После возвращения из Хабаровска Чкалову начали править биографию

После возвращения из Хабаровска Чкалову начали править биографию

02 Февраля 2019 475

После возвращения из Хабаровска Чкалову начали править биографию

02 Февраля 2019 475
Поделиться
Поделиться
Отправить
2 февраля - 115-я годовщина со дня рождения Валерия Чкалова, гениального пилота, который заработал в ВВС два тюремных срока, был изгнан на гражданку, но вскоре вернулся и стал народным героем, сообщает ИА «Хабаровский край сегодня» со ссылкой на «Известия».

Создан для неба


Чкалов родился 2 февраля 1904 года в приволжском селе Василёве, в пролетарской и многодетной, но достаточно обеспеченной семье. Его отец был механиком-котельщиком в казенных мастерских — ремонтировал судовые двигатели.

В 1916-м Валерий закончил Василёвскую начальную школу, после отправился на учебу в Череповецкое техническое училище. Но после революции стало не до учебы, и юноша пошел работать – сначала подручным у отца, потом кочегаром на пароходе.

Тогда-то, по его словам, он впервые увидел пролетающий самолет и навсегда влюбился в авиацию. По протекции Валерия устроили слесарем-сборщиком самолетов в 4-й Канавинский авиапарк.

В 1921 он попадает в летное училище. В Егорьевской школы летчиков оказалось, что он был создан для неба, инстинктивно понимал машину и наслаждался пилотированием.
В июне 1924 года младший военлет Чкалов был направлен для прохождения службы в Ленинградскую Краснознаменную истребительную авиаэскадрилью. Мастеровой из волжской глубинки превратился в летчика-истребителя элитной части.

чкалов с матерью.jpg
Фото: Валерий Чкалов со своей мачехой. 1938 год

Два срока


Двадцатилетний Чкалов пребывал в состоянии эйфории и творил совершенно немыслимые вещи: взлетал поперек аэродрома, летал на сверхнизких высотах и вниз головой, выделывал фигуры высшего пилотажа прямо над городом. Зачастую он позволял себе взлетать нетрезвым.

С одной стороны, его ценили за незаурядный талант, с другой — терпеть его выходки не смогло бы самое снисходительное начальство.

Молодой летчик буквально не вылезал с гауптвахты, но это не помогало. В итоге всего через год Чкалов влип по-настоящему: будучи пьян, он ударил по лицу старшего по званию, собравшегося отстранить его от полетов.
В ноябре 1925 года трибунал осудил Чкалова на год заключения, правда, через четыре с половиной месяца его отпустили и вернули в часть.
Два самолёта в 1938 году столкнулись во время спасения героинь
07 Августа 2018, 15:30 0



Но Чкалов не изменился. Не помогли ни женитьба в 1927 году, ни рождение сына.

В 1927 году к нему пришла первая слава, пока в достаточно узких кругах — Чкалова отправили в столицу на воздушный парад в честь десятилетия революции.

Здесь он проявил себя во всем блеске — его не ограничивали в программе, и летчик не только выдал весь привычный набор фигур, но и добавил несколько лично изобретенных эксклюзивных номеров.

Есть фото, где счастливый Чкалов стоит рядом с Семеном Буденным, Климентом Ворошиловым и начальником ВВС Яковом Алкснисом после этого парада. В тот день он написал жене: «Раньше меня за это на гауптвахту сажали, а теперь премию дали».
В 1928 году Чкалова перевели в Брянск. Буквально за несколько месяцев он разбил два самолета. В обоих случаях налицо было вопиющее нарушение летного задания. Снова трибунал, снова год военной тюрьмы и окончательный вердикт: увольнение из армии. Так в 25 лет будущий народный герой фактически оказался у разбитого корыта.

чкалов с семьей.jpg
Фото: Чкалов с семьей после прихода всемирной славы

Остров счастья

После досрочного освобождения Чкалов устроился инструктором в ОСОАВИАХИМ, где вел кружок планеристов — «раньше летал, теперь долетываю», говорил он друзьям.

Но о Чкалове не забыли. Старшие товарищи (прежде всего Алкснис и Ворошилов) нашли ему работу, которая полностью соответствовала его характеру — Чкалов стал испытывать самолеты. В конце 1930 года его восстановили в армии, вернули звание и зачислили в штат НИИ ВВС РККА.
Здесь отчаянная смелость, природный летный талант и удивительное чувство машины Чкалова пришлись как раз кстати.

Важной вехой стала встреча с авиаконструктором Николаем Поликарповым.

Незадолго перед этим Поликарпова без суда приговорили к смертной казни «участии в контрреволюционной вредительской организации», но, поскольку стране нужны были самолеты, приговор не привели в исполнение и отправили Николая Николаевича на работу в одну из первых «шарашек», ЦКБ-39.

Впрочем, там ему снова вынесли приговор (на сей раз Коллегией ОГПУ): 10 лет лагерей за «шпионаж и подрыв промышленности»; однако уже в июне 1931 года, спустя два с половиной месяца, наказание было заменено на условное. Создатель лучших в стране истребителей и выдающийся пилот буквально нашли друг друга.

  Чкалов участвовал в доводке машин Поликарпова И-5, И-11, И-15 и И-16, демонстрировал их перед руководителями страны.


Без имени-6.jpg
Фото: Истребитель И-16


В мае 1935 года после представления моноплана И-16 Поликарпов и Чкалов были награждены орденами Ленина, а пилоту Серго Орджоникидзе еще и легковой автомобиль подарил.

Тогда же состоялась первая личная встреча летчика со Сталиным.
В том же году осенью товарищ Чкалова Георгий Байдуков предложил ему принять участие в рекордном беспосадочном перелете в Америку на самолете АНТ-25. Чкалов долго отказывался, поскольку это дело совершенно не вязалось с его любовью к авиационным трюкам и высшему пилотажу, но Байдуков его уговорил.

Руководство страны проявило осторожность и для начала новому экипажу предложили совершить перелет Москва–Камчатка.

Пролетая над городом Петропавловск-Камчатский, экипаж самолета сбросил вымпел, зафиксировав таким образом своё пребывание и решил вернуться поближе к цивилизации.

В итоге, покрыв рекордные 9374 км за 56 часов, Чкалов посадил самолет на песчаной отмели острова Удд в заливе Счастья неподалеку от Николаевска-на-Амуре. Это случилось 22 июля 1936 года.


tym52b309b92ed93_1024.jpg
Фото: Экипаж на острове Удд


Местные жители вместе с моряками-пограничниками в самые сжатые сроки построили деревянную взлетную полосу длиной 500 метров, причем в очень непростых условиях. Поверхность острова, как потом вспоминал Георгий Байдуков, представляла собой «глубоченные овраги-блюдца, заполненные водой», а вокруг крупная галька и валуны.

2 августа АНТ-24 поднялся в небо и взял курс на Хабаровск, где героев ждал восторженный прием. Вскоре остров получил новое имя — Чкалов, а потом и еще два ближайших острова сменили нивхские названия на Байдуков и Беляков.

Кстати, уже на острове на борту машины были написаны слова «Сталинский маршрут», которые вошли в историю и попали на все первые полосы газет.

Народный герой


Так летом 1936 года Чкалов и его товарищи стали знаменитыми. В Москве встречал их лично Иосиф Сталин. После этого был торжественный проезд в кабриолетах по заполненным людьми улицам Москвы. Машины осыпали цветами, Чкалов и его товарищи стали народными героями.

«Сталинскому соколу» сразу начали «выправлять» биографию немедленно после возвращения из Хабаровска.
Буквально через несколько дней в «Правде» вышла первая статья самого Чкалова, где его былые художества предстали совершенно в ином виде: мол, он стремился готовиться к реальным воздушным боям, а это невозможно без смелых экспериментов и выхода за ограничения устаревших инструкций.

0_14e4a2_35a00097_XXXL.jpg
Фото: Чкалов с пионерами в Хабаровске. Из архива А.Колесникова

Чкалов стал борцом с рутиной и формализмом, его фокусы подавались как новаторство, проявление патриотизма и истинного народного геройства, а на тех, кто осуждал воздушное хулиганство, стали смотреть с подозрением — уж не вредители ли они?

В следующем 1937 году экипаж в том же составе получил разрешение на перелет в Америку через Северный полюс. Риск был огромным, ведь любая поломка одномоторной машины неизбежно закончилась бы гибелью пилотов. К счастью, все прошло штатно. 8504 км до Ванкувера были преодолены за 63 часа, самолет не сбился с курса, ему удалось избежать обледенения и прочих напастей.

Летчики стали героями мирового масштаба, символами мужества и послами нового социалистического строя.

Былинный богатырь


По возвращении волна славы окончательно накрыла Чкалова. Он располагал к себе харизматичностью, широкой открытой улыбкой, не стеснялся благодарить вождей и лично Сталина, отлично держался на публике.

Биография, аккуратно отредактированная в центральных газетах, превратила его в былинного богатыря со всеми его подвигами и некоторыми перегибами. Богатыри ведь тоже иногда «шалили», но им это прощалось. Многие его прошлые «подвиги» стали легендарными, о них знали все.

Валерий Павлович был избран депутатом Верховного совета СССР, получил звание комбрига. Правительство даже подарило пилоту личный самолет! Говорят, летчик даже осмелился обращаться к Сталину на «ты».
Триумф Чкалова продолжался недолго, чуть больше года. В декабре 1938-го он разбился, испытывая новую машину И-180. По поводу смерти летчика написано и сказано много, выдвигались разные версии — от несчастного случая до преднамеренного убийства по приказу высшего руководства страны. Работали три авторитетные комиссии, несколько человек провели долгие годы за решеткой, потом их оправдали и реабилитировали.

35692_x922.jpg
Фото: Памятник на острове Чкалова

Очевидно, что самолет был сырой, ведь опытная модель только вышла на летные испытания. Известно, что Чкалов сам рвался испытывать новый истребитель, очевидно и то, что он, как всегда, проигнорировал полетное задание: ему было поручено сделать один круг над аэродромом, не убирая шасси, и сесть. Если бы он так и сделал, всё было бы нормально, но Чкалов пошел на второй круг, по более широкой траектории.

Мотор на 25-градусном морозе заглох, а высота была слишком малой, чтобы успеть сманеврировать или выпрыгнуть. Самолет ударился о землю, летчика выбросило из кабины. Его успели довезти до Боткинской больницы, но там он скончался.

А в марте 1941 года, перед самой войной, вышел фильм Калатозова «Валерий Чкалов». Он был основан не столько на реальных фактах, сколько узаконил миф о великом летчике.

При этом знаменитый эпизод с полетом под Троицким мостом на глазах невесты и командира отряда был не вполне мифом — 26 февраля 1930 года летчик действительно пролетел под железнодорожным мостом близ станции Вялка в 225 км от Ленинграда.

На эту же тему:
Как праздновали Новый год по восточному календарю 110 лет назад
05 Февраля 2019
Уникальные записи в 1930-х годах сделала основатель письменности нанайцев
04 Февраля 2019
Награда полуторавековой давности пополнила коллекцию музея в Охотске
22 Января 2019
Первый номер «Приамурских ведомостей» вышел в январе 1894 года
10 Января 2019
Поделиться
Поделиться
Отправить
Отправить новость в редакцию




CAPTCHA
Комментарии:
Авторизуйтесь на сайте через социальную сеть для возможности комментирования. Авторизуясь, вы соглашаетесь с обработкой персональных данных.

Другие новости рубрики:
Хабаровские учёные предупреждают о новых супероползнях
0 20.02.2019 20:50:00
Законопроект, разработанный в Совете Федерации, получил поддержку Минздрава
0 20.02.2019 16:30:00
Такое продолжительное тепло последний раз отмечалось в 1997 году
0 20.02.2019 15:00:00
Ранний выход косолапых зоосада Приамурский из спячки - ещё не показатель
0 20.02.2019 14:30:00
Общество 20.02.2019 14:00:00
Рабочие уже убирают фигуры в парке «Динамо»
20 Февраля 2019 0
Общество 20.02.2019 13:30:00
В городе собираются решить проблему закрытых кладбищ
20 Февраля 2019 0
Общество 20.02.2019 11:30:00
Они ели в основном оленей
20 Февраля 2019 0
Общество 20.02.2019 10:30:00
Евгений Костенко рассказал, что есть магия для фокусника
20 Февраля 2019 0
Общество 19.02.2019 17:30:00
Инициатором бессрочной акции выступила Дальневосточная ассоциация перевозчиков такси

19 Февраля 2019 0
Общество 19.02.2019 14:30:00
Такой знак могут получить люди, которые безвозмездно сдали кровь 40 и более раз
19 Февраля 2019 0
Общество 19.02.2019 13:00:00
В зоосаде «Приамурском» остаётся интригой, есть ли у пары хищников-рекордсменов приплод
19 Февраля 2019 0
Общество 19.02.2019 12:30:00
В 2018 году регион улучшил свои показатели и обогнал Магадан
19 Февраля 2019 0

Подписка

Доставка новостей на эл. почту
без спама и рекламы
© 2019 Хабаровский край сегодня
Сайт разработан в RASA

Сетевое издание «Информационное агентство «Хабаровский край сегодня». Номер свидетельства ЭЛ №ФС 77-68538 от 31.01.2017, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Учредитель: АНО ЦПСИ «Открытый регион», 680000, Хабаровск, ул. Дзержинского, д. 56, Главный редактор: Оксана Алексеевна Добротворская, электронный адрес: hks@todaykhv.ru

Данный сайт содержит информационную продукцию категории 16+. При перепечатке либо ином использовании текстовых материалов с настоящего сайта гиперссылка на источник обязательна. Фотографии, видеоматериалы, иные иллюстрации могут быть использованы только с письменного согласия автора (правообладателя) и с обязательным указанием имени автора и источника заимствования.