Журналист или архитектор?
Николай Крадин родился в большой семье простого рабочего и домохозяйки в Хабаровске. Семеро детей! Но детство его прошло в соседней Волочаевке. Хотя с городом знаком был сызмальства. И помогла в этом … ягода.
- Мать таскала меня по голубику. Старшие братья в Комсомольск на заработки уехали. А мы наберём ведра три ягоды и едем продавать её в город. От вокзала проходили к рынку. Тогда ещё и бульваров не было. Лишь овраги да старинные деревянные дома. В память тогда запали именно они, - вспоминает Николай Петрович.
К восьмому классу Николай почти определился со своим будущим путём. Говорит, выбирал между архитектурой и журналистикой. Писать получалось неплохо. Заметки семиклассника публиковали даже в областной газете ЕАО. Но всё же выбрал Крадин путь архитектора.
- Почему? Сколько профессий отмирает, новые появляются. А архитектура – вечная специальность. Сколько человечество проживёт, столько и будет что-то строить.
Потом были учёба в Биробиджанском педучилище, работа учителем рисования и черчения в сельской школе в Бурятии, служба в армии. Только после этого детская мечта осуществилась. Поступил в Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина при Академии художеств. Помнит своё первое открытие, когда его с группой студентов отправили в экспедицию в Сибирь на поиски старинного русского острога.
- До Тюмени добирались на поезде, потом на перекладных по тайге. Охотников местных опрашивали и нашли две деревянные башни, которые остались там от русской крепости рубежа XVII – XVIII веков. Обмерили всё, зафиксировали.
Это открытие в сибирской тайге впоследствии надолго станет главным научным интересом архитектора и темой диссертации.
Стиль «баракко»
Ленинград, конечно же, был идеальным местом для изучения архитектуры, признаётся Николай Петрович. Но в начале 70-х годов дипломированный специалист возвращается в Хабаровск.
ЭксклюзивКультура
В музее истории города выставили фото «живых» и «мёртвых» памятников архитектуры
08 декабря 2018, 15:00 0
- Конечно, Петербург - город исторический. Архитектура разных времён, разных стилей. А здесь, в Хабаровске, - стиль «баракко», - смеется Николай Крадин. - Тогда весь город был в деревянных двухэтажных бараках. Но всё-таки родина!
В Хабаровске молодого специалиста с ленинградским дипломом пригласили на работу в Дальневосточный филиал ВНИИ технической эстетики. Выдали квартиру в «хрущёвке» в Южном микрорайоне. Ему с женой и двумя детьми это было как раз кстати. Три года Николай Петрович в должности главного архитектора занимался разработкой интерьеров.
Затем ректор политеха позвал его на преподавательскую работу, чем профессор Крадин занимается до сих пор на кафедре архитектуры. Параллельно Николай Петрович, вступив в общество охраны памятников, занялся сохранением уже в то время уходящего в небытие деревянного зодчества Хабаровска.
- Деревянное зодчество – это интереснейший пласт нашей городской истории. Сейчас, к сожалению, это всё практически всё сегодня уничтожено.
Открытие «русской Атлантиды»
В Хабаровске Крадин является разработчиком уникального проекта по восстановлению исторического облика храма Святителя Иннокентия. Церковь в 90-е годы один в один воссоздал по фотографии. Этот опыт возрождения старинных зданий оказался очень востребован в …Китае.
- Китайский предприниматель Хуан Цзусян предложил мне воссоздать первый деревянный Свято-Николаевский собор Харбина. Его воздвигли на главной площади только что построенного на КВЖД русского города в 1901 году. Но во время «культурной революции» в 60-е годы хунвейбины его сожгли. Я его по фотографиям и рисунку фасада несколько лет воссоздавал в загородном парке «Волга». Как-то ректор нашего университета Сергей Иванченко гостил там. Хозяин Хуан Цзусян провёл его в алтарную часть храма (церковь не является действующей), и там он увидел три портрета: на двух были изображены архитектор Подлевский и инженер Левтеев, которые строили первый храм Харбина, а третий – мой.
В Китае Николай Крадин поднял целый исторический пласт. Месяцы провёл в архивах Хабаровска, Харбина и Шанхая, изучая подшивки эмигрантских газет. Из-под его пера вышли десятки статей и полноценных книг об истории «русской Атлантиды» в Поднебесной.
- Сейчас завершаю новую книгу о русских художниках-эмигрантах в Китае. Нашёл почти 300 фамилий художников, которые оказались в эмиграции в Поднебесной, много их картин, описаний судеб.
Непоправимые ошибки
Еще более колоссальный вклад Николай Крадин внёс в изучение истории архитектуры родного Хабаровска. Его книгу «Старый Хабаровск» даже дважды переводили на китайский язык. Его работы стали настольными пособиями для студентов-историков, краеведов и всех интересующихся прошлым краевой столицы. Только автор грустно признаёт, что целостный архитектурный образ Хабаровска навсегда остался лишь в книгах.
- Сейчас Хабаровск застраивается без какой-либо идеи. Я это называю безнравственным бизнесом. Сносят историю, строят непонятно что и непонятно для кого. Как только лёд на Амуре окрепнет, пройдитесь на тот берег и посмотрите на панораму города. На передний план вышли огромные высотки. А должно быть, как при групповом фотографировании: вперёд становятся те, кто пониже, а самые высокие - на заднем плане. А в хабаровской архитектуре всё наоборот. Я делал снимки панорамы нашего города с начала 2000-х годов. И с каждым годом она становилась хуже и хуже. И исправить это уже нельзя.