Терминал Де-Кастри находится поблизости от одноименного поселка в Ульчском районе на севере Хабаровского края. Сегодня это один из крупнейших нефтеналивных портов Тихоокеанского побережья России и самый удаленный объект инфраструктуры проекта «Сахалин -1». Ровно 10 лет назад отсюда ушел первый танкер с сахалинской нефтью. За годы успешной эксплуатации терминала отгружено свыше 76 млн тонн «черного золота» на экспорт и, что важно, не допущено ни одного происшествия.
Проект «Сахалин-1» реализует международный консорциум, в состав которого входят российская государственная компания «Роснефть», японская «Содеко» и индийская «ОНГК Видеш ЛТД». Оператором является «Эксон Нефтегаз Лимитед» - дочерняя компания «Эксон Мобил». Проект ведет добычу на трех морских месторождениях, расположенных на северо-восточном шельфе Сахалина — Чайво, Одопту и Аркутун-Даги. Потенциальные извлекаемые запасы составляют 307 млн тонн нефти и 485 млрд кубометров газа.
Вся произведенная нефть сначала поступает на береговой комплекс подготовки Чайво. После процесса стабилизации по 226-километровому трубопроводу нефть приходит на терминал Де-Кастри. В пути она пересекает остров с востока на запад, затем труба ныряет под пролив Невельского. По материковой части суши нефтепровод тянется еще 80 км и впервые выходит на поверхность уже на терминале Де-Кастри. Нефть поступает сюда непрерывно – объемом 1 тыс. 700 кубометров в час. Погрузка нефти на танкеры осуществляется при помощи самого крупного в мире выносного одноточечного причала «Сокол» весом 3775 тонн, расположенного в заливе Чихачева. Сооружение, которое возвышается на 61 метр над уровнем моря, было разработано специально для терминала Де-Кастри, с учетом местных сложных климатических условий.
Перемены в судьбе поселка Де-Кастри начались с момента, когда его выбрали для строительства нефтеналивного терминала проекта «Сахалин – 1». В свое время руку к созданию этого крупнейшего инвестиционного проекта на территории Хабаровского края приложил губернатор Вячеслав Шпорт. Тогда, будучи депутатом Госдумы, он лично вел переговоры с инвесторами. Сейчас проделанной работой губернатор откровенно доволен, прежде всего, объемами финансовых поступлений в бюджет. Только на реализацию энергетических, коммунальных и транспортных инвестиционных проектов в период строительства терминала от компании было перечислено средств и передано оборудование краю на сумму около 500 млн. рублей.
Президент компании «Эксон Нефтегаз Лимитед» Уэйн Варвик констатирует, что за десятилетие успешной эксплуатации терминала было отгружено свыше 76 млн тонн, при этом ни одна капля нефти не просочилась в море.
Грандиозность проекта подчеркивает руководитель терминала Де-Кастри Анатолий Величко. «В среднем сюда приходит порядка 40 тысяч тонн нефти в день. Если считать в железнодорожных цистернах, то состав растянется на два километра. Важно, что мы построили сооружение в достаточно суровых климатических условиях, в удаленном регионе. И с тех пор 10 лет оно эффективно функционирует. Сегодня мы вернулись на проектируемые показатели отгрузки. Обычно нефтяные проекты дают большие объемы только первые годы, затем происходит спад. У нас ситуация иная, и мы намерены поддерживать такой темп работы в течение ближайших лет», - пояснил он.
Сегодня в штате терминала работают около 400 профессионалов высочайшего уровня, практически все – жители Дальнего Востока и других регионов России. Анатолий Величко подчеркивает, что раньше коллектив практически на 100% состоял из иностранцев.
Помимо создания рабочих мест, компания реализует ряд социальных проектов в сфере образования, здравоохранения, культуры и спорта. Всего на Сахалине и в Хабаровском крае их больше 1300, на эти цели предприятие потратило 28 млн долларов. «Мы поддерживаем разные сферы – от образования и медицины до волонтерского движения и коренных малочисленных народов севера. Только на территории Ульчского района реализовано 243 благотворительных проекта», - рассказывает специалист по связям с общественностью терминала Татьяна Копылова.
В ходе визита на терминал Вячеслав Шпорт встретился с Уэйном Варвиком, чтобы обсудить вопросы, касающиеся ценовой политики на поставку природного газа. Хабаровский край - единственный регион, который имеет проблему высокой цены газа, Уэйн Варвику было озвучено предложение снизить эту цену. Также стороны обсудили вопрос по строительству завода по сжижению природного газа. Известно, что поселок в Ульчском районе рассматривается в качестве одной из площадок.
Напомним, что этот проект будет реализовываться компанией «Роснефть» в партнерстве с «Эксон Мобил» за счет газа проекта «Сахалин – 1». Проектная мощность первой очереди завода - 5 млн тонн в год с возможным расширением в будущем.
Алла Шпарейчук