Главное
Общество, 02 февраля, 15:30

После возвращения из Хабаровска Чкалову начали править биографию

2 февраля - 115-я годовщина со дня рождения великого летчика

После возвращения из Хабаровска Чкалову начали править биографию
2 февраля - 115-я годовщина со дня рождения Валерия Чкалова, гениального пилота, который заработал в ВВС два тюремных срока, был изгнан на гражданку, но вскоре вернулся и стал народным героем, сообщает ИА «Хабаровский край сегодня» со ссылкой на «Известия».

Создан для неба


Чкалов родился 2 февраля 1904 года в приволжском селе Василёве, в пролетарской и многодетной, но достаточно обеспеченной семье. Его отец был механиком-котельщиком в казенных мастерских — ремонтировал судовые двигатели.

В 1916-м Валерий закончил Василёвскую начальную школу, после отправился на учебу в Череповецкое техническое училище. Но после революции стало не до учебы, и юноша пошел работать – сначала подручным у отца, потом кочегаром на пароходе.

Тогда-то, по его словам, он впервые увидел пролетающий самолет и навсегда влюбился в авиацию. По протекции Валерия устроили слесарем-сборщиком самолетов в 4-й Канавинский авиапарк.

В 1921 он попадает в летное училище. В Егорьевской школы летчиков оказалось, что он был создан для неба, инстинктивно понимал машину и наслаждался пилотированием.
В июне 1924 года младший военлет Чкалов был направлен для прохождения службы в Ленинградскую Краснознаменную истребительную авиаэскадрилью. Мастеровой из волжской глубинки превратился в летчика-истребителя элитной части.

чкалов с матерью.jpg
Фото: Валерий Чкалов со своей мачехой. 1938 год

Два срока


Двадцатилетний Чкалов пребывал в состоянии эйфории и творил совершенно немыслимые вещи: взлетал поперек аэродрома, летал на сверхнизких высотах и вниз головой, выделывал фигуры высшего пилотажа прямо над городом. Зачастую он позволял себе взлетать нетрезвым.

С одной стороны, его ценили за незаурядный талант, с другой — терпеть его выходки не смогло бы самое снисходительное начальство.

Молодой летчик буквально не вылезал с гауптвахты, но это не помогало. В итоге всего через год Чкалов влип по-настоящему: будучи пьян, он ударил по лицу старшего по званию, собравшегося отстранить его от полетов.
В ноябре 1925 года трибунал осудил Чкалова на год заключения, правда, через четыре с половиной месяца его отпустили и вернули в часть.
Два самолёта в 1938 году столкнулись во время спасения героинь
07 августа 2018, 15:30 0



Но Чкалов не изменился. Не помогли ни женитьба в 1927 году, ни рождение сына.

В 1927 году к нему пришла первая слава, пока в достаточно узких кругах — Чкалова отправили в столицу на воздушный парад в честь десятилетия революции.

Здесь он проявил себя во всем блеске — его не ограничивали в программе, и летчик не только выдал весь привычный набор фигур, но и добавил несколько лично изобретенных эксклюзивных номеров.

Есть фото, где счастливый Чкалов стоит рядом с Семеном Буденным, Климентом Ворошиловым и начальником ВВС Яковом Алкснисом после этого парада. В тот день он написал жене: «Раньше меня за это на гауптвахту сажали, а теперь премию дали».
В 1928 году Чкалова перевели в Брянск. Буквально за несколько месяцев он разбил два самолета. В обоих случаях налицо было вопиющее нарушение летного задания. Снова трибунал, снова год военной тюрьмы и окончательный вердикт: увольнение из армии. Так в 25 лет будущий народный герой фактически оказался у разбитого корыта.

чкалов с семьей.jpg
Фото: Чкалов с семьей после прихода всемирной славы

Остров счастья

После досрочного освобождения Чкалов устроился инструктором в ОСОАВИАХИМ, где вел кружок планеристов — «раньше летал, теперь долетываю», говорил он друзьям.

Но о Чкалове не забыли. Старшие товарищи (прежде всего Алкснис и Ворошилов) нашли ему работу, которая полностью соответствовала его характеру — Чкалов стал испытывать самолеты. В конце 1930 года его восстановили в армии, вернули звание и зачислили в штат НИИ ВВС РККА.
Здесь отчаянная смелость, природный летный талант и удивительное чувство машины Чкалова пришлись как раз кстати.

Важной вехой стала встреча с авиаконструктором Николаем Поликарповым.

Незадолго перед этим Поликарпова без суда приговорили к смертной казни «участии в контрреволюционной вредительской организации», но, поскольку стране нужны были самолеты, приговор не привели в исполнение и отправили Николая Николаевича на работу в одну из первых «шарашек», ЦКБ-39.

Впрочем, там ему снова вынесли приговор (на сей раз Коллегией ОГПУ): 10 лет лагерей за «шпионаж и подрыв промышленности»; однако уже в июне 1931 года, спустя два с половиной месяца, наказание было заменено на условное. Создатель лучших в стране истребителей и выдающийся пилот буквально нашли друг друга.

  Чкалов участвовал в доводке машин Поликарпова И-5, И-11, И-15 и И-16, демонстрировал их перед руководителями страны.


Без имени-6.jpg
Фото: Истребитель И-16


В мае 1935 года после представления моноплана И-16 Поликарпов и Чкалов были награждены орденами Ленина, а пилоту Серго Орджоникидзе еще и легковой автомобиль подарил.

Тогда же состоялась первая личная встреча летчика со Сталиным.
В том же году осенью товарищ Чкалова Георгий Байдуков предложил ему принять участие в рекордном беспосадочном перелете в Америку на самолете АНТ-25. Чкалов долго отказывался, поскольку это дело совершенно не вязалось с его любовью к авиационным трюкам и высшему пилотажу, но Байдуков его уговорил.

Руководство страны проявило осторожность и для начала новому экипажу предложили совершить перелет Москва–Камчатка.

Пролетая над городом Петропавловск-Камчатский, экипаж самолета сбросил вымпел, зафиксировав таким образом своё пребывание и решил вернуться поближе к цивилизации.

В итоге, покрыв рекордные 9374 км за 56 часов, Чкалов посадил самолет на песчаной отмели острова Удд в заливе Счастья неподалеку от Николаевска-на-Амуре. Это случилось 22 июля 1936 года.


tym52b309b92ed93_1024.jpg
Фото: Экипаж на острове Удд


Местные жители вместе с моряками-пограничниками в самые сжатые сроки построили деревянную взлетную полосу длиной 500 метров, причем в очень непростых условиях. Поверхность острова, как потом вспоминал Георгий Байдуков, представляла собой «глубоченные овраги-блюдца, заполненные водой», а вокруг крупная галька и валуны.

2 августа АНТ-24 поднялся в небо и взял курс на Хабаровск, где героев ждал восторженный прием. Вскоре остров получил новое имя — Чкалов, а потом и еще два ближайших острова сменили нивхские названия на Байдуков и Беляков.

Кстати, уже на острове на борту машины были написаны слова «Сталинский маршрут», которые вошли в историю и попали на все первые полосы газет.

Народный герой


Так летом 1936 года Чкалов и его товарищи стали знаменитыми. В Москве встречал их лично Иосиф Сталин. После этого был торжественный проезд в кабриолетах по заполненным людьми улицам Москвы. Машины осыпали цветами, Чкалов и его товарищи стали народными героями.

«Сталинскому соколу» сразу начали «выправлять» биографию немедленно после возвращения из Хабаровска.
Буквально через несколько дней в «Правде» вышла первая статья самого Чкалова, где его былые художества предстали совершенно в ином виде: мол, он стремился готовиться к реальным воздушным боям, а это невозможно без смелых экспериментов и выхода за ограничения устаревших инструкций.

0_14e4a2_35a00097_XXXL.jpg
Фото: Чкалов с пионерами в Хабаровске. Из архива А.Колесникова

Чкалов стал борцом с рутиной и формализмом, его фокусы подавались как новаторство, проявление патриотизма и истинного народного геройства, а на тех, кто осуждал воздушное хулиганство, стали смотреть с подозрением — уж не вредители ли они?

В следующем 1937 году экипаж в том же составе получил разрешение на перелет в Америку через Северный полюс. Риск был огромным, ведь любая поломка одномоторной машины неизбежно закончилась бы гибелью пилотов. К счастью, все прошло штатно. 8504 км до Ванкувера были преодолены за 63 часа, самолет не сбился с курса, ему удалось избежать обледенения и прочих напастей.

Летчики стали героями мирового масштаба, символами мужества и послами нового социалистического строя.

Былинный богатырь


По возвращении волна славы окончательно накрыла Чкалова. Он располагал к себе харизматичностью, широкой открытой улыбкой, не стеснялся благодарить вождей и лично Сталина, отлично держался на публике.

Биография, аккуратно отредактированная в центральных газетах, превратила его в былинного богатыря со всеми его подвигами и некоторыми перегибами. Богатыри ведь тоже иногда «шалили», но им это прощалось. Многие его прошлые «подвиги» стали легендарными, о них знали все.

Валерий Павлович был избран депутатом Верховного совета СССР, получил звание комбрига. Правительство даже подарило пилоту личный самолет! Говорят, летчик даже осмелился обращаться к Сталину на «ты».
Триумф Чкалова продолжался недолго, чуть больше года. В декабре 1938-го он разбился, испытывая новую машину И-180. По поводу смерти летчика написано и сказано много, выдвигались разные версии — от несчастного случая до преднамеренного убийства по приказу высшего руководства страны. Работали три авторитетные комиссии, несколько человек провели долгие годы за решеткой, потом их оправдали и реабилитировали.

35692_x922.jpg
Фото: Памятник на острове Чкалова

Очевидно, что самолет был сырой, ведь опытная модель только вышла на летные испытания. Известно, что Чкалов сам рвался испытывать новый истребитель, очевидно и то, что он, как всегда, проигнорировал полетное задание: ему было поручено сделать один круг над аэродромом, не убирая шасси, и сесть. Если бы он так и сделал, всё было бы нормально, но Чкалов пошел на второй круг, по более широкой траектории.

Мотор на 25-градусном морозе заглох, а высота была слишком малой, чтобы успеть сманеврировать или выпрыгнуть. Самолет ударился о землю, летчика выбросило из кабины. Его успели довезти до Боткинской больницы, но там он скончался.

А в марте 1941 года, перед самой войной, вышел фильм Калатозова «Валерий Чкалов». Он был основан не столько на реальных фактах, сколько узаконил миф о великом летчике.

При этом знаменитый эпизод с полетом под Троицким мостом на глазах невесты и командира отряда был не вполне мифом — 26 февраля 1930 года летчик действительно пролетел под железнодорожным мостом близ станции Вялка в 225 км от Ленинграда.

Поделиться
Поделиться
Отправить
По теме