На наших крыльях
В последние годы Индия заключала крупные контракты на поставки самолетов и вертолетов западного производства. Но российская авиатехника по-прежнему составляет основу ВВС страны и ее морской авиации. По неофициальным данным индийской стороны, в конфликте уже задействованы самые совершенные из имеющихся у нее истребителей — Су-30МКИ. Страна рассматривает возможность приобретения дополнительной эскадрильи из 18 самолетов, что доведет количество индийских заказов до 290.
Индия уже проявляла серьезный интерес в покупке дополнительных Ил-78, выбирая между ними и заправщиком на базе европейского Airbus 330. Начавшееся восстановление производства модернизированных Ил-78 в Ульяновске может стать важным фактором в выборе индийцев.
Противостоящие индийским Су-30 новые истребители Пакистана JF-17 — из Китая. При этом более чем сотня поставленных на вооружение самолетов оснащена российскими двигателями РД-93. Российское происхождение имеют и многие компоненты JF-17 — от авиапушки до топливной аппаратуры.
У Пакистана также есть собственный небольшой парк из четырех заправщиков Ил-78. Они были приобретены на Украине в середине 2000-х годов, а в 2017-м начался их капитально-восстановительный ремонт — уже на российских предприятиях.
Ключевым элементом военной стратегии Индии в отношении возможного конфликта с Пакистаном всегда была аэромобильность. Из-за плохой транспортной доступности спорного региона вертолеты играют там особую роль.
Обсуждалась и закупка дополнительных 38 Ми-17В-5 для Минобороны, но переговоры по ней были заморожены. Возможно, это стало своеобразным ответом на начало поставок российских вертолетов Пакистану, который еще в начале 2000-х закупил в РФ около 20 новых и подержанных Ми-171. В 2017 году впервые в современной истории Исламабаду была отправлена и четверка ударных Ми-35. На фоне отказа США от поставок пакистанцам боевой техники по политическим причинам страна заинтересовалась закупками боевых вертолетов у России — сообщалось о планах приобрести еще порядка 20 Ми-171 и Ми-35М.
Очевидно, что и по авиации, и по вертолетам российский вклад в индийские ВВС намного заметнее, чем в пакистанские, укомплектованные преимущественно китайской и американской техникой.
Ракетный след
Обе страны обладают обширным, но заметно устаревшим набором зенитных комплексов малой дальности, неспособных прикрыть протяженную общую сухопутную границу и не образующих единую систему. Это вынуждает Пакистан и Индию полагаться для контроля воздушного пространства в основном на авиацию.
Возможности Индии значительно расширяет большая по сравнению с Пакистаном насыщенность современным высокоточным оружием. Ключевой военной технологией Нью-Дели, дающей огромное преимущество перед Пакистаном, стали разработанные совместно с Россией современные сверхзвуковые крылатые ракеты «Брамос» — пожалуй, наиболее успешный пример технологического сотрудничества с Россией. Они уже имеются у Индии в сухопутном, морском и воздушном вариантах.
Для приобретенных в России самолетов Индия традиционно закупает и высокоточное оружие. Сообщалось, что именно эта страна была стартовым заказчиком корректируемых бомб КАБ-500С-Э. В конце 2017 года индийское минобороны одобрило закупку 240 тяжелых корректируемых бомб КАБ-1500Л для Су-30МКИ.
Стоит отметить, что российские и зарубежные управляемые средства поражения не составляют основу авиационного вооружения Индии. Но по его количеству и техническому уровню эта страна имеет очевидное преимущество перед своим традиционным противником.
Оба государства не заинтересованы в новой войне. Несмотря на очередное обострение, сохраняется вероятность того, что Пакистану и Индии удастся урегулировать нынешний конфликт. Но при этом им так или иначе придется пересмотреть планы развития своих вооруженных сил — армии обеих стран оснащены преимущественно устаревшей военной техникой.
Напомним, как ранее сообщало агентство, атомная субмарина «Нерпа», построенную на Амурском судостроительном заводе в Комсомольске, с 2011 года под названием Chakra эксплуатируется ВМС Индии. Переговоры по лизингу второй атомной субмарины, которую индийские ВМС планировали взять у России, с разной степенью интенсивности идут с 2012 года.
В целом развитие подводного флота является для Индии важнейшим вопросом. Ее основной геополитический противник — Пакистан — заказал в конце 2015 года у Китая восемь новейших неатомных субмарин типа 041 (четыре из которых будут построены на верфи мегаполиса Карачи, а четыре — на судостроительных верфях КНР). Индия отстает. Хотя субмарин у нее больше, 14 против 8, но спецификационный срок службы дизель-электрических подлодок 877ЭКМ, состоящий на вооружении в ВМС Индии, составляет 25 лет: у первых шести индийских ДЭПЛ этого проекта он уже истек, а у оставшихся подойдет к концу в течение ближайших десяти лет. За последние 15 лет в состав ВМС Индии вошла только одна новая ДЭПЛ собственной разработки — Arihant.