Преподаватели в Хабаровском крае после перехода на систему эффективного контракта смогли ощутить существенный рост заработной платы.
Просто теперь надо много работать
Новая схема начисления подталкивает профессорско-преподавательский состав вузов не только читать лекции и вести семинары у студентов, но и активнее заниматься наукой, синтезировать новые знания.
Об этом ИА «Хабаровский край сегодня» рассказал доцент кафедры автоматики и системотехники Тихоокеанского государственного университета, кандидат технических наук Евгений Шеленок.
Фронт работы, конечно, немного увеличился. Помимо своих непосредственных обязанностей – обучения студентов – нужно заниматься саморазвитием, наукой, нужно синтезировать новые знания, подходы и методы научных исследований. Чтобы добиться увеличения дохода, сейчас просто необходимо писать научные статьи, заявляться на различные гранты. Они идут сверх заработной платы, которую обеспечивает вуз. Это дополнительный стимул для жизни и работы.
Я занимаюсь синтезом регуляторов для сложных динамических систем. За последний год вместе с моим научным консультантом мы вывели очень много алгоритмов, которые дают очень высокую производительность, но при этом я не считаю, что я что-то такое кардинально новое придумал…
По словам ректора Тихоокеанского государственного университета Сергея Иванченко, росту зарплат профессорско-преподавательского состава этого вуза способствовали «майские указы» Президента России Владимира Путина.
За период их действия средний заработок по ТОГУ вырос с 40 629,9 рублей в 2012 году до 62 469,8 рублей в 2017 году.
Кроме того, 83% преподавателей, выполнивших показатели эффективного контракта, имеют стимулирующие надбавки в размере от 11,7 тыс. руб. до 81,2 тыс. руб. Средний размер этой надбавки у доцента составляет 20,2 тыс. руб. То есть, среднестатистический доцент, кандидат наук имеет среднемесячный доход 62,4 тыс. руб.
Было бы желание
На взгляд министра образования Хабаровского края Аллы Кузнецовой, далеко не все преподаватели воспринимают перемены, происходящие в сфере образования. Не все понимают, например, что от вузов теперь требуют не только передавать студентам уже имеющиеся знания, но и генерировать новые.
При этом она объяснила, что зарплаты в школах и учреждениях дополнительного образования выстраиваются несколько по иной схеме, чем в вузах, но схожесть в том, что целью системы оплаты является необходимость простимулировать высокое качество и профессиональный рост педагогов.
Поэтому, по ее словам, разница в доходах профессионалов-лидеров и педагогов, просто соответствующих занимаемой должности, может составлять и более 30%:
Работающая учителем английского языка 17 лет педагог из хабаровской средней школы № 12 Ольга Богачёва считает действующую в регионе систему оплаты труда работников сферы образования справедливой.
- Наши зарплаты за последние пять лет несомненно выросли. Стоит отметить, что её величина зависит напрямую от результатов деятельности учителя, - уверена Ольга Богачёва. - Учителя с одинаковой нагрузкой по факту могут иметь разную зарплату – её сумма зависит от квалификационной категории и заинтересованности в результатах. Например, я прошла путь от молодого специалиста до учителя высшей категории всего за пять лет. Соответственно выросла и зарплата. Кстати, доплата за высшую квалификационную категорию у нас в крае составляет 75 %, это очень существенно.
Справка
За пять лет действия «майских указов» средняя зарплата педагогов в Хабаровском крае выросла от полутора раз в общеобразовательных школах (39 910 рублей по краю) до 2,1 раз в сфере дополнительного образования (38 077 рублей по краю). Благодаря северным надбавкам больше всего получают педагоги Охотского района (от 46 801 рублей в месяц в дошкольных учреждениях до 61 906 рублей в школах).
Кроме того, молодые педагоги в Хабаровском крае могут рассчитывать на выплату единовременного пособия в размере четырех должностных окладов при поступлении на работу впервые. В течение трёх лет для них действует повышающий коэффициент в размере 35 % ставки заработной платы.
Те педагоги, кто решится устроиться в учреждения социальной сферы, имеющие наиболее острую кадровую потребность и расположенные в отдаленных и труднодоступных муниципальных районах края, после трёх лет работы по контракту имеют право получить из краевого бюджета сберегательный капитал в размере 50 минимальных окладов по занимаемой должности.