Главное
Общество, 10 октября, 16:00

С детсада до пенсии на дедовском меню

Представитель легендарной цирковой династии рассказал как работать со зверями

С детсада до пенсии на дедовском меню

В Хабаровске гастролирует «Цирк зверей». Виртуозное мастерство, изящество и ловкость четырёхлапых акробатов поражают. Представитель легендарной цирковой династии Филатовых рассказал ИА «Хабаровский край сегодня» как сейчас воспитываются цирковые артисты.

Пресыщенные Таиландом

Династия Филатовых – Клыковых ведёт свою историю с 1836 года. Уже больше 180 лет её представители выводят на арену усатых и когтистых. По наследству передают секреты дрессуры и ухода за животными, а среди них кого только нет. Сегодня у Филатовых трудятся леопарды, медведи, попугаи, обезьяны, змеи, лошади, собаки… Но, как отмечает представитель династии Михаил Клыков, сейчас публику просто зверями не удивишь.

– Раньше достаточно было привезти крокодила или попугая, и публика шла, чтобы посмотреть на них. А сейчас люди знают всё, видели всех. Отмахиваются от тех же обезьян, мол, – в Таиланде они по улицам ходят, – смеётся собеседник. – Поэтому и тенденции меняются – теперь важен номер, то, как ты его делаешь. Например, выступаешь с хищниками без ограждений.

За партой – львята

Воспитываются цирковые артисты так же, как и люди: сначала «детский сад», затем «школа», «институт», а уже потом работа.

– Малыша мы холим, лелеем, затем он подрастает и приходит время чему-то учиться – школьная пора. Дети учатся читать и писать, а зверята – основным командам: «сесть», «встать» и тому подобным. И по мере того, как ему задаётся определённый набор вещей, которые он может делать, наблюдаем за ним. Например, видим, что питомец хорошо прыгает. Почему бы не дать ему скакалку? И вот он прыгает уже через неё и ему это нравится, – объясняет Клыков. – Животные ведь могут выполнять то, о чём мы и не подозревали. Например, строение тела медведей позволяет им быть отличными канатоходцами. Главное - увидеть способности питомца и развивать их.

После «выпускного», освоив все нужные навыки, звери выходят на работу – на арену. А годы спустя, опять же, как и люди, выходят на пенсию.




Пенсионная ревность

Кстати, вопреки мнению о том, что век цирковых животных короток, собеседник говорит об их долголетии. Бывает, артисты живут на десятки лет дольше, чем их собратья на воле. А почему бы и нет? О здоровье заботятся, питание регулярное, сбалансированное.

– Сам бы так ел, – улыбается дрессировщик. – Каждую неделю приезжает целая машина продуктов, а в ней настоящий продуктовый базар: разнообразные фрукты и овощи, мясо всех сортов. Для всех наших зверей разработан специальный рацион. Меню, к слову, составляли ещё деды.

Для «старичков» выделяется отдельный просторный вольер, но общение с ними и игры не прекращаются. «Пенсионеры», бывает, выходят и на арену. Пусть трюки для них облегчают, но с цирком они до последнего вздоха.

– Никто не заставляет животных выступать – они уже сами не могут жить без этого. Даже нервничают. Представьте: вы годами по пути на одну и ту же работу брали один и тот же кофе. Даже если кофейню вдруг закрыли, вы испытаете дискомфорт, не говоря уже о том, что закрыли работу. Так же и у зверей, – высказывает предположение Михаил Клыков. – А ещё, думаю, тут имеет место ревность – как же так, перестать выступать и потерять внимание хозяина.

Медведи на шоссе и в туалете

Со зверями не соскучишься: каждый день что-то новое. Но некоторые истории «летопись» династии Филатовых хранит особо. Например, о медведице–водителе, артистке медвежьего цирка Валентина Филатова. Будучи на гастролях в Германии, косолапая во время репетиции выехала на мотоцикле за пределы арены и, миновав ворота цирка, поехала по шоссе. Уходили мишки прогуляться и на памяти Михаила.

Будучи ещё «школьницей», одна из медведиц убежала с арены в туалет, где в это время находился мужчина. Он открыл дверь кабинки, увидел гостью и закрылся обратно. Так они и сидели по разные стороны двери, пока не пришли дрессировщики.

– Опасных моментов возникает много, особенно в общении с хищниками. Было дело, когда Юлия Филатова подверглась нападению во время работы с леопардами. Один из них схватил её за парик, завязалась потасовка, после которой потребовалось наложить швы, – вспоминает дрессировщик. – Взгляните на мои руки – они тоже в шрамах после работы с обезьянами и молодняком. Но не знаю, опасность ли это или уже просто быт?

1.JPG

Гляделки с приматом

В вольере, мимо которого проходим, - дикие кошки. Ластятся к дрессировщику, будто домашние мурлыки. Он к ним ласково обращается, хвалит.

– Часто с животными говорите? – вмешиваюсь в их «беседу».

И получаю удивленный взгляд:

– А как же? Общаемся с каждым, как с человеком, – по-моему, с ними иначе и нельзя. Животные ведь всё понимают. Вот леопард гоняется за шваброй во время уборки, на что ты его шутливо журишь. А как разыгрался, надо дать знать голосом строже, чтобы зверь уяснил границы дозволенного: играть можно, а кусать запрещено. А если начать говорить с животными, применяя уменьшительно-ласкательные формы слов, они тают, пузико подставляют, чтобы почесали. Звери ведь чувствуют интонацию и энергетику.

Общаться нужно постоянно, чтобы четвероногий напарник хорошо знал голос. И, конечно, для питомца нужно стать авторитетом, чтобы он принимал правила игры дрессировщика. Но и тут к каждому нужен свой подход.

– На кого-то забота и ласка не особо действуют. Например, на обезьян, они кроме драки ничего не знают. В их воспитании есть своя фишка – нужно смотреть глаза в глаза, этакая игра в гляделки. Если ты смог пересмотреть примата, он отвернётся и покажет спину: значит, доверяет и подчиняется, – подытожил Михаил Клыков.

Поделиться
Поделиться
Отправить
По теме