Не всё так просто, как нам хотелось бы - Владимир Путин

Сегодня во Владивостоке в рамках Восточного экономического форума (ВЭФ) прошло заседание Президиума Государственного совета Российской Федерации по вопросу «О комплексном развитии регионов Дальнего Востока». Совещание проводит президент РФ Владимир Путин, с основным докладом выступил губернатор Хабаровского края Вячеслав Шпорт.

Как ранее сообщало ИА «Хабаровский край сегодня», в период подготовки доклада рабочей группе, которую возглавлял глава региона, поступило более 350 предложений на тему того, какие меры надо еще принять для дальнейшего развития Дальнего Востока. Работа над окончательными формулировками доклада велась вплоть до последних дней.

- Уважаемые коллеги, добрый день, - сказал глава государства, открывая мероприятие, - президиум Госсовета проходит сегодня на площадке Восточного экономического форума. Тема нашего заседания – комплексное развитие территории Дальнего Востока, создание условий для достижения в каждом его регионе уже к середине следующего десятилетия качественных, очевидных для всех изменений. Мы приняли решение о масштабном, новом и прогрессивном обновлении и освоении Дальнего Востока.

Понятно, что за прошедшие несколько лет невозможно было кардинально переломить отставания, накопленные десятилетиями. И, откровенно говоря, когда я смотрю на то, что делается, иногда возникает такое чувство, что совсем мало, что делается, потому что хочется быстрее, хочется работать эффективнее – хочется, чтобы все мы работали эффективнее. Но я понимаю, что всё, что мы делаем, – это вещи длительного цикла исполнения, поэтому всё не так просто и не так быстро, как нам хотелось бы. Но, конечно, есть и позитивные изменения, сделано в целом немало.

Мы уже научились привлекать на Дальний Восток инвестиции, и эта работа, безусловно, будет продолжаться. Сейчас на первый план выходит задача повышения уровня жизни людей. Он должен не только достичь среднероссийского, а в перспективе и как можно быстрее превысить этот уровень. Очень важно добиваться таких позитивных перемен, которые реально почувствуют люди, живущие в дальневосточных регионах.

Напомню также и о принятом решении выделять так называемые дальневосточные разделы в ключевых программах. Я посмотрел отчет об исполнении этого решения, своего рода, рейтинг госпрограмм в интересах Дальнего Востока. Надо прямо сказать, по ряду направлений картина, не хочется говорить удручающая, но, мягко говоря, скромная.

 О чем идет речь? Кто составляет программы-то? Отраслевые министерства и ведомства. И вместо того чтобы там выделять, как я и просил, дальневосточные направления, или вообще нет, или это представлено только чисто символически. Послушайте, я хочу обратиться к своим коллегам в правительстве. Я проанализирую, это серьезно, вот честное слово, я посмотрю на это самым серьезным образом, и кто не будет исполнять это (я хочу, чтобы все услышали), будут приняты соответствующие меры. Нужно будет привлекать людей тогда в эти министерства и ведомства, которые понимают приоритеты развития страны. Прошу вас иметь это в виду и исправлять ситуацию.

Глава государства отдельно остановился на программе «Дальневосточный гектар». 

- Люди, получив землю, не только начинают свое дело, но и, объединяясь, впервые за десятилетия основывают на Дальнем Востоке новые поселения, - сказал он. - Правительству и регионам необходимо оказывать им финансовую помощь, содействовать в создании коммунальной инфраструктуры. А тем, кто успешно работает и оформил свой гектар в собственность, предлагаю дополнительно предоставить под освоение землю большей площади.

 Необходимо распространить возможности этой программы и на наших соотечественников, которые приезжают на Дальний Восток из-за рубежа. Вообще, надо посмотреть, как эта программа идет. Вы знаете, что в ходе «Прямой линии» люди тоже обращались по этому вопросу, фиксировали здесь определенные сложности, бюрократические проволочки. Нужно все это проанализировать и сделать соответствующие выводы. Те, кто сюда приезжают (я сейчас хочу вернуться к тем, кто приезжает в эти регионы даже из-за границы), приезжают с желанием работать на этой земле, создавать крепкие многодетные семьи. Безусловно, этих людей тоже надо поддержать.

- В реализации задач опережающего развития Дальнего Востока сделаны важные, но, безусловно, только первые шаги, - резюмировал президент. - Впереди еще очень большая, напряженная, ответственная работа, и мы обязательно добьемся успеха, если будем действовать согласовано и четко выполнять все намечаемые нами планы. Рабочая группа Госсовета представила подробный, насыщенный, я бы сказал, предложениями доклад, ряд мер, касающихся комплексного развития дальневосточных территорий, проработала. Давайте перейдем к нему.

uR2qAy1urOYuATobI7NxehOzL2ZcgAl1.jpg

- За короткий период, во исполнение Ваших поручений, развернута новая, уникальная для России, модель опережающего экономического развития крупного макрорегиона, - сказал в своем докладе губернатор Хабаровского края Вячеслав Шпорт. - Она опирается на создание на Дальнем Востоке конкурентоспособного в масштабе АТР инвестиционного климата и режимов осуществления инвестиций. Новые механизмы развития макрорегиона реально заработали.

Чуть больше двух лет прошло с момента выхода первых постановлений о создании территорий опережающего социально-экономического развития. Технологически – это небольшой срок. Но на Дальнем Востоке уже создано 18 территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР). Статус резидента ТОСЭР присвоен 158 компаниям, с объявленными инвестициями около 500 млрд рублей. Всего заявлено 340 проектов. Общий объем планируемых инвестиций - 1,4 трлн рублей.

В пяти субъектах Дальнего Востока развернут режим «Свободного порта». Статус резидента получили 284 проекта с общим объемом инвестиций более 320 млрд рублей.

Реально действует инфраструктурная поддержка крупных инвестиционных проектов.

С июля в соответствии с Вашими поручениями, Владимир Владимирович, заработали решения по выравниванию энерготарифов для предприятий Дальнего Востока.

Лучшим критерием нашей системной работы является приход инвесторов. И статистика это подтверждает – в первом полугодии индекс роста реальных инвестиций составил по Дальневосточному региону почти 120% (119,8 %; по России – 104,8 %, прим ред). Это один из самых высоких показателей в стране.

На заседаниях рабочей группы мы детально изучили положение дел по основным направлениям существующего и перспективного развития Дальнего Востока.

Хотел бы остановиться на принципиальных выводах и предложениях рабочей группы.
Многое сделано для привлечения инвестиций на Дальний Восток. Но инвесторы уже указывают на новые вызовы – как привлекать квалифицированные рабочие кадры, чем удерживать людей?
Только действующими резидентами ТОСЭР и «Свободный порт» создается 60 тыс новых рабочих мест. Если мы берем все заявленные инвестиционные проекты – их свыше 800 – то расчетная потребность превышает 100 тыс человек.

Это серьезный объем трудовых ресурсов! Который, даже без учета квалификационных требований, внутри Дальнего Востока изыскать невозможно.

Эту проблему также отражают итоги Национального рейтинга инвестиционной привлекательности регионов. У всех дальневосточных субъектов по показателю «качество и доступность трудовых ресурсов» - плохая оценка.

В этой связи рабочая группа считает – для обеспечения потребностей экономического развития необходимо развернуть комплекс мер по стимулированию трудовой миграции на Дальний Восток.

Предлагаем для этого модернизировать действующую федеральную программу «Трудовая мобильность». Сосредоточить программу только на регионах Дальнего Востока (сейчас в программе 16 субъектов РФ).

При Вашем одобрении, Владимир Владимирович, с Минтрудом России подготовим конкретные предложения по программе «Трудовая мобильность».
Решать вопросы привлечения трудовых ресурсов без закрепления населения нельзя. Сразу возникает вопрос – а как, в каких условиях люди будут жить? А значит, нужны современные детские сады, жилье, школы, больницы. Мало только стимулировать частные инвестиции, необходим комплексный подход.

Благодаря режимам поддержки инвестиций, на Дальнем Востоке активно формируются центры опережающего развития. Именно для них, по мнению рабочей группы, требуется комплексный подход.

Первый опыт такого подхода нарабатывается в Хабаровском крае. В соответствии с Вашими поручениями, в апреле 2016 года правительством Российской Федерации утвержден Долгосрочный план комплексного развития города Комсомольска-на-Амуре. Могу сказать - опыт Комсомольска-на-Амуре сейчас передаем городу Свободный в Амурской области. 

Что из опыта Комсомольска хотелось бы выделить. Есть первые результаты. Мы видим, прежде всего, как меняется отношение людей. Чистый отток населения еще в 2013 году превышал 2 650 человек. В прошлом году он все еще сохранялся. Но сократился в 2,5 раза. Объем промышленного производства вырос с 2011 года почти в 3 раза.

И, тем не менее, выявились проблемы.
План относительно компактный, но в нем задействовано более 30 субъектов управления различного уровня (19 федеральных органов власти, 14 организаций). И с каждым из них требуется «обстоятельная» согласующая работа. Причем в каждом году весь цикл согласований надо повторять.
Для понимания, хочу привести пример. Один из знаковых для жителей города объект – Театр Драмы. В начале года Юрий Петрович Трутнев обратился с просьбой профинансировать объект из Резервного фонда правительства Российской Федерации (172 млн рублей). Дмитрий Анатольевич Медведев поддержал. И Минкультуры России поддержало. Большое спасибо за принятое решение! Это было в апреле месяце. Но денег на Театр до сих пор нет! Потому что везде свои регламенты.

В такой ситуации, по мнению рабочей группы, надо менять механизмы поддержки комплексного развития регионов Дальнего Востока.

Что предлагается в качестве новых подходов. Во-первых, в условиях ограниченности государственных средств, поддерживать нужно компактные центры экономического роста. Совместно с Минвостокразвития России все субъекты Дальнего Востока определили такие центры развития.
Во-вторых, рабочая группа рекомендует поэтапно реформировать действующие правила предоставления субсидий субъектам Дальнего Востока. Перейти от многоканальной системы субсидирования региональных мероприятий по отраслям - к единой субсидии на комплексное развитие. Это позволит избежать многочисленные регламентные процедуры согласования.
В-третьих, предлагается определить одного главного распорядителя предлагаемой «субсидии на комплексное развитие» - министерство по развитию Дальнего Востока (аналогичные примеры есть по Крыму и Калининграду).

Что рабочая группа предлагает относить к направлениям финансирования в рамках «субсидии на комплексное развитие»:

  • уже реализуемые комплексные планы развития города Свободный и города Комсомольск-на-Амуре;
  • объекты социальной инфраструктуры для реализации новых крупных инвестиционных проектов.


В «субсидии на комплексное развитие» могут входить и мероприятия на дооборудование учреждений образования, здравоохранения. Хорошо зарекомендовали себя в каждом субъекте Дальнего Востока совместные проекты с компаниями-инвесторами по программам подготовки специалистов среднего звена.

Ярким, востребованным, национальным проектом является программа «Дальневосточный гектар». Уже подано более 100 тыс заявлений на предоставление земельных участков. Фактически предоставлено более 36 тыс «дальневосточных гектаров».

Мы уже видим, что «Дальневосточный гектар» создает новые населенные пункты. Гражданами заявлено создание 4 новых населённых пунктов в Сахалинской области и в Хабаровском крае. На Камчатке и в Амурской области готовятся документы на расширение границ 7 поселений.
Предлагаем их также поддерживать в рамках «субсидии на комплексное развитие».
По мнению рабочей группы, «субсидия на комплексное развитие» не должна замещать работу по специальным разделам Дальнего Востока в государственных программах Российской Федерации. Крупные транспортные, энергетические проекты, а также специфические, особо важные для Дальнего Востока проекты, как например, развитие малой авиации должны разворачиваться в рамках специальных разделов госпрограмм.

Хочу поблагодарить членов рабочей группы, коллег-губернаторов Дальнего Востока, инвесторов, общественные организации за активную работу, заинтересованные обсуждения и конструктивные предложения при подготовке доклада!

Прошу Вас, уважаемый Владимир Владимирович, поддержать высказанные предложения по комплексному развитию Дальнего Востока.

Не всё так просто, как нам хотелось бы - Владимир Путин
Автор:

Во Владивостоке глава государства провел заседание президиума Госсовета РФ

Политика, 06 сентября, 19:45

Не всё так просто, как нам хотелось бы - Владимир Путин

Во Владивостоке глава государства провел заседание президиума Госсовета РФ

Не всё так просто, как нам хотелось бы - Владимир Путин

Сегодня во Владивостоке в рамках Восточного экономического форума (ВЭФ) прошло заседание Президиума Государственного совета Российской Федерации по вопросу «О комплексном развитии регионов Дальнего Востока». Совещание проводит президент РФ Владимир Путин, с основным докладом выступил губернатор Хабаровского края Вячеслав Шпорт.

Как ранее сообщало ИА «Хабаровский край сегодня», в период подготовки доклада рабочей группе, которую возглавлял глава региона, поступило более 350 предложений на тему того, какие меры надо еще принять для дальнейшего развития Дальнего Востока. Работа над окончательными формулировками доклада велась вплоть до последних дней.

- Уважаемые коллеги, добрый день, - сказал глава государства, открывая мероприятие, - президиум Госсовета проходит сегодня на площадке Восточного экономического форума. Тема нашего заседания – комплексное развитие территории Дальнего Востока, создание условий для достижения в каждом его регионе уже к середине следующего десятилетия качественных, очевидных для всех изменений. Мы приняли решение о масштабном, новом и прогрессивном обновлении и освоении Дальнего Востока.

Понятно, что за прошедшие несколько лет невозможно было кардинально переломить отставания, накопленные десятилетиями. И, откровенно говоря, когда я смотрю на то, что делается, иногда возникает такое чувство, что совсем мало, что делается, потому что хочется быстрее, хочется работать эффективнее – хочется, чтобы все мы работали эффективнее. Но я понимаю, что всё, что мы делаем, – это вещи длительного цикла исполнения, поэтому всё не так просто и не так быстро, как нам хотелось бы. Но, конечно, есть и позитивные изменения, сделано в целом немало.

Мы уже научились привлекать на Дальний Восток инвестиции, и эта работа, безусловно, будет продолжаться. Сейчас на первый план выходит задача повышения уровня жизни людей. Он должен не только достичь среднероссийского, а в перспективе и как можно быстрее превысить этот уровень. Очень важно добиваться таких позитивных перемен, которые реально почувствуют люди, живущие в дальневосточных регионах.

Напомню также и о принятом решении выделять так называемые дальневосточные разделы в ключевых программах. Я посмотрел отчет об исполнении этого решения, своего рода, рейтинг госпрограмм в интересах Дальнего Востока. Надо прямо сказать, по ряду направлений картина, не хочется говорить удручающая, но, мягко говоря, скромная.

 О чем идет речь? Кто составляет программы-то? Отраслевые министерства и ведомства. И вместо того чтобы там выделять, как я и просил, дальневосточные направления, или вообще нет, или это представлено только чисто символически. Послушайте, я хочу обратиться к своим коллегам в правительстве. Я проанализирую, это серьезно, вот честное слово, я посмотрю на это самым серьезным образом, и кто не будет исполнять это (я хочу, чтобы все услышали), будут приняты соответствующие меры. Нужно будет привлекать людей тогда в эти министерства и ведомства, которые понимают приоритеты развития страны. Прошу вас иметь это в виду и исправлять ситуацию.

Глава государства отдельно остановился на программе «Дальневосточный гектар». 

- Люди, получив землю, не только начинают свое дело, но и, объединяясь, впервые за десятилетия основывают на Дальнем Востоке новые поселения, - сказал он. - Правительству и регионам необходимо оказывать им финансовую помощь, содействовать в создании коммунальной инфраструктуры. А тем, кто успешно работает и оформил свой гектар в собственность, предлагаю дополнительно предоставить под освоение землю большей площади.

 Необходимо распространить возможности этой программы и на наших соотечественников, которые приезжают на Дальний Восток из-за рубежа. Вообще, надо посмотреть, как эта программа идет. Вы знаете, что в ходе «Прямой линии» люди тоже обращались по этому вопросу, фиксировали здесь определенные сложности, бюрократические проволочки. Нужно все это проанализировать и сделать соответствующие выводы. Те, кто сюда приезжают (я сейчас хочу вернуться к тем, кто приезжает в эти регионы даже из-за границы), приезжают с желанием работать на этой земле, создавать крепкие многодетные семьи. Безусловно, этих людей тоже надо поддержать.

- В реализации задач опережающего развития Дальнего Востока сделаны важные, но, безусловно, только первые шаги, - резюмировал президент. - Впереди еще очень большая, напряженная, ответственная работа, и мы обязательно добьемся успеха, если будем действовать согласовано и четко выполнять все намечаемые нами планы. Рабочая группа Госсовета представила подробный, насыщенный, я бы сказал, предложениями доклад, ряд мер, касающихся комплексного развития дальневосточных территорий, проработала. Давайте перейдем к нему.

uR2qAy1urOYuATobI7NxehOzL2ZcgAl1.jpg

- За короткий период, во исполнение Ваших поручений, развернута новая, уникальная для России, модель опережающего экономического развития крупного макрорегиона, - сказал в своем докладе губернатор Хабаровского края Вячеслав Шпорт. - Она опирается на создание на Дальнем Востоке конкурентоспособного в масштабе АТР инвестиционного климата и режимов осуществления инвестиций. Новые механизмы развития макрорегиона реально заработали.

Чуть больше двух лет прошло с момента выхода первых постановлений о создании территорий опережающего социально-экономического развития. Технологически – это небольшой срок. Но на Дальнем Востоке уже создано 18 территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР). Статус резидента ТОСЭР присвоен 158 компаниям, с объявленными инвестициями около 500 млрд рублей. Всего заявлено 340 проектов. Общий объем планируемых инвестиций - 1,4 трлн рублей.

В пяти субъектах Дальнего Востока развернут режим «Свободного порта». Статус резидента получили 284 проекта с общим объемом инвестиций более 320 млрд рублей.

Реально действует инфраструктурная поддержка крупных инвестиционных проектов.

С июля в соответствии с Вашими поручениями, Владимир Владимирович, заработали решения по выравниванию энерготарифов для предприятий Дальнего Востока.

Лучшим критерием нашей системной работы является приход инвесторов. И статистика это подтверждает – в первом полугодии индекс роста реальных инвестиций составил по Дальневосточному региону почти 120% (119,8 %; по России – 104,8 %, прим ред). Это один из самых высоких показателей в стране.

На заседаниях рабочей группы мы детально изучили положение дел по основным направлениям существующего и перспективного развития Дальнего Востока.

Хотел бы остановиться на принципиальных выводах и предложениях рабочей группы.
Многое сделано для привлечения инвестиций на Дальний Восток. Но инвесторы уже указывают на новые вызовы – как привлекать квалифицированные рабочие кадры, чем удерживать людей?
Только действующими резидентами ТОСЭР и «Свободный порт» создается 60 тыс новых рабочих мест. Если мы берем все заявленные инвестиционные проекты – их свыше 800 – то расчетная потребность превышает 100 тыс человек.

Это серьезный объем трудовых ресурсов! Который, даже без учета квалификационных требований, внутри Дальнего Востока изыскать невозможно.

Эту проблему также отражают итоги Национального рейтинга инвестиционной привлекательности регионов. У всех дальневосточных субъектов по показателю «качество и доступность трудовых ресурсов» - плохая оценка.

В этой связи рабочая группа считает – для обеспечения потребностей экономического развития необходимо развернуть комплекс мер по стимулированию трудовой миграции на Дальний Восток.

Предлагаем для этого модернизировать действующую федеральную программу «Трудовая мобильность». Сосредоточить программу только на регионах Дальнего Востока (сейчас в программе 16 субъектов РФ).

При Вашем одобрении, Владимир Владимирович, с Минтрудом России подготовим конкретные предложения по программе «Трудовая мобильность».
Решать вопросы привлечения трудовых ресурсов без закрепления населения нельзя. Сразу возникает вопрос – а как, в каких условиях люди будут жить? А значит, нужны современные детские сады, жилье, школы, больницы. Мало только стимулировать частные инвестиции, необходим комплексный подход.

Благодаря режимам поддержки инвестиций, на Дальнем Востоке активно формируются центры опережающего развития. Именно для них, по мнению рабочей группы, требуется комплексный подход.

Первый опыт такого подхода нарабатывается в Хабаровском крае. В соответствии с Вашими поручениями, в апреле 2016 года правительством Российской Федерации утвержден Долгосрочный план комплексного развития города Комсомольска-на-Амуре. Могу сказать - опыт Комсомольска-на-Амуре сейчас передаем городу Свободный в Амурской области. 

Что из опыта Комсомольска хотелось бы выделить. Есть первые результаты. Мы видим, прежде всего, как меняется отношение людей. Чистый отток населения еще в 2013 году превышал 2 650 человек. В прошлом году он все еще сохранялся. Но сократился в 2,5 раза. Объем промышленного производства вырос с 2011 года почти в 3 раза.

И, тем не менее, выявились проблемы.
План относительно компактный, но в нем задействовано более 30 субъектов управления различного уровня (19 федеральных органов власти, 14 организаций). И с каждым из них требуется «обстоятельная» согласующая работа. Причем в каждом году весь цикл согласований надо повторять.
Для понимания, хочу привести пример. Один из знаковых для жителей города объект – Театр Драмы. В начале года Юрий Петрович Трутнев обратился с просьбой профинансировать объект из Резервного фонда правительства Российской Федерации (172 млн рублей). Дмитрий Анатольевич Медведев поддержал. И Минкультуры России поддержало. Большое спасибо за принятое решение! Это было в апреле месяце. Но денег на Театр до сих пор нет! Потому что везде свои регламенты.

В такой ситуации, по мнению рабочей группы, надо менять механизмы поддержки комплексного развития регионов Дальнего Востока.

Что предлагается в качестве новых подходов. Во-первых, в условиях ограниченности государственных средств, поддерживать нужно компактные центры экономического роста. Совместно с Минвостокразвития России все субъекты Дальнего Востока определили такие центры развития.
Во-вторых, рабочая группа рекомендует поэтапно реформировать действующие правила предоставления субсидий субъектам Дальнего Востока. Перейти от многоканальной системы субсидирования региональных мероприятий по отраслям - к единой субсидии на комплексное развитие. Это позволит избежать многочисленные регламентные процедуры согласования.
В-третьих, предлагается определить одного главного распорядителя предлагаемой «субсидии на комплексное развитие» - министерство по развитию Дальнего Востока (аналогичные примеры есть по Крыму и Калининграду).

Что рабочая группа предлагает относить к направлениям финансирования в рамках «субсидии на комплексное развитие»:

  • уже реализуемые комплексные планы развития города Свободный и города Комсомольск-на-Амуре;
  • объекты социальной инфраструктуры для реализации новых крупных инвестиционных проектов.


В «субсидии на комплексное развитие» могут входить и мероприятия на дооборудование учреждений образования, здравоохранения. Хорошо зарекомендовали себя в каждом субъекте Дальнего Востока совместные проекты с компаниями-инвесторами по программам подготовки специалистов среднего звена.

Ярким, востребованным, национальным проектом является программа «Дальневосточный гектар». Уже подано более 100 тыс заявлений на предоставление земельных участков. Фактически предоставлено более 36 тыс «дальневосточных гектаров».

Мы уже видим, что «Дальневосточный гектар» создает новые населенные пункты. Гражданами заявлено создание 4 новых населённых пунктов в Сахалинской области и в Хабаровском крае. На Камчатке и в Амурской области готовятся документы на расширение границ 7 поселений.
Предлагаем их также поддерживать в рамках «субсидии на комплексное развитие».
По мнению рабочей группы, «субсидия на комплексное развитие» не должна замещать работу по специальным разделам Дальнего Востока в государственных программах Российской Федерации. Крупные транспортные, энергетические проекты, а также специфические, особо важные для Дальнего Востока проекты, как например, развитие малой авиации должны разворачиваться в рамках специальных разделов госпрограмм.

Хочу поблагодарить членов рабочей группы, коллег-губернаторов Дальнего Востока, инвесторов, общественные организации за активную работу, заинтересованные обсуждения и конструктивные предложения при подготовке доклада!

Прошу Вас, уважаемый Владимир Владимирович, поддержать высказанные предложения по комплексному развитию Дальнего Востока.

Поделиться
Поделиться
Отправить
По теме