Главное
Общество, 11 мая, 09:30

Мне бы в небо – в Хабаровском крае летают только богатые

Вся летная подготовка держится только на советском наследии
Мне бы в небо – в Хабаровском крае летают только богатые
Фото: ИА Хабаровский край сегодня
15 мая в Хабаровске ждут председателя ДОСААФ России генерал-полковника Александра Колмакова. Предполагается, что глава когда-то мощной организации по подготовке молодёжи к армии обсудит с властями региона очередную попытку реанимировать структуру. В дальневосточной федерации самолётного спорта осторожно надеются, что в школах ДОСААФ снова будут учить на пилотов — как это было раньше.

Мне бы в небо


На аэродроме Калинка в пригороде Хабаровска готовятся к знаковому событию: впервые с советских времён команда из четырёх хабаровчан выступит на Чемпионате России по самолётному спорту. Для решения этой супер-задачи приглашены самые крутые на сегодняшний день пилоты-инструкторы страны, пермяки Владимир Котельников и Михаил Безденежных. Люди с высшими судейскими категориями, члены сборной России, сейчас заканчивают шлифовку умений и навыков парней из Хабаровска. К этой цели аэроклуб последовательно шёл последние пять лет.
- Мы долго об этом мечтали и надеемся, что наша команда выступит и займёт призовое место, - рассказывает чемпион мира по высшему пилотажу на самолетах Як-52 и президент дальневосточной федерации самолётного спорта России Игорь Турик. - Крайний раз это было в 88-ом или 89-ом году, когда аэроклуб ещё работал в системе ДОСААФ. В Москве Хабаровский край знают только по моему имени, а если мы привезём и покажем полноценную команду — будут рады все. Научить человека летать, посадить его в самолёт, это просто. К спорту другие требования, должна быть определённая подготовка, физическая, профессиональная и психологическая.

Региональных федераций самолётного спорта во всей стране сейчас всего 12, но не каждая может себе позволить подготовить и представить на соревнования сборную из местных лётчиков. Этот вид сейчас развивается только за счёт частных инвестиций. В прошлом сезоне появилась новая команда из Сургута, серьёзный коммерсант — он же пилот-любитель и владелец аэродрома — готовил свою молодёжь восемь лет.
- От простого к сложному, пока ребят готовлю к выполнению базовых элементов, - говорит Владимир Котельников. - Программа для начинающих: «переворот», «петля», «горизонтальная бочка», на уровне третьей лиги. Проверим на местных соревнованиях, потом в Подмосковье, в октябре на открытом Чемпионате Белоруссии выступим. Пройдут хабаровчане этот уровень, на следующий год буду готовить их уже ко второй, с более сложными элементами. Откуда берутся курсанты? Человек пришёл и сказал: «Я хочу летать и у меня есть деньги».
aecc0a7b9bf703fd3d7d03550c09f0cc.jpg

Полёты за свой счёт


Одного желания не хватит — обучение платное и стоит примерно как подержанный внедорожник. На Калинке сейчас занимаются 30 человек, все прошли местную школу, но спортивными полётами заинтересовались всего 10 — уже из них по физическим параметрам и таланту отбирались потенциальные члены команды. Сначала на простейших «Сьеррах», потом на более серьёзных Як-52 и уже с элементами высшего пилотажа. Стоимость лётного часа около 15 тысяч рублей, за год таких обычно 25-30 часов, всё оплачивается из собственного кармана — даже призовые за титул Чемпиона Европы или мира этих расходов не оправдают.

- Ещё год-два и в сборной России останутся только те, кто может позволить себе заплатить за подготовку и участие в международных соревнованиях, - говорит Игорь Турик. - Самолёты далеко не новые, спасибо нашим отцам, которые сделали их с таким запасом ресурса, что мы можем их до сих пор эксплуатировать. В советское время их бы давно списали, а нам их хватит ещё лет на семь-десять. Як-52 - лучшая «парта», чтобы научить человека высшему пилотажу. Готовят им на замену новый Як-152, но он хуже, к сожалению.
В концепции работы ДОСААФ советского времени, помимо военно-патриотической работы, был пункт о профессиональной подготовке кадров для Минобороны. В школах организации из молодёжи допризывного возраста тысячами готовили лётчиков, авиатехников, парашютистов, водолазов и радистов. Как вспоминает Игорь Турик, в 1984 году он попал в экспериментальный набор, когда самолёты Як-52 пошли в ДОСААФ массовым потоком. Был выпущен серьёзный авиапарк, порядка 2500 машин, по всей стране были аэроклубы, в том числе в Хабаровске.
- Я после 8-го класса, из ПТУ, прошёл медкомиссию и пришёл в клуб, совершенно бесплатно, - говорит лётчик. - Нас набрали 28 человек, дали двухгодичную программу подготовки, полгода теории по вечерам, четыре часа по четыре дня в неделю — и на аэродром, на казарменное положение, почти как пионерский лагерь. Сейчас это рассказываешь молодёжи, им завидно. Отсеивалась одна пятая, но в военные училища приходили уже с опытом, я в 18 лет уже летал на боевом.

57619_x922.jpg

Начинать с простейшего


Заканчивается наследство, оставшееся от мощного Добровольного общества содействия армии и флоту времён СССР. Сокращены и перестали работать училища по подготовке авиационных кадров и по другим профессиям, остатки держатся только на энтузиастах, способных самостоятельно оплатить подготовку. Исчезла чёткая и ясная линия по воспитанию специалистов: от кружков авиамоделистов, где школьники получали первые знания по аэродинамике, через ДОСААФ в большую авиацию и спорт.
- Всё, что давали 30 лет назад в этих школах, востребовано до сих пор, - говорит Игорь Турик. - Основатель ДОСААФ Кожедуб не зря говорил: «Не будем готовить молодёжь, не будет перспектив». В светлое и хорошее будущее пока не верится, что-то сейчас делается только благодаря среднему звену, зачастую вопреки запретам из Москвы на тренировки — из-за того, что в Центральный совет ДОСААФ не заплатил за самолёты. Многие устают бороться с ветряными мельницами и уходят на отдых, но кто займётся молодёжью, если не мы? Компьютерные тренажёры никогда не смогут дать человеку реального опыта полётов. Раньше молодой лётчик садился вторым пилотом на Ан-2 и занимался опылением полей. Работа несложная, но люди понимали: что такое самолёт, как им управлять на малых высотах и скоростях. Никакой тренажёр такого опыта не даст, никогда и ни за какое затраченное на него время.

Фанаты полётов, как им и положено, щедро делятся опытом — но к сожалению, пока только с теми, кто может уроки оплатить. За свой счёт аэроклуб отреставрировал легендарный самолёт По-2 времён Великой Отечественной войны, использовав часть оригинальных деталей. Деревянный «Небесный тихоход» сейчас находится в Москве, где готовится стать героем художественного фильма.
- Через полтора года после начала реставрации подняли его в воздух и полгода ещё доводили, - рассказывает Игорь Турик. - Думали, станет первым экспонатом летающего музея, но идею пришлось отложить, как и многие другие. Истребитель «Ла-9» начали строить, восстановили утерянную в архивах конструкторскую документацию, написали программу для станков авиазавода в Арсеньеве, сделали оснастку на 5 машин и пока на этом всё закончилось. На все требуются деньги, а их нет.

Видео: @diana.romanovna27

Акцию памяти героев-лётчиков Великой Отечественной войны хабаровский аэроклуб 9 мая 2018 года провёл во второй раз. «Эскадрилья Героев» из 12 лёгких машин с портретами фронтовиков на бортах в День Победы прошла над Амуром и вернулась на базу.

После разговора по душам с Игорем Туриком стало ясно, почему никто в России её не смог повторить, несмотря на огромное желание. Боевые самолёты-невидимки, выпускаемые в Комсомольске-на-Амуре, в скором времени могут остаться без подготовленных пилотов: недавно право обучать курсантов потеряла последняя авиашкола из бывшего ДОСААФ.

По теме