Медитативные состояния, которые практикуют многие буддистские монахи, ученые изучают уже давно. Однако преградой всегда было нежелание отшельников сотрудничать с исследователями, выполнять их инструкции, описывать детали своего состояния. Кроме того, с тибетскими монахами трудно объясниться даже на их родном языке, а без этого трудно понять специфику субъективных переживаний при погружении людей в мир ментальных образов.
В последние годы в отношениях между российскими учеными и духовным лидером последователей тибетского буддизма — далай-ламой XIV (Тэнцзин Гьямцхо) произошло заметное сближение. Далай-лама организовал две мини-конференции с российскими нейрофизиологами, результатом которых стал запуск двух лабораторий в тибетских монастырях на юге Индии. Он же стал инициатором нового этапа исследований медитации при помощи современной электроэнцефалографии.
Две лаборатории были открыты в штате Карнатака на юге Индии. Первая — в сентябре 2019 года в знаменитом монастыре Таши Лхунпо, вторая — три месяца спустя в 500 км к северу, в комплексе не менее известных монастырей Дрепунг Гоманг, Дрепунг Лоселинг, Ганден Джанце и Ганден Шарце. В этом регионе буддистскую мудрость постигают в общей сложности 13 тыс. монахов. В будущем ученые хотят открыть и третий исследовательский центр — в предгорье Гималаев на севере Индии, неподалеку от резиденции далай-ламы.
Об этом рассказал руководитель лаборатории нейрофизиологии и нейрокомпьютерных интерфейсов биологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Александр Каплан. Он добавил, что общение с монахами позволило во многом прояснить терминологические нестыковки в объяснениях субъективных элементов медитации.
Они были определены три стадии: «аналитическая», «сосредоточения» и «растворения». Они входят практически во все типы медитаций, которые дополняются также другими специализированными моментами.
Особенно сложной по своей структуре является тантрическая медитация, которая преподается только после прохождения 16-летнего обучения в монастыре. Именно она больше всего интересует ученых.
Известно, что регламент этих медитаций запрещает монахам распространяться о своих ощущениях и переживаниях даже в своей среде. Тем не менее нейрофизиологу Александру Каплану вместе с давним исследователем буддистской традиции и руководителем фонда «Сохраним Тибет» Юлией Жиронкиной удалось приоткрыть завесу этой тайны в беседах с мастерами тантрической йоги и даже сделать первые записи ЭЭГ на фоне медитации у нескольких монахов.
Интересно, что тантрическая медитация предполагает мысленное воссоздание умирания.