Полувековой юбилей отметил хабаровский троллейбус. Морозным январским днём 1975 года в свой первый рейс вышла «единичка» - от Комсомольской площади до аэропорта. Почему этот маршрут в краевой столице долго оставался единственным, как пытались развивать электротранспорт в краевой столице и что из этого получилось, выяснял корреспондент ИА «Хабаровский край сегодня».
Электрический долгострой
В России первый прототип троллейбуса появился ещё в самом начале прошлого века. Но дальше демонстрационных поездок тогда не дошло. В дореволюционных городах в то время интенсивно развивались трамваи. Идеи изобретателя Петра Фрезе воплотились в жизнь уже при советской власти. Первый в стране троллейбус пустили в Москве в 1933 году. А в 1939-м по столице колесили даже двухэтажные ЯТБ-3. Купили один образец у англичан, на ярославском автозаводе разобрали его по винтикам и создали свою собственную модель двухэтажного троллейбуса. По Москве они ездили до начала 50-х годов.
В мирное время о видах на развитие электротранспорта в Хабаровске вспомнили. Но из двух альтернатив - между трамваем и троллейбусом -местные власти выбрали первый вариант. Укладка рельсов началась в 1953-м, а уже к концу того десятилетия трамвайные линии связывали центр города с самыми отдалёнными пригородными посёлками (район Химфармзавода, пос. Кирова, Пятая площадка).
Тем временем, став первым секретарём ЦК КПСС, Никита Хрущёв оказался главным популяризатором троллейбуса в Советском Союзе. Это именно он, ещё будучи вторым секретарём Московского горкома партии, в начале 30-х запустил первую в стране троллейбусную линию в столице.
Морозилка на колёсах
Контактную сеть, тяговые подстанции и депо для троллейбусов в Хабаровске достроят только к 1974 году. Тогда-то и объявили набор слушателей для обучения водителей пока еще не виданного в городе транспорта. Первые две группы отправили осваивать навыки вождения во Владивосток и Читу. Третью на месте учила прибывшая с запада страны выпускница Воронежского автомобильно-транспортного института Валентина Девицкая.
Как вспоминает её ученик, а ныне один из самых опытных в Хабаровске водителей троллейбуса Виктор Ильченко, она-то и привнесла элементы жаргона. В европейской части, на Урале и в Сибири троллейбусы было принято называть «сохатыми». Но в Хабаровске такое наименование почему-то не прижилось. Но по аналогии с лосем и из-за напоминающих рога токоприёмников хабаровчане новый для себя вид транспорта прозвали «рогатым». Так это словечко у нас живёт до сих пор.
Старт троллейбусного сообщения в Хабаровске был обставлен максимально торжественно: автобус с громкоговорителями, прибыло городское и краевое начальство. Правда, первый блин вышел всё-таки комом.
Как вспоминают первые пассажиры и водители, в собранных на заводе имени Урицкого в саратовском Энгельсе троллейбусах ЗиУ-9 было так же холодно, как и на улице. Видно, не учли конструкторы особенностей дальневосточного климата.
Будущее у троллейбуса есть!
Постепенно на смену этим холодным моделям приходили другие, с подогревом салона. Троллейбусов на линии становилось больше. Однако маршрутная сеть электротранспорта словно замерла. В то время как в Чите и Владивостоке работали десятки троллейбусных маршрутов, в Хабаровске на долгие десятилетия сохранялся единственный рейс №1. Чуть позже, правда, добавили его укороченный вариант - с разворотом у Дома одежды на случай перекрытия центральной части города во время масштабных празднований.
Были планы пустить «рогатых» в Южный и Северный микрорайоны. Но им не суждено было сбыться. Электричество дорожало, трамвайно-троллейбусное управление терпело убытки и в конце концов обанкротилось. Маршрутная сеть вновь сократилась до «единицы». В городе всерьёз заговорили о ликвидации троллейбусов. Мол, часто случаются обрывы, машины встают и создают помехи движению на главной улице Хабаровска. Так лишился троллейбусного сообщения соседний Благовещенск, прекратили работу «сохатые» и во многих других городах страны.
Однако благодаря инициированным президентом России Владимиром Владимировичем Путиным национальным проектам развитие электротранспорта вновь было объявлено приоритетным в стране.
В Хабаровск теперь поступают новые современные модели троллейбусов - с увеличенным автономным ходом, отечественной и белорусской сборки. Они могут без проводов проезжать десятки километров, очень тёплые и комфортные. По сути, хабаровский троллейбус переживает новую веху в своём развитии. И опять открываются новые маршруты.