Власти края кардинально перекраивают сложившуюся систему промысла лососёвых в Амуре и лимане, сообщает ИА «Хабаровский край сегодня». В первую очередь своих традиционных «сливок» лишатся крупные промысловики Николаевского района — меры, неприятные для них, должны в корне улучшить общую обстановку для рыбаков из других районов выше по реке и, по задумке, смогут начать восстановление популяции кеты и горбуши.
Исключили из резерва
— Учёные представили прогноз, по которому Хабаровскому краю на путину-2019 выделяется объём добычи осенней кеты в 15 тысяч тонн, — объясняет начальник управления рыбного хозяйства и рыбоводства министерства сельского хозяйства края Роман Фофанов.— Мы от этого отнимаем научный лов, аквакультуру (нам необходимо заложить икру на рыбоводные заводы, а это тоже немало), контрольный вылов и прочее. Осталось 14 тысяч тонн и на комиссии по анадромным рыбам этот объём распределили по трём видам: между промышленниками, любителями и для традиционного промысла коренных народов.
Для КМНС в этом году на Амур выделено 2050 тонн лососей, что больше прошлых сезонов, хотя просили они аж 6 тысяч тонн. В управлении рыбного хозяйства провели анализ по прошлым путинам, установили тех, кто регулярно завышал заказ, а ловили минимум, и скорректировали итоговую цифру. Второй по важности категорией стали любители, для рыбалки по путёвкам определили 750 тонн — сколько и было заявок.
— Только после этого обозначили объёмы для промышленного лова, для Николаевского района — 6017 тонн, Ульчского — 3999 тонн, на Комсомольский, Амурский, Нанайский и Хабаровский вместе вышло 579 тонн,— продолжает Роман Фофанов.
Общий резерв оставлен в более чем 1500 тонн для всех районов, кроме Николаевского, что вполне разумно: именно в него первым попадают лососи после океанского нагула. Здесь промысловики всегда быстрее всех ловили свою квоту, заявляли «дайте нам остатки» и получали на это право. Так в 2017 году в Николаевском районе за счёт других было освоено 138% от планов, а остальные районы выше по течению Амура не смогли поймать свою норму, и самое важное — пойманные у устья лососи не получали шанс пробиться на нерестовые реки.
Общественники боятся, что популяция кеты в притоках Амура подорвана окончательно
11 декабря 2018, 17:30 0
— Мы сделали всё возможное, приложили все усилия, чтобы люди и предприятия в районах от Ульчского до Хабаровского смогли рыбачить, чтобы они остались на Амуре,— говорит Роман Фофанов.— Это привлечение рабочих рук, выплата зарплаты, участие в деятельности районов, где-то техникой муниципалитету помогут и так далее. Если они уйдут — появится дыра, которую займёт «чёрный бизнес», пустоты не будет. Поэтому по инициативе губернатора края Сергея Фургала мы исключили из претензий на резерв Николаевск. Даже если будут корректировки, дополнительных объёмов они не получат.
Устье Амура — самое прибыльное для крупных промысловиков место. В связи с чем регулярно раскручиваются скандалы о якобы полном перекрытии реки сетями и заездками. На самом деле никакого полного перекрытия никогда не было и быть не может просто технически. Но тем не менее политика правительства Хабаровского края сейчас направлена на снижение количества заездков на Нижнем Амуре.Так, в 2017 году по официальным данным добычу вели 36 ставных орудий лова, примерно поровну неводов и заездков, а в прошлом сезоне лососей ловили уже 31 заездком и 25 неводами. Итого - 56.
— Полностью запретить эти орудия или снизить их число до приемлемых пяти-шести на весь край пока не удаётся,— отмечает глава управления рыбного хозяйства. — Но уже в эту путину заездков останется 14, ставных неводов — три. Кроме того, увеличено число проходных дней, когда промысел будет запрещён, чтобы у лосося было больше шансов пройти на нерест, в разрешённые периоды ловить рыбу можно будет только в светлое время суток, с 6 до 23 часов.
Также Роман Фофанов намерен законодательно изменить конструкцию оставшихся заездков, чтобы у рыбы было больше шансов пройти. Прозрачный намек
Осваивать резерв в 1,5 тыс. тонн можно будет только после полного заполнения рыбой нерестовых рек, что тоже новшество этого года. Кроме того, преимущественные права на вылов получат те промысловики, которые участвуют в программе «Доступная рыба». Это очень прозрачный намёк: если уж вы ловите краевой ресурс, то обязаны заботиться о тех, кто не может поймать лосося сам.
— Цена в магазине должна быть ниже 145 рублей за килограмм кеты, ведь мы живём в рыбном краю,— говорит Роман Фофанов.— Зайдёшь в магазин, без слёз на прилавки не взглянешь. Надо подойти к этому ответственно и, возможно, привлекать в проект «Доступная рыба» не так мягко, как сейчас, а жёстче. Кстати, планируем на следующий год внести в список программы ещё нерку и кижуча.
С последней недели августа в рамках программы «Доступная рыба» она появилась в торговых точках Амурского района и Комсомольска-на-Амуре, свежую и мороженую горбушу привезли в Хабаровск в сети «Самбери», «Ветеран» и на ярмарки выходного дня. Регулярные поставки кеты улова-2019 начнутся в сентябре. Власти края намерены вернуть себе право распределять объёмы вылова лососей между общинами КМНС, сейчас эту функцию выполняет федеральное Росрыболовство. Так правительство сможет поощрять те национальные объединения, которые реально занимаются сохранением культуры и традиций, а не просто используют вывеску «малочисленные народы» как ширму для промысла красной рыбы.
— Совместно с комитетом по делам КМНС думаем разработать вариант о выделении дополнительных объёмов добычи лосося из резерва настоящим национальным общинам, а не тем фиктивным, где числится по два-три человека и им выделяется на сезон 25–30 тонн,— говорит Роман Фофанов.— Нужно помогать тем, кто реально принимает участие в социально-экономической жизни и делах муниципалитета, кто сохраняет традиции, даёт концерты, проводит выставки. Мы хотим дать возможность ловить рыбу по всему Амуру не только в Николаевском районе, чтобы было развитие мелких посёлков, а не только промысловики снимали «сливки» с устья и лимана. Сохранить популяцию лосося и заинтересовать граждан, чтобы и они следили за порядком на реке, урезать аппетиты крупных компаний и дать больше прав любителям и традиционному рыболовству.
Напомним, в 2019 году в Хабаровском крае полностью запретили промышленный лов летней кеты, хотя местные и московские учёные были против. Убедить их помогла статистика: даже на немногих оставшихся нерестовых реках Николаевского района на 100 погонных метров прошлым летом нашли от 0,7 до 3 рыбин, а должно быть от 50 и выше. Есть полностью мёртвые реки, где лососей нет уже десятилетиями.
— Рыбак прошёл 25 км по берегу речки в Ульчском районе и нашёл только одну полуживую самку, я считаю, что промышленный лов в таких условиях — преступление,— говорит глава управления рыбного хозяйства.— Летнее стадо было когда-то громадным, 20 лет назад кету ловили в Гуре, в озёрах Кизи и Кади. Запрет показал, что популяцию можно восстановить, но его нужно продлить ещё минимум на три года — по согласованию с наукой. В этом июле у Булавы, где летняя кета не появлялась десятилетиями, в сетку попались сразу шесть особей. Лосось может вернуться, но для этого нужно жёстко ограничить промышленный лов, особенно в Николаевском районе.