Главное
Политика, 17 мая, 13:00

Литва требует пожизненного заключения для маршала Язова

Бессмысленная акция без международной поддержки

Литва требует пожизненного заключения для маршала Язова
Прокуратура Литвы настаивает на пожизненном заключении экс-министра обороны СССР Дмитрия Язова. 93-летнего маршала обвиняют в создании преступной группы с целью удержать республику в составе Советского Союза. В частности, на Язова возлагается вина за организацию операции по штурму Вильнюсской телебашни в январе 1991 года. Тогда в ходе столкновений погибли 14 демонстрантов и один военнослужащий. Эксперты уверены, что прокуратура прибалтийского государства не стремится установить истинную картину трагедии, сообщает ИА "Хабаровский край сегодня" со ссылкой на  RT.

Литовский прокурор Дайва Скорпускайте-Лисаускене попросила суд Вильнюса приговорить к пожизненному заключению бывшего министра обороны СССР (1987—1991) Дмитрия Тимофеевича Язова. Она считает, что на 93-летнем советском маршале лежит ответственность за гибель демонстрантов у Вильнюсской телебашни. 

В ночь на 13 января 1991 года около 200 спецназовцев подразделения КГБ «Альфа» и бойцы 76-й гвардейской десантно-штурмовой дивизии начали операцию по установлению контроля над телебашней в столице Литвы. Советские войска натолкнулись на сопротивление активистов, оцепивших этот стратегически важный объект.

Вильнюс настаивает, что действия «защитников телебашни» были законными, так как с 11 марта 1990 года республика была независимой от СССР. Москва декларацию о выходе Литвы из состава Советского Союза не признала. 10 января 1991 года президент СССР Михаил Горбачёв потребовал отменить все антиконституционные акты, принятые социалистическими республиками.

Дмитрий Язов является последним из ныне живущих маршалов Советского Союза.

Обвинительный акт против Язова прокуратура Литвы сформулировала ещё в конце января 2016 года. В документе говорилось, что советский маршал создал «преступную группу» из 160 офицеров и госдеятелей, рассчитывая сохранить Литву в составе СССР.

В якобы «преступный сговор» с Язовым вступили глава МВД СССР Борис Пуго, председатель КГБ Владимир Крючков, командир группы КГБ «Альфа» Михаил Головатый, член Политбюро КПСС Олег Шенин, а также функционеры литовский компартии — секретарь ЦК Альгимантас Науджюнас и второй секретарь Коммунистической партии Литвы Владислав Швед. Российские власти не комментируют данные обвинения.

На процесс в качестве свидетеля литовские следователи несколько раз вызывали экс генерального секретаря ЦК КПСС и бывшего президента СССР Михаила Горбачёва. Горбачёв проигнорировал все повестки в Вильнюсский окружной суд. Комментируя претензии литовских властей, он заявил, что не был осведомлён о действиях войск и начале штурма телебашни.

5afc239e370f2cdd518b45fa.jpg

Дело о событиях 13 января расследуется литовской прокуратурой с 1990-х годов. По версии ведомства, советские спецназовцы и десантники совершили «акт агрессии» против независимости республики и «преступления против человечности». Утверждается, что советские солдаты и офицеры якобы широко использовали «средства запугивания и террора».

В комментарии RT бывший начальник управления делами Минобороны СССР (1987—1991), генерал-полковник Леонид Ивашов назвал некорректной трактовку событий литовской стороной. По его словам, достоверная картина трагедии до сих пор не установлена. Эксперт не исключает, что гибель демонстрантов стала следствием давки и стрельбы провокаторов по толпе.

«В Литве, как и по всему Союзу, правоохранители и военнослужащие подвергались нападениям. Ситуация была крайне напряжённая, и кровь проливалась не только в Вильнюсе. Естественно, литовским властям было выгодно возложить вину за гибель людей на советских воинов, не разбираясь в обстоятельствах», — заявил Ивашов.

В интервью прибалтийским СМИ бывший второй секретарь Коммунистической партии Литвы Владислав Швед неоднократно говорил о том, что акт медицинской экспертизы, подписанный главным судмедэкспертом Литвы Антанасом Гармусом 26 февраля 1991 года, исчез из материалов дела о штурме телебашни. Но прокуратуру Литвы этот факт не смущает.

«Литовские судмедэксперты установили, что у большинства погибших у телебашни направление пулевых каналов шло сверху вниз под углом 40−60 градусов. Причём один был убит пулей образца 1908 года для винтовок Мосина образца 1891/1930 годов. Но ведь десантники были не в телебашне, а стояли перед толпой», — цитирует Шведа портал Rubaltic.ru.
В разговоре с RT председатель Военной коллегии адвокатов Москвы Владимир Тригнин заявил, что в деле о событиях 13 января литовская прокуратура неслучайно выбрала формулировку «преступления против человечности». На данный вид правонарушения не распространяется срок давности.

Такой подход позволяет привлекать к уголовной ответственности стариков и умерших людей. Действительно, некоторых из списка фигурантов резонансного дела уже нет в живых. Так, в 1991 году умер Борис Пуго, в 2007 году — Владимир Крючков, в 2009 году — Олег Шенин.

«Этот процесс имеет отчётливую политическую подоплёку. Вряд ли речь идёт об установлении истины. Просто литовским властям выгодно поддерживать постоянный шум вокруг январских столкновений. Из борьбы с советскими войсками они пытаются сделать культ для последующих поколений, чтобы легитимизировать литовскую государственность и демонизировать современную Россию», — пояснил Тригнин.

Адвокат подчеркнул, что с юридической точки зрения расследование литовской прокуратуры является бессмысленной акцией, которая к тому же не нашла международной поддержки. 

В 1991 году Москва не признавала независимость Литвы и потому обладала законным правом на силовой сценарий восстановления конституционного порядка, напомнил Тригнин. При этом литовские власти в 1991 году опирались уже на собственную правовую базу, которая трактовала ввод советских войск как агрессию.

«Это извечная вилка между правом нации на самоопределение и правом государства защищать свою территориальную целостность. Конфликты на постсоветском пространстве демонстрируют, что найти компромисс в таком вопросе невозможно, а вот спекулировать на юридических формулировках, провоцировать и зарабатывать политические очки можно сколько угодно», — констатировал Тригнин.

Поделиться
Поделиться
Отправить
По теме