Хабаровский повелитель рыб – о своей работе

Самый красивый пескарь
Фото: ИА Хабаровский край сегодня
Человек, которому что-то по-настоящему интересно, в конце концов обязательно преуспеет в своем деле. Детское увлечение сделало Андрея Спицина редким специалистом. В Хабаровском краевом музее имени Н.И. Гродекова он ухаживает за рыбами.

Самый красивый пескарь


На рыбалку с отцом он ходил с трех лет. Ему интересно было рассматривать разных рыб, которые они ловили в Амуре. Однажды шли мимо зоомагазина. Мальчик попросил купить ему аквариум.

Купили и еще рыб. Это были декоративные окары. Дома он не отходил от аквариума. Плавники рыб, словно волшебное оперенье, переливались яркими красками. Он наблюдал за рыбами, то и дело подсыпая им корм. Месяца через полтора все рыбы погибли. Теперь он понимает, что он их попросту закормил.

Больше экзотических рыб он не просил, заселил аквариум теми, что наловил в Амуре.

Но тут вышла другая история. Хищники скоро всех остальных съели. Зато весной отметали икру. Так у него появилось свое, амурское рыбье потомство. С тех пор он стал разводить только дальневосточных рыб.

Андрей Спицин говорит, что в Амуре много по-настоящему красивых рыб. Одних только пескарей, например, 16 разновидностей.
- Самый красивый - пескарь Черского, - рассказал он ИА «Хабаровский край сегодня». Из больших рыб истинные красавцы - ауха, змееголов, касатки, лещи. Из этого множества можно собрать свой красивый аквариум.

Музейные экспонаты тоже болеют


Книг, где можно почитать про рыб и про то, как за ними ухаживать, в пору его молодости было не найти. Когда с трудом достал две книжки, был просто счастлив! Аквариумисты - народ сдержанный, не разговорчивый, все больше молчат, секреты держат при себе. В общем, Спицин - самоучка. Но ему так было интересно узнать про рыб все, что он со временем стал специалистом. Хотя работал водителем, строил дороги, потом трудился в Хабаровском аэропорту.

Но как-то в его судьбе случился крутой поворот.
- Стою на рынке, предлагаю рыб, которых сам вырастил. Подходит человек, спрашивает: твои рыбы? Говорю, мои. Посмотрел внимательно и говорит: приходи завтра в ТИНРО, будешь работать у нас в музее.

DSCF1411.JPG


Так Андрей Спицин стал профессионально ухаживать за рыбами.

В Гродековском музее, где он работает теперь, почти полсотни аквариумов. Множество постояльцев. И все должны быть красивыми и здоровыми.

За этим большой труд сотрудников, которые чистят аквариумы, фильтры, кормят. И потом рыбы, как и люди, болеют. И тогда их надо лечить.
- У меня глаз наметан, я сразу вижу, что с рыбой что-то не так. Скажем, на ней появляется сыпь.

Аквариум – замкнутое пространство, все процессы происходят быстрее. Если не заметил болезнь, за три дня все особи могут погибнуть.

Ну, хорошо, понял: рыбу надо лечить, а заодно и растения. И что? Таблетку в рот? Нет. Лекарства добавляют в аквариум. Та же таблетка постепенно растворяется, рыба привыкает к новому составу воды. Если влить воду с раствором сразу, у рыбы может случиться стресс.

Оказывается, в природе больше полутора тысяч болезней, которые могут подхватить рыбы. Иногда, чтобы понять, что произошло с рыбой, надо ее оперировать, но музей - не больница. А потому выручает только многолетний опыт и чутье.

Толстолоб в рост кубинца


Казалось бы, чем интересна рыба – холодная, без особых интеллектуальных способностей?
- Ну нет, рыба все понимает. Вот жил у нас сом, увидит меня, подплывает. Я его глажу. Потом он вырос, и мы выпустили его в Амур. В специальной емкости довезли до берега и бросили в воду. К слову, так мы поступаем со всеми рыбами, которые вырастают из небольших аквариумов.

Крупные рыбы – осетры, калуги - растут быстро. Покупают их маленькими на рыборазводном заводе, а потом отпускают на волю в Амур.


DSCF1408.JPG

- Как-то принесли нам большую черепаху. Домашнюю, мирную. Сажать нам ее некуда. Отнесли на берег Амура. Она зашла в воду, поплыла, потом голову высунула, оглянулась. Может, до сих пор плавает.

Про рыб Андрей Спицин знает все. И может часами рассказывать про давние времена, когда калуги в Амуре были такими, что могли взмахом хвоста лодку перевернуть. А толстолобы, когда икру метали, прыгали так высоко, что могли оказаться рядом с рыбаком.
- Когда мы стали дружить с Кубой, туда завезли наших толстолобов. Я видел снимки, так вот рыбы достигали роста кубинца и весили 600 килограммов! Почти царь-рыба! У нас такими они не вырастают, потому что зима полгода, они пребывают в спячке.

В свободное время Андрей Спицин по-прежнему ездит на рыбалку. Выбирается на Обор или на Тунгуску. Чаще один. Любит посидеть в тишине с удочкой. Говорит, что ни лодка-моторка, ни сетка ему ни к чему. Поехать, чтобы наловить много рыбы? Зачем?

Поделиться
Поделиться
Отправить
По теме