Главное
Политика, 23 декабря, 17:20

Вячеслав Шпорт: «Дальневосточный гектар» обязательно возьму»

Губернатор края на традиционной итоговой пресс-конференции подвел итоги 2016 года и ответил на вопросы журналистов

Вячеслав Шпорт: «Дальневосточный гектар» обязательно возьму»

Губернатор края Вячеслав Шпорт на традиционной итоговой пресс-конференции подвел итоги 2016 года и ответил на вопросы журналистов.

 

- Вячеслав Иванович, начнем с экономических итогов года. С какими показателями развития Хабаровский край входит в 2017 год? 

- Несмотря на сложную экономическую ситуацию в стране, по основным показателям нам удалось достичь положительной динамики. По итогам года рост промышленного производства в крае составит около 101,2%. Роста удалось достичь благодаря увеличению объемов производства в авиа- и судостроении.

Комсомольский авиазавод загружен военными и гражданскими заказами. Выполняется долгосрочный контракт с Минобороны РФ на выпуск 50 самолетов Су-35С, а также партии самолетов Су-35 для КНР. В этом году произведено 17 лайнеров «Сухой Суперджет 100», а в следующем году объемы вырастут более чем в два раза. Продолжается подготовка к серийному производству истребителя Т-50.

В судостроении ситуация не столь блестящая, но она постепенно выравнивается. Сейчас на достройке в Приморье находится подводная лодка и первый корвет «Совершенный», на АСЗ заложен четвертый корвет. Гражданское судостроение тоже развивается, благодаря решению правительства, которое создает условия, чтобы рыболовецкий флот заказывал суда на наших российских предприятиях.

В крае сейчас есть все инструменты, позволяющие организовать эффективную работу с инвесторами. Действует механизм Свободного порта в Ванино, активно развиваются и ТОСЭРы. На днях было принято решение о создании еще одной ТОСЭР в Николаевском районе, куда войдут шесть муниципальных образований. Там планируется заниматься рыбопереработкой и судоремонтом. Также в ТОСЭР вошел туристический комплекс «Холдоми» в Солнечном районе. В Хабаровске построена первая очередь японского тепличного комплекса, подписано соглашение о строительстве второй очереди. Договоренности с инвесторами достигнуты и по многомиллиардному проекту развития хабаровского международного аэропорта.

В этом году удалось добиться и хороших социальных показателей. На сегодняшний день впервые в истории уровень безработицы составляет менее 1%. Это рекордный показатель.


- В этом году стартовал проект «Дальневосточный гектар», а недавно был назначен министр-уполномоченный по его реализации. Им стала Наталья Якутина – бывший министр культуры края. Как вы оцениваете выполнение закона о «дальневосточном гектаре», и почему появилась необходимость в назначении уполномоченного?

- По количеству заявок мы занимаем только четвертое место на Дальнем Востоке. Организационно все работает, информационное пространство заполнено хорошо, но люди неохотно идут за гектаром.

Думаю, есть недопонимание закона. В феврале сюда придут люди со всей страны, но мне хочется, чтобы лучшие участки достались жителям Хабаровского края. Поэтому нужна массовая разъяснительная работа. Сейчас мы работаем в районах, объясняем людям преимущества проекта, что они могут заниматься на своей земле сельским хозяйством, пчеловодством – около 60 видов деятельности разрешает документ.

Что касается назначения Натальи Якутиной, то она много лет работала главой Вяземского района. Там она приобрела большой опыт управления сельскими территориями, показала свою высокую эффективность. Она знает жизнь поселений изнутри, умеет найти подход как к главам, так и к местным жителям. Уверен, что этот опыт будет способствовать более эффективной реализации закона о «дальневосточном гектаре» в районах.

Кстати, меня часто спрашивают, буду ли я сам брать гектар. Да, обязательно возьму. И уже знаю, где именно.


- Еще о кадрах. Недавно в правительстве края появился новый зампред, бывший командующий Восточным округом Внутренних войск Сергей Гончар. Чем он будет заниматься?

 - Он будет заниматься разными вопросами проектного характера. Есть у нас программы, есть бюджеты, все работаем, но очень много получается таких крупных проектов, где есть пограничные вопросы, которые ни к кому не относятся. Поэтому зам называется «по общим вопросам» – все то, что ничье, будет охватывать. Например, мы сегодня заявились на проведение авиасалона в Комсомольске-на-Амуре. Одно из поручений ему – взять проект и тащить. Такие проектные дела будет курировать, помогать решать вопросы на уровне.

Большое количество заместителей – не моя прихоть, а необходимость. Меня просто не хватает. Я позавчера должен был в Москве докладывать об инвестиционных проектах Хабаровского края на спецкомиссии правительства, а вчера уже в Симферополе - на морской коллегии. Поэтому я в столицу отправляю одного зама, а другого - в Симферополь. И ведь статус участника мероприятия должен быть не ниже зама. Так что это назначение не оттого, что мне хочется побольше заместителей.


- Госдума приняла закон о выравнивании тарифов для Дальневосточного федерального округа. Есть ли уже расчёты, какую выгоду даст это выравнивание промышленному комплексу? И будет ли оно распространено на дизельные электростанции в районах?

- Мы давно добивались этого решения. Вне сомнений, это историческое решение, которое придаст импульс развитию Хабаровского края и других дальневосточных регионов.

Выгода будет безусловно. Но этот закон принят для больших энергосистем, и дизельные станции сюда не входят. В среднем по краю тарифы снизятся на 5%.


- Одно из наиболее значимых событий уходящего года – это Восточный экономический форум. Каковы итоги нашей миссии на нем?

- Я считаю большим достижением презентацию нашего лайнера А-45-2 президенту Владимиру Путину. Заметьте, что никто, кроме нас, ничего на форуме не представил в «натуральном виде». Там же мы договорились с представителями Сахалинской области о строительстве таких лайнеров для них. Как итог, мы подписываем соглашение с губернатором Сахалинской области о заказе этих судов.

По 8-10 встреч с инвесторами проходили каждый день. Я считаю, что ВЭФ занял свое достойное место в системе форумов не только России, но и зарубежья. Это важная площадка, где можно презентовать наши проекты и получить поддержку.


- В ходе вашего недавнего визита в Японию вновь обсуждался вопрос о строительстве протонного центра в Хабаровске. Скажите, готов ли регион к его строительству?

- Речь идет о создание не просто протонного центра, а центра ядерной медицины на Дальнем Востоке. Подобных еще нет в стране, поэтому наш проект можно назвать пионерским. Конечно, он очень дорогостоящий, и в бюджете Минздрава РФ таких денег нет. Поэтому мы ищем варианты государственно-частного партнерства, ведем переговоры с Японией. Мы побывали в их протонном центре, переговорили с компанией, которая его строила. Они готовы сотрудничать. 

Сейчас у нас уже есть центр позитронно-эмиссионной томографии. Таких четыре на всю страну, и ни одного за Уралом. У нас самые современные технологии, но не хватает только протонного центра для лечения онкологических заболеваний, которые обнаруживаются на уровне клетки в нашем ПЭТ-центре. А он может сразу же их уничтожить. В японском протонном центре достигают стопроцентного результата – 600 излечений на 600 случаев заболевания раком щитовидной железы.

Проект достаточно амбициозный, но он обязательно будет реализован.


- Кстати, о медицине. Скажите, как идут дела с развитием санавиации в Хабаровском крае? Ведь территория очень протяженная, и не всегда есть возможность оказать человеку помощь на месте.

- Сегодня мы разрабатываем новую программу санавиации в крае, которая будет коррелировать с федеральной. У нас есть наработки, предложения, деньги, поэтому мы смотрим, как улучшить работу санавиации, приобрести вертолеты, самолеты. Сейчас нам приходится заключать договоры с компаниями, чтобы вылететь на помощь. Это не всегда эффективно, потому что может не быть летчика на месте или что-то еще. В настоящее время медики и транспортники уже ведут подсчеты, как вложить деньги так, чтобы санавиация работала оперативно и качественно.


- Последние годы жители Советской Гавани наделись на то, что здесь начнет развиваться портовая особая экономическая зона. К сожалению, 2016 год лишил их этой надежды. Что дальше?

- Несколько лет мы пытались реализовать проект «Особая портовая зона», он был первым в стране. На мой взгляд организационная работа была неудачно выстроена, не удалось найти механизма, как запустить эту зону.

Сегодня мы решаем вопрос о том, чтобы распространить на Советскую Гавань режим Свободного порта.


- В последнее время модная тема – развитие внутреннего туризма. Как, на ваш взгляд, развить эту отрасль экономики в нашем крае?

- Мы делаем все для развития внутреннего туризма, для того, чтобы в Хабаровске, Комсомольске, других городах края было как можно больше красивых мест для отдыха. Недавно к нам приезжал руководитель Ростуризма Олег Сафонов – посмотреть, как мы осваиваем федеральные средства. Тем что он увидел на набережной Хабаровска, на Заимке, он остался доволен.

Ростуризм и дальше будет оказывать краю всемерную поддержку.

Мы будем продолжать интенсивно развивать набережные Хабаровска и Комсомольска. Сейчас мы делаем все, чтобы передать здание Речного вокзала в Комсомольске новому эффективному собственнику. Прежние хозяева испохабили там все, что можно. Это прекрасное место, единственный стационарный речной порт на Востоке России они развалили, разморозили, а теперь еще и судятся за него. Но мы все равно решим этот вопрос, там снова будет хороший причал, хороший речной вокзал.

Таким образом, вкупе с Заимкой, набережной Хабаровска мы создаем точки некоего «золотого кольца». Когда мы разовьем береговую инфраструктуру, следующей нашей целью будет открыть вновь речные круизы по Амуру. Если бы туроператоры наши собрались, договорились по этому поводу, совместно заказали постройку круизных кораблей, мы бы их всецело поддержали.


- Вячеслав Иванович, на ВЭФе вы показали себя как хороший повар, приготовив уху. По традиции, перед Новым годом хорошие повара делятся своими рецептами. Раскройте секрет приготовления?

- Лично я люблю на Новый год делать талу. Всегда готовлю ее сам и даже могу посоревноваться с кем-нибудь в ее приготовлении. Уха – хорошее блюдо, но это все-таки еда. Тала же для застолья намного лучше. Тем более, что это наш дальневосточный продукт.  

Поделиться
Поделиться
Отправить
По теме