Правозащитники подготовили ряд поправок, которые будут представлены 16 октября на совместном заседании комиссий СПЧ и Совета при президенте по взаимодействию с религиозными объединениями, сообщает ИА «Хабаровский край сегодня» со ссылкой на «Известия».
В СПЧ считают, что необходимо дать четкое определение понятию «экстремистская деятельность» и зафиксировать ясную трактовку нормы о миссионерстве. Причиной необходимости совершенствования законодательства стал так называемый пакет Яровой – Озерова.
В 2016 году вице-спикер Госдумы Ирина Яровая, а также ряд депутатов и сенаторов внесли поправки в законы, ужесточающие наказание за терроризм и экстремизм. В том числе они коснулись норм, регулирующих религиозную деятельность.
«Эти нормы открывают значительный простор для чрезмерных, необоснованных и зачастую прямо антиконституционных ограничений прав и свобод граждан, в том числе — ограничений свободы совести», — говорится в документе, подготовленном к заседанию совета.
Как считают его авторы, из-за этого реализация фундаментальных прав человека, в том числе на недискриминационное отношение к религии, регулярно подвергается угрозе. Речь идет и о федеральном законе «О противодействии экстремистской деятельности», где ее определение, как считают в СПЧ, является недостаточно конкретным.
«Применительно к свободе совести эта нечеткость особенно бросается в глаза», — подчеркивается в документе.
Также слишком широко, как считают в СПЧ, правоохранители трактуют такие термины 282-й статьи УК, как «унижение достоинства людей» и «возбуждение ненависти и вражды» в зависимости от отношения граждан к религии.
«Кампания запретов уже породила абсолютно нефункциональный федеральный список экстремистских материалов, переваливший за 4,4 тыс. пунктов. В него включены и многие религиозные тексты, в том числе запрещенные явно без должных оснований, среди них даже средневековые мусульманские трактаты», — подчеркивают в СПЧ.
СПЧ предлагает пересмотреть и трактовку нормы о миссионерской деятельности в законе «О свободе совести и религиозных объединениях». Правоохранители усматривают ее наличие фактически в любой религиозной активности граждан, которые массово привлекаются к административной ответственности.
В качестве примера в совете приводят случай студентки из Зимбабве Кудзай Нямаребву, которую оштрафовали и выслали из РФ за репост в соцсетях концерта госпела. Якобы таким образом она занималась миссионерской деятельностью в религиозной организации Объединение церквей христиан веры евангельской «Посольство Иисуса» по Нижегородской области.
Как пояснили «Известиям» в пресс-службе вице-спикера Госдумы Ирины Яровой, депутат действительно вносила пакет поправок в антиэкстремистское законодательство, но была лишь одним из его авторов.
— К религиозной их части Ирина Анатольевна никакого отношения не имеет. Все поправки, связанные с религиозным законодательством, вносил Игорь Зотов (депутат Госдумы шестого созыва), — пояснили в пресс-службе.
Сам Игорь Зотов признал, что участвовал в разработке антиэкстремистского пакета, однако не имеет ничего против его пересмотра. По его словам, он уважительно относится к правам человека. И если существуют какие-то перегибы, «то они устраняются очень легко путем внесения корректирующих поправок, которые должны отвечать времени», отметил автор поправок.