Об этом говорится в постановлении пленума Верховного суда РФ. Верховный суд РФ дал разъяснения по поводу привлечения к ответственности лиц, которые приобрели шпионские устройства для бытового использования.
- Не могут быть квалифицированы по статье 138.1 УК РФ действия лица, которое приобрело предназначенное для негласного получения информации устройство с намерением использовать, например, в целях обеспечения личной безопасности, безопасности членов семьи, в том числе детей, сохранности имущества или в целях слежения за животными и не предполагало применять его в качестве средства посягательства на конституционные права граждан, — говорится в постановлении ВС России.
Кроме того, в ВС отмечают, что необходимо «исключить случаи необоснованного привлечения к уголовной ответственности», если человек не знал об истинном предназначении устройства.
- Само по себе участие в незаконном обороте специальных технических средств не может свидетельствовать о виновности лица в совершении преступления, предусмотренного статьёй 138.1 УК РФ, если его умысел не был направлен на приобретение и (или) сбыт именно таких средств (например, лицо посредством общедоступного интернет-ресурса приобрело специальное техсредство, рекламируемое как устройство бытового назначения, добросовестно заблуждаясь относительно его фактического предназначения), — подчёркивается в документе.
Наряду с этим указывается, что те или иные устройства (смартфоны, диктофоны, видеорегистраторы и другие) могут быть признаны спецсредствами «при условии, если им преднамеренно путём технической доработки, программирования или иным способом приданы новые качества и свойства, позволяющие с их помощью негласно получать информацию».
- В случаях, когда для установления принадлежности технического устройства к числу средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации, требуются специальные знания, суд должен располагать соответствующими заключениями специалиста или эксперта», — пояснили в ВС РФ.
Поводом для разъяснения послужили резонансные случаи. Например, Следком обвинил курганского фермера обороте шпионских устройств, когда тот купил GPS-трекер для своего телёнка. Были и уголовные дела в отношении россиян, которые приобретали в Китае очки с видеокамерой.